Стихотворение месяца 85 - обзор Ольги Дмитриевой

Тм Гуси-Лебеди
1. "Карантин"

Манит улица меня, но на улице проказа
Тихо рыщет, ищет жертв, развлекается вовсю.
Обернулся дом тюрьмой – без суда я был наказан,
Запечатан сатаной в карантинный скучный сюр...
 
Мне не лезет гречка в рот, и тушёнка надоела;
Опостылел потолок: душу давит словно пресс.
Маринуются в тоске за неделею неделя,
По стене змеёй ползёт ядовитый демон – стресс.
 
Перечёл десятки книг и защёлкал пультом телик,
О проблемах бытия дискутирую с котом;
Страшно форточку открыть – как бы зло не залетело
И меня не замело в деревянный макинтош...
 
Манит улица меня... Я гляжу заворожённо
На деревья и траву, на гуляющих собак.
Как прекрасен за окном этот город заражённый,
Где чума чеканит шаг, а врачи идут ва-банк.
_____
Да, самоизоляция интроверту рай, а экстраверту – апокалипсис)))
Несмотря на жалобы ЛГ, видно, что потенциальная энергия карантина успешно переходит в кинетическую энергию творчества)))
Стоит ли говорить очевидное про рифму макинтоша с котом?))) Не понравилось употребление слов «проказа» и «чума», для меня в них излишне отрицательный заряд. С другой стороны, это может быть махровая вкусовщина, а автор всегда прав)))
(5/4)

*****

2. "Летай!"

                Помнишь состояние души,
                когда взлетаешь?
                Не телом - нет,
                душою воспаряешь!
            
Бывало раньше, что весною
Лишь только я глаза открою,
И тёплый ветер из оконца -
Лечу, лечу навстречу солнцу.

А что теперь? Уж час который
Брожу по дому, через шторы
Смотрю на мир я безучастно -
Где радость, где полёты, счастье?

Скрипучий голос - это старость -
Немного радости осталось.
Отменены твои полёты.
О чём ты? Что ты? Что ты? Что ты?

Я не прошу ни серебра, ни злата.   
Лишь радости немного, как когда-то.

Ну что же, я тебе поверю
И пред тобой открою двери -
Там радость, чудеса за ними.
И это чудо не отнимут.

Перо, бумага и терпенье,
А заодно и вдохновенье -
Отыщешь радость ты в Стихире.
Да не метайся по квартире!

Стиха науку познавай и
В омут головой, а хочешь - в Рай.
Летай!
_____

Сразу всплыло в памяти:
«Странная женщина, странная,
Схожа ты с птицею раненой,
Грустная, крылья сложившая,
Радость полёта забывшая…» (Л.Рубальская)

Вот это правильно: Летай!
Душа крылата всегда, даже когда тело предаёт.

Вот, удивительно, а у меня в слове Стихи.ру/Стихира намертво закрепилось ударение на последний слог)))
Слово «метайся» не рекомендуется к употреблению.
Не хватает знаков препинания у прямой речи, чтобы отделить слова ЛГ и её внутреннего голоса)))

(4/4)

*****

3. "Дорога Севастополь — Форос"

Где же ты, маленький домик,
С брызгами моря на завтрак.
Сонны пустынные пляжи,
Снег их покроет завтра.
 
Яркими пятнами сосны
Серый пейзаж освещают.
Где же ты, маленький домик,
Я уже не различаю...
 
Сколько минуло вёсен
С той, обжигающе юной,
Солнечной и беспечной,
Сколько? Не вспомнить дюнам.
 
Скупо здесь время мерит
Спящий каменный рыцарь*,
И можжевельник древний
Ответ на него не отыщет...
---------------------
*Спящий рыцарь — гора в окрестностях Ласпи.
_____

Такая милая сентиментальная ностальгия, и даже неровный ритм здесь – как перебои в сердце. Последний катрен только подкачал, строки про рыцаря замечательные, а дальше тупик. «На него» – на кого не отыщет ответ можжевельник? Из текста следует, что на рыцаря. Нет, общий смысл, конечно понятен: «я спросил у ясеня», но дюны не ответили, и можжевельник тоже промолчал. Но он и молча свысока выражает неодобрение своим подвешенным состоянием)))
(4/4)

*****

4. "Актриса"
 
Опущен занавес... звучат аплодисменты,
Довольны зрители финалом новой пьесы,
Из ложи слышатся актрисе комплименты,
Игравшей роль невозмутимой баронессы.

На реверансы выходя и на поклоны,
Актриса вежливо автографы давала,
Цветы бросая знатной диве, восхищенно
Кричала публика -Брависсимо!- из зала.

Лицо сияло ослепительной улыбкой,
Но вот безмолвие гнетущее во взоре
И хрупкий стан, чуть схожий с плачущею скрипкой,
Внушали явственно, что где-то рядом  горе.

Домой актёры утомлённые спешили
И лишь её никто не ждал в пустой квартире,
А завтра утром, до спектакля, на могиле
Она цветы свои оставит дочке Ире...

...Заполнен зал, погашен свет, аплодисменты...

_____

Вспоминая цитату «Сердце актёра – это кладбище несыгранных ролей», можно её продолжить: и кладбище истинных чувств. На сцене только роль, и больше ничего. Но мы ведь и в жизни не всем показываем, что происходит в сердце. Только близким. А если таковых нет, то носим «на публике» маску «всё хорошо».
Показалась неуклюжей фраза:
«Из ложи слышатся актрисе комплименты,
  Игравшей роль невозмутимой баронессы».
Её бы поправить, к примеру:
«Из ложи сыплются цветы и комплименты
 Актрисе в роли хладнокровной баронессы».
Но автору виднее!)))
И ещё: «Но вот безмолвие гнетущее во взоре»? Вроде бы и считывается, что это пустой мёртвый взгляд, но словесно не нравится.
(3/4)

*****

5. "Бабы тают"

Сыплет январик снегом, хмурый и непригожий.
Снег полетит-растает, словно в каком-то марте.
Бабу смешную слепим, праздники подытожив.
Баба осядет набок, выказав свой характер.
Чем же, скажи на милость, снежной не угодили?
Сильные ветки-руки, угли-глаза с подводкой.
Мы, как могли, старались. Вышла не баба – диво.
Нос из морковки свежей очень изящно воткнут.
Голову запрокинет, руки протянет к небу,
томно закатит глазки баба, что мы слепили.
... Плещется солнце в тучах, как молодая нерпа,
балуясь, поджигает скудной зимы опилки.
Я разгадать стараюсь странные бабьи жесты.
И почему-то сердце гулко стучит под майкой.
Видно, у бабы снежной, как у любой из женщин,
с логикой непорядок – таю, но не ломаюсь.
_____

Улыбаюсь. Поначалу слегка иронически и невинно, а в конце – бамц, двусмысленность. Хочется спросить, а если бы слепили снеговика-мужика? Он бы гордо не таял до самого 8 марта, или сломался сразу? Логике бы понравилось))) В общем, потенциал тут есть, но пока похоже на полурастаявшую снегобабу.
«Плещется солнце в тучах, как молодая нерпа» - настоящая жемчужина в тексте, недоумевающая, как она тут очутилась? Ей другое окружение нужно, чтоб под стать было)))
(3/3)

*****

6. "Стадо"

Стадо – не общество.
Разницу надо
всем уяснить бы.
И сущность расклада.
 
Место-то общее -
место под солнцем!
Стадо – в хлевах: там,
где нет и оконца.
 
Смрад и зловоние.
Глотка химеры*
входом там служит.
Любви нет и веры.
 
Проблески разума:
как выжить стаду?
Сбиться бы кучкой,
сплотившись зад к заду.
 
Те, кто с рогами здесь-
авторитеты...
Стань гражданином!
Талант есть? – Поэтом!

И вспоминайте
премудрый секрет:
стада не сделать из граждан.
Нет! Нет!
-----------------------
* Термин «химера» в теории этногенеза введён Львом Гумилёвым. Химеру можно охарактеризовать как общность выпавших из этносов людей. В ней господствует бессистемное сочетание несовместимых между собой поведенческих черт, на место единой ментальности приходит полный хаос царящих в обществе вкусов, взглядов и представлений. В отличие от этноса химера не может развиваться, а способна лишь некоторое время существовать, впоследствии распадаясь. Возникшие в недрах химеры антисистемы выступают, как правило, инициаторами кровопролитных конфликтов, либо химера становится жертвой соседних этносов.

_____
Ох, кто-то внезапно разбудил во мне злобного критика, и вечер перестал быть томным)))
Гражданская позиция, гражданская поэзия. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Можете закидать меня тапками, но я не принимаю «гражданинскую» поэзию. У Пегаса есть корм повкуснее, лучше отвечающий самому понятию Искусство. Есть, конечно, отдельные гражданские шедевры у классиков, но в большинстве это непривлекательное чтиво. Лучше почитать Гумилёвых. Отдельно – чудесные стихи отца, отдельно – публицистику сына, и не смешивать.
Прошу прощения у автора, который, конечно же, прекрасно понимает, что на всех не угодишь.
По технике: внутренние связи, опять же, у автора в голове. Додумать можно, но при этом теряется цельность и непрерывность эмоционального отклика. Выбор слов небрежный, как будто случайный, что под руку попалось. Противопоставления натянутые, возникает протест. В итоге то, что по идее призвано будить самосознание и менять умонастроения общества, на мой взгляд скорее вызывает отторжение.
(3-/3-)

*****

7. "Они"

Так вот и жили они две тысячи долгих лет:
просыпались в одной кровати, кипятили на кухне чай,
потом смотрели кино, ели суп в обед,
ей нечего было сказать, да и он молчал.
Маршрут до шага выверен – работа и магазин.
Соседи даже не знали толком, как их зовут.
Она всерьёз считала – её мужчина неотразим,
следила за ним с балкона, если вышел на пять минут.
Он дом не построил, деревьев не посадил,
но были два сына, не хватавшие звёзд с небес.
Доживший чудом до возрастных седин,
зевал от безделья его подреберный бес.
Пылился на полке десяток ненужных книг,
в халате сатиновом высохла жизнь давно.
И смертной скукой веяло так от них,
что день весенний повесился за окном.
_____
Трагично, но как-то не очень достоверно)))
«Она всерьёз считала – её мужчина неотразим,
следила за ним с балкона, если вышел на пять минут»,
вот такие как раз молча, на автопилоте не живут, им всегда есть, что сказать,  куда больнее шибануть и кому потом космы крашеные проредить)))
«Соседи даже не знали толком, как их зовут». При чём тут соседи? Оно им надо? Не все люди экстраверты, стремящиеся к активному общению со всеми и каждым)))
«Он дом не построил, деревьев не посадил,
но были два сына, не хватавшие звёзд с небес»,
дом мужику построил застройщик, за его, между прочим, мужика, деньги. Деревья за него посадили во дворе активисты ТСЖ во время апрельского субботника. А вообще, про дом и дерево в современных реалиях – уже устаревшая концепция))) А два сына – это хорошо. Это естественное восполнение генофонда, и Их семейная жысь уже не бессмысленна!

«в халате сатиновом высохла жизнь давно»,
да ясно, ясно, но звучит всё равно странненько. Угрожающе даже. Жизнь в халате. Сначала был просто халат, а потом вдруг в нём что-то завелось))) А потом благополучно высохло.
Вот беса подреберного определённо жалко. Ему даже пыльную книжку со скуки не почитать.
«И смертной скукой веяло так от них,
что день весенний повесился за окном», такое впечатление, что вот ради этих двух строк концовки всё и затевалось))).
Но целое не получается, рассыпается. Чуточку побольше внимательности, отслеживание внутренних связей и всех возможных «кривочтений», и всё было бы отлично.
Простите! «Остапа понесло»…
(4/3)

*****

8. "Мальчишка"

Живёт во мне мальчишка с давних лет,
То попритихнет, то раздухарится,
Домой вернется в мокрых рукавицах,
В снежки играя сверстникам вослед.

На спор возьмётся сплавать за буйки,
Сезон купальный начиная в мае...
Качают головами, осуждая,
Ровесники его, сплошь старики.

Устанет мой мальчишка и уснёт,
Тогда я сам, едва угомонившись,
Корю его: "Старик, уж это слишком,
Не забывай про возраст, обормот!"

Он "существует - и ни в зуб ногой",
Творит, что хочет, не спросясь, не споря,
И с ним легко сосуществуют море
И все, что приключается со мной.
_____

Доброе, озорное! Улыбаюсь! Привет, мальчишка! Айда на море?! Завидую (по белому) его внукам – мне бы такого милого крутого дедулю!)))
(5/5)

*****

9. "Зона риска"

Я прописался в зоне риска,
Разубеждать - напрасный труд.
И та, с косою, где-то близко -
У нас подолгу не живут.
 
Лимит присутствия  исчерпан,
Всё по заслугам и труду.
И для меня, пожалуй, черти
Там припасли сковороду.
 
Ведь я всегда ходил по краю,
Домашней лености назло,
Да и теперь судьбой играю,
Хотя, отчасти, не везло.
 
Промчалась целая эпоха,
Дела подспудные верша.
Работал, вроде бы, неплохо,
В заначке только ни шиша.
 
Не так давно друзья приснились,
Жаль, новой встречи не дано:
На то, как видно, Божья милость –
Их в этом мире нет давно.
 
И я устал от жизни пресной:
На всё наложено табу.
Быть может, вирус неизвестный
Вдруг сам окажется в гробу?
 
И выйдут на свободу люди
Из опостылевших  квартир...
Наверно, нас тогда не будет,
А вы рискуйте, стройте  мир.
_____

Рановато ЛГ лапки складывать, итоги жизни подводить. В зонах риска всегда есть открытые форточки и подпиленные решётки, и никто никого не удержит сбежать и замутить чертякам воду))) Они о сковородках сразу забудут.
Минус один – за фатализм.
(5/4)

*****

10. "За месяц до войны…"
                (Из воспоминаний мамы)

Ура! Мы едем в *Горький мне за платьем
На газике в ближайший выходной…
И вот желанный свёрточек в объятьях.
А в сквере пахнет липой и весной…
 
Цветут жасмины пышно... карусели
Навстречу утру тёплому спешат.
На разноцветных лодочках-качелях
До самых облаков летит душа,
 
Любуясь лёгким платьицем из ситца,
Что в небе распускается цветком.
В пшеничных косах солнце золотится…
А сколько ждёт заманчивых – потом -
 
Пломбир! Ситро шипящее в стакане!
Медальки - настоящий шоколад!
И эта фотография "на память" -
Я помню тот горящий счастьем взгляд
 
Девчонки в платье с бантом и панаме,
Родителей, что были так юны.
Как звонко хохотали папа, мама
На снимке том за месяц до войны...
***
Отца мы до просёлка провожали...
Он не пришёл назад... война... вина-ааа.
В шкатулке три письма и две медали,
И фото: мама, папа, я, весна...
_____

Воспоминания драгоценны. Люблю старые фото и флэшбэки. Картинка получилась радостная и грустная, живая и тёплая.
(5/5)

*****

11. "Озорник"

Мелкий смерч предгрозовой
пляшет на дороге.
Поднял пыль над головой
и опавшею листвой
запорошил ноги.
 
На обочине траву
сплёл в тугие косы.
Распугав лягух во рву,
продолжать свою игру
Ускакал в покосы.
 
Там стерню он причесал,
делая укладку.
Заглянув на сеновал,
клочья сена покидал
просто по порядку.
 
И потом почти исчез:
скошенное поле
пересёк, а дальше лес –
ели, сосны до небес –
сдрейфишь поневоле.
 
Но слегка подстилку взбил –
хвойные иголки.
Дождик лишь заморосил,
смерч, не тратя больше сил,
спрятался под ёлкой.
_____

По этому стихотворению можно снять прекрасный весёлый и музыкальный мультик для детей в стиле «Стрекозы и муравья», разве что это не басня, а просто набор пейзажных открыток. Но стоило бы ещё поработать над «раскадровкой», некоторые места в 3 и 4 для меня не звучат.
Не буду придираться к рифме «рву-игру», там такой милый живой образ)))
(4/4)

*****

12. "Шопен"

                — Was suchen Sie hier? (Что вы здесь ищите?)
                ...Мы миновали комнату, которая по всем признакам
                когда-то была столовой, и вошли в следующую,
                где у стены стоял рояль. Офицер указал на него рукой:
                — Сыграйте что-нибудь.
                Владислав Шпильман "Пианист"

И когда, задыхаясь в руинах домов обветшалых,
Город вдруг замолчал, неспособный подняться с колен,
На подмостках распятых домов осквернённой Варшавы,
Тишину прорезая, заплакал ноктюрном Шопен.

Где оставил я прежним себя, город помнил едва ли.
Сколько разных смертей обошёл и обугленных стен?
В слабых пальцах дрожащих печальные звуки рояля.
Город будет молчать, пусть сегодня играет Шопен.

Пусть опять оживёт в голове довоенное лето,
Где живые - не мёртвые - сёстры, и братья, и мать,
Где ещё нет в помине войны и варшавского гетто.
Только как же непросто об этом теперь вспоминать.

Город мой обречён, перерезаны руки и вены.
Нет ни крошки еды, с каждым часом труднее дышать.
Только в пальцах всё так же неистовы звуки Шопена.
Здесь навеки оставлены сердце его и душа.

...И когда отзвучало ноктюрна печальное эхо,
Было некому крикнуть когда-то привычное "бис".
Немец долго молчал, он на службе был в городе этом.
Но оставил мне свёрток с едою: "Живи, пианист".
_____

Хороший слог. Хотелось бы не знать этой истории, чтобы познакомиться с ней впервые. Нас всегда трогают красивые, сильные истории. Вопрос на все времена – красота или сила спасают мир? Но в итоге всё упирается в человечность в нечеловеческие времена.
(5/5)

*****

13. "Ветеран"

Одинок, как утёс, как ветер,
Схоронил и жену, и детей,
Ветеран девяностолетний,
Обманувший десяток смертей.

В сорок первый вступил солдатом,
Не успев повзрослеть, полюбить,
Сразу в бой - нет пути обратно...
Жизнь на фронте, что тонкая нить.

Сколько раз он прощался с небом,
С домом отчим, с родимой землёй,
С краем тем, где ни разу не был,
Но стремился заветной мечтой!

И мечта птицей в руки села:
Весь израненный, но живой,
Счастье встретил он в хатке белой
С чёрной вкруг головы косой.

И с момента того молился
Богу сущему, всем святым,
Чтоб земной его век продлился,
Но не дольше, чем у родных.

Но судьба, как всегда, капризна...
Он терял сердцу милых людей,
И от каждой незваной тризны
Становилось больней и больней.

Ветерану лишь май был светел,
Душу тешила мысль одна:
Процветает на белом свете
Защищённая им страна.
_____

«Жизнь на фронте, что тонкая нить». Наши ветераны сами остаются тонкими ниточками, связывающими нас с историей страны. Тема, щемящая сердце, у кого оно есть. Все ветераны – сердце Победы, которое бьётся, пока хоть кто-то их них ещё жив. Низкий им поклон. Но последние три пафосные строчки спорны.
(4/4)

*****

14. "Чумной и одичалый"
 
Ещё студёным отражают тени,
Но призраки рассерженных цветений
Покрыли побережья городов.
Отбросив корни, распуская почки,
Шальной мечтатель вырвался из почвы,
Растение в себе переборов.

Вот он стоит, чумной и одичалый.
Его земля внезапно укачала,
Но как же он земной болезни рад!
Зашкалил градусник извечных истин,
И запах смерти в перегное листьев
Рождает новой жизни аромат.

Межгубный воздух напряжён и плотен,
Пока мечта, достойная полотен,
Не дышит воплощением. Пока
Она глядит, увязнув в тайном чувстве,
Опережая дежавю безумства
На полпути от вздоха до глотка.
_____

Темницы, как говорится, рухнут, и свобода, как водится, нас встретит радостно у входа))) Это навскидку))) На самом деле, эта многослойная «луковичка» универсальна, и восприятие каждый раз будет зависеть от контекста времени и места. Люблю олицетворение, иносказание и метафоричность. Смелое словоупотребление приветствую.
(5/5)
*****

15. "Где же ты?"

Где же ты бродишь, мой суженый-ряженый,
Как мне тебя отыскать?
Годы идут чередою отлаженно,
Больше не пишем мы письма бумажные,
И не такими становятся важными
Чувства. Их лучше скрывать.
 
Вот и живу я с теплом нерастраченным,
Без настоящей любви.
А половинка, что мне предназначена,
Всё перепутала, переиначила,
Будто бы, я ничего и не значила.
Что же, зови не зови...
 
Видно судьбою мне так предначертано –
Век оставаться одной.
Кошка, собака и пупс гуттаперчевый,
Только они каждым прожитым вечером,
Слушают молча и очень доверчиво
Ложь, сочинённую мной.
_____

Неладно что-то в небесной канцелярии. Безбожно там путают стёжки-дорожки, Наверное, добрая половина (или как раз недобрая половина))) вышних клерков любит слушать романсы одиночества. Эти строчки бы на музыку положить, и петь под гитару. Вначале, видимо, кошке, собаке и пупсу – в период самоизоляции, а вслед за тем и для благодарной публики.
(5/5)

*****

16. "В фильме-апокалипсисе человечеству страшно только вначале.
     Потом привыкает. Всё как в жизни"

надо бы набело — не было времени
временно
нагло бы наголо — вырастить заново
загнанны
 
вот оно — выпало
вечности весточка
выждала
задано — выживи
силы последние
выжали
 
так растолкуй сам себе
растолкай себя
разве мы
долгом ли делом ли радостью ранами
разные
 
разово — расами верами верностью
взвесили
войнами воинами нашими-вашими
важно ли
 
не было времени
вместе мы загнанны временно
вот оно
выпало
наголо
заново
вместе мы временно
вместе бы
вместе бы
 
вместе быть
_____

Временно. Временно всё. Даже апокалипсисы. Время всегда роковое, если не роковое, то на грани, если не на грани, то готовится к ней шагнуть. К ней, за неё, ухнуть вниз и – обрести крылья. Или превратиться в гору обломков к радости будущих археологов.
Рубленый строй и звонкий звукоряд революционной агитки))) соответствует воззванию. На слух звучит загадочно и значительно. Но не везде связно, смысл тонет в аллитерациях, приходится его отлавливать где-то между рраскатистым трреском. Не сомневаюсь, что автору очевидна каждая связка, но она и для читателя должна выныривать на раз, или хотя бы на второй.
(3/3)

*****

17.  "Тревожное"
 
Ненастный день, и некуда пойти,
и карантин, и никуда не деться.
Тревоги тень, и полдень без пяти,
и птахой за грудиной бьётся сердце.
 
Работать. Не бояться. Не болеть.
Варить овсянку детям. Мыть посуду.
Читать стихи. Мечтать. Смотреть балет.
Не знать, что смерть поблизости, повсюду.
 
Не раскисать, когда в груди горчит,
когда надавит страх тяжёлой лапой.
Не верить, что не справятся врачи,
что смерть придёт за мамой и за папой.
 
Любить. Творить. Не видеть в новостях
причины жить, от ужаса немея,
Не говорить "мы все умрём" гостям.
Не превращать в поминки юбилеи.
 
Не ждать беды, не злиться на судьбу.
Вдыхать в детей уверенность и нежность.
Пусть все напасти сгинут и пройдут.
Пусть будет всё мечты и яви между.
_____

Блеск! Животрепещущая тема и, несмотря на душевную тревогу, жизнеутверждающий настрой. Такой программе хочется следовать. Начиная со второго катрена, выучить и повторять как мантру перед сном. Тревоги уснут, а проснутся душевное равновесие и гармония. Главное – всем здоровья.
*Любить, творить, работать, не бояться, не болеть, вдыхать в детей уверенность и нежность!*
(5/5)