Легенда о потерянном золоте

Галенит
А начиналось все так.
В начале весны 1945 года Верхне-Адычанская геологопоисковая партия, сформированная в Батагае, была направлена в верховья р.Адычи с целью поисков рудного и россыпного золота.
В  Батагае партия была укомплектована в основном инженерно-техническими кадрами. Кроме начальника партии, Горелова и Сергеева, в партии были геолог по съемке, топограф, завхоз и 2 опытных промывальщика. Еще один геолог, молодой парень лет 26 должен был в начале мая, привести на базу партию 10-12 лошадей, арендованных в ближайшем колхозе или у частных лиц.
В середине марта, получив необходимое снаряжение, инструменты и продукты и погрузив их на оленьи нарты они тронулись в путь. Транспорт состоял из 30 нарт и растянулся в довольно длинную вереницу, управляемую 4 каюрами. Каждый каюр отвечал за 7-8 нарт. К передовой нарте каюр привязывал узды оленей, тянущих вторую нарту, к ней- поводья узд оленей от третьей пары и т.д.В каждой нарте лежал груз по 120-150кг.В эти дни стояли еще крепкие морозы, доходившие по ночам до 45-50 градусов. Если сидеть без движения на нартах, можно было отморозить ноги и другие части тела,поэтому приходилось время от времени соскакивать с нарт и бежать по дороге, чтобы согреться.Да и оленям так было легче.
Первая ночевка состоялась примерно в 50 км от поселка Эге-Хая,в якутской юрте,на берегу небольшого озера.Здесь в лесу был любимый корм оленей,белый мох(ягель),что было немаловажно, учитывая дальний путь и небольшое количество фуража с собой.
На следующий день,к вечеру,караван добрался до конной базы"Якутолово",поселка Оюн-Хомуты,расположенного на правом берегу р.Адычи,среди высоких и крупных лиственниц.Кроме конного двора,где размещалось порядка 100-150 лошадей,в поселке были еще медпункт, радиостанция и продовольственный магазин.В те времена еще не было постоянного автозимника и основные грузы между пос.Эге-Хая и оловянными и золотыми приисками и разведрайонами осуществлялись в основном конным и оленьим транспортом. Здесь для ночлега им выделили пустующее зимовье, обитатели которого в это время вели караван с грузом на прииск Бургавли.
Через два дня их караван прибыл в пос.Верхний Астах, где располагалась база Астахского разведрайона. Здесь, по распоряжению Янского горно-промышленного управления Дальстроя НКВД СССР, они должны были получить человек 15 рабочих из числа заключенных, освободившихся от работы на других приисках. Начальник партии, имеющий уже опыт работы с этим контингентом, прежде всего отправился на переговоры с начальником лагеря, предварительно отлив из партийного бидона со спиртом поллитровую фляжку и прихватив с собой прораба-поисковика Сергеева, т.к большая часть рабочих нужна была для земляных работ, которыми должен был руководить прораб. Оба знали, что от того, какой будет состав заключенных, во многом будет зависеть работа этого сезона и в конечном итоге успех или неудача партии.
Начальник лагеря, капитан Новиков, человек решительный и властный, встретил их вначале несколько настороженно, но увидев принесенный геологами подарок в виде фляжки спирта несколько растаял. По его приказанию ,в кабинет принесли большую сковороду с жареной олениной, невесть откуда взявшиеся в этих краях несколько соленых огурцов и морс из брусники. И конечно же, свежеиспеченный в лагерной пекарне для офицерского состава, белый хлеб. После нескольких первых тостов, ознакомившись с целью визита геологов, капитан покачал головой и пригласил в кабинет своего заместителя по работе с заключенными и попросил его помочь подобрать кандидатов для работы в геологической партии.
Надо сказать, что состав заключенных в лагере был разношерстный. Кроме воров и блатных, были и политзаключенные и простые люди, попавшие сюда за хулиганство или бытовые проступки. Для заключенных работа в геологических партиях была своеобразной отдушиной. Во-первых, это была почти свобода ,без лагерных бараков, охраны, конвоя, строгого распорядка. Во вторых, при хорошей работе в полевых условиях и выполнении плановых показателей, по ходатайству руководства геологической партии, можно было значительно скостить срок своего заключения. Поэтому желающих работать в геологических партиях было много, но при этом надо было постараться подобрать людей, с одной стороны, здоровых и крепких, и покладистых и трудолюбивых, с другой. Желательно было также, чтобы меньше было в партии воров, особенно воров в законе и не было в одной группе заклятых врагов. Не секрет, что во время пребывания в лагерях между отдельными заключенными возникает лютая вражда и пребывание таких людей в одной партии чревато плохими последствиями.
У начальника лагеря были и свои соображения. В каждом лагере были так называемые бузотеры, которые своим поведением приносили уйму хлопот лагерному начальству. Поэтому он был заинтересован хотя бы на какое-то время, а в данном случае почти на полгода, избавиться от таких заключенных.С учетом всех этих обстоятельств, не спеша покончив с принесенной фляжкой спирта и жареной олениной, было отобрано 12 человек, куда по желанию начальника был включен и вор в законе по кличке "Седой".
Пока готовили заключенных для передачи к ним в партию, в Верхний Астах прибыла из Батагая с этой же целью, еще одна партия, которая должна была работать на поисках олова в бассейне р.Дербеке. Поэтому было решено по Адыче, до устья р.Дербеке идти вместе и дальше разойтись по своим направлениям.
Таким образом, караван уже состоял из 60 оленьих нарт и почти 50 человек. Догрузив в поселке продукты и амуницию заключенных, через 3 дня, двинулись дальше и к вечеру уже были   на развилке рек Адыча и Дербеке. Здесь,в ознаменование предстоящего завтра разъезда было решено устроить прощальный совместный ужин. В честь такого события было выдано по 100 граммов спирта на каждого человека ,что, как показали последующие события, оказалось большой ошибкой. Дело в том, что в другой партии среди рабочих заключенных оказались  несколько человек, которые в лагере были врагами "Седого".После выпитого спиртного завязалась драка с применением ножей и топора, в результате которой один из нападавших был убит, а сам "Седой" тяжело ранен.Остановить драку и успокоить разволновавшихся заключенных, готовых стеной пойти друг на друга, удалось только под угрозой применения огнестрельного оружия с помощью предупредительных выстрелов.
Ужин был испорчен, но хуже было другое. Начальники обоих партий, как несущие персональную ответственность за происшедшее, должны были вернуться в Верхний Астах, сопроводив туда 2-х зачинщиков драки, раненого"Седого" и убитого заключенного.На следующее утро, на 4-х нартах, в сопровождении 2-х каюров и 2-х связанных за руки заключенных они отправились обратно, а поредевшие партии в подавленном настроении ,оставшись без своих начальников тронулись каждый по своему направлению. Никто не мог сказать, что будет дальше с начальниками партий?(продолжение следует)