1942 Рене Магритт Память

Елена Юрьевна Амелина
Размышления над работой Рене Магритта "Память" (1942)

Альтернативные названия: Воспоминание
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Аллегорическая сцена
Стиль: Сюрреализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1942
Размеры работы: 59 х 49 см
Местонахождение: Частная коллекция


Рене написана картина,
Назвал её он в честь войны,
Чтоб пронести в веках кручину,
Чтоб горечь не забыли мы.

О той войне, что нам оставила
Скорбь, горести, тоску и боль,
Запомнить в вечности заставила
Войны прошедшей крики, вопль.

Мраморный бюст на первом плане -
Античный юноша младой,
А на виске с кровавой раной
Образ, несущий смерть, покой.

А справа видим доски сбиты,
Как знак гробов захоронённых,
Бюст - символ воинов убитых;
И шар, на сферы разделённый.

Шар значит взорвано сознание,
Где нормы все морали попраны,
А в небе видим очертания,
Как будто дирижаблей с бомбами.

Магритт в работе отражает
Мысль примитивности войны,
Несущей смерть, что умерщвляет
Живое на своём пути.

Магритт писал работу "Память"
Прямо в разгар, в сердце войны,
Нам тяжко это всё представить,
Но помнить о войне должны.

РЕЦЕНЗИИ:
***
Рецензия Сергея Кузнецова 32:

Я вижу госпиталь военный,
Готовы доски на гробы...
Палат больничных запах белый,
Где этот цвет чернее тьмы ...

Как страшно красное увидеть
В пространстве старых простыней,
И содрогнуться, ненавидя,
Предвидя тысячи смертей ...

***
Рецензия Дим Свириденко:

Война - есть неприятие Любви,
Там ненависть воссела на престоле,
Стараясь уничтожить Круг Земли
Зло преисподней вырвалось на волю.

И даже мрамор, кровь из ран бежит,
Уже больнее никому не будет,
В картине говорит Рене Магритт:
- Не убивайте! Помните, вы - люди!

***
Рецензия Натали Ривара:

Дань о т д а н а...
В копилочке-шкатулке,
Наверно, мазь целебная лежит,
Но залечить непонимание - невозможно,
Оно в виске свербит, кровоточит...
Рефлексом люд выхватывает гибель?
За счастье - матери одни?!
Мужчины точат сабли, чистят ружья,
И этим самым - жизни - с о к р а щ е н ы...
У дерева - есть годовые кольца:
- Смотрите! Во-о-н Там - правей, видны...
Тем, кто погиб не сосчитать... невидимы...
Но залиты колодцы кровью
Н е п о н и м а н и е м
Белеет лик в смертельной ране
Невостребованной красоты...


***
Эта работа Магритта написана в 1942 году в самый разгар войны, отношение к которой он ярко заявлял посредством созданных в тот период картин. Здесь художник не использует привычный для его сюрреализма стиль «магического» погружения, когда мы можем часами перебирать множество смыслов. Здесь заявление художника более однозначно, что подчёркивает примитивность самой идеи войны и отсутствие в ней каких-либо глубинных моментов.

В символике Магритта мы часто можем увидеть шар - вероятно, символ сознания, которое разделено на два полушария. В данном случае, напряжение возникает от события столь грандиозного, что сознание распадается на части, разрушая мраморное безразличие и оставляя на них следы живой крови. Через пролитую кровь война как будто вынимает наше сознание, оставляя неизгладимую рану и разрывает его на две части;  одна начинает стремиться к чистому небу к своей внеземной и чистой природе, на котором, между тем, все еще узнаются образы военных дирижаблей в виде облаков; другая - остается в тени горьких воспоминаний.

Кровь является единственным естественным элементом на картине, освещенным солнечным светом (все тени падают вправо) из нашего мира; мира зрителя. Она указывает на единственный возможный результат войны, который был хорошо знаком современникам Магритта, кровь.

В попытке самовосстановиться на этом тоскливом и пустом поле, человек в своей наивности начинает строить новый мир из подручных материалов; досок. Точно также мы восстанавливаем душу после сильных переживаний за счёт простых привычек из прошлого. Но доски также указывают на деревянные гробы, в которых хоронили солдат. Такая двойственная игра смыслов «жизни», полной надежды и до боли простой «смерти» замыкает картину на центральном красном пятне.

Знаменитый ход Магритта с использованием мраморных скульптур говорит о монументальности восприятия не людей, а их форм. Глядя на это лицо, в сознании всплывает античный образ когда-то красивого юноши с приятными и одухотворенными чертами лица без намека на несовершенство. Этот же образ мраморного изваяния с кровавым пятном Магритт использовал и в других работах, многие из которых носят аналогичное название «Память».

Известно, что работы Магритта вдохновили многих музыкантов на написание песен и оформление обложек (не остались равнодушными к его творчеству Пол МакКартни, Джефф Бек, Пол Саймон, Styx, Enigma), и именно этот образ использовала группа Pink Floyd и ее «визуальный гений» Сторм Торгерсон в одном из своих наиболее знаковых произведений - видео на песню «High Hopes», в котором присутствуют и другие образы и объекты миров Рене Магритта.