Штурмовая авиация

Владимир Литвишко
"Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии как хлеб, как воздух" - эти слова И.В. Сталина, прозвучавшие в 1941 году, оставались актуальны до самого конца войны. Задачи, ставившиеся перед штурмовыми авиаполками, были настолько сложными, что согласно приказу Сталина в 1941 г. летчикам-штурмовикам звание Героя Советского Союза присваивалось за 10 боевых вылетов. Их еще надо было совершить, ведь потери одноместных "илов", не имевших на борту кабины стрелка были вдвое выше, чем у истребителей. Любая штурмовка проводилась под ожесточенным огнем противника."

(Из предисловия к сборнику военных мемуаров-интервью "Штурмовики" под редакцией Артёма Драбкина)
***
К слову сказать, судя по прочитанным мною воспоминаниям - интервью с лётчиками-штурмовиками, первые десять вылетов уходили у лётчика-новичка, лишь на обучение способности ориентироваться в боевой обстановке! Естественно, что их ставили  в парах ведомыми, задачей которых было повторять то, что делает ведущий!
 И, несмотря на то, что после 1943г. обучение проводилось лучше, а немецких самолётов было меньше в воздухе - потери не уменьшались.
 Появились и у нас настоящие асы! Однако, часто бывало, что даже лётчики совершившие по сто и более боевых вылетов, и теперь уже летавшие со стрелком - хотя и представлялись к званию Героя, но так и не получали его... Один из ярких примеров этому, совершивший в конце войны 60 боевых вылетов, и ставший после неё киноартистом Владимир Гуляев. Уверен, что все помнят его в роли милиционера Володи, замаскированного под таксиста в фильме "Бриллиантовая рука".




Разбор полётов. Здесь же новички,
что в бой уйдут в составе экипажей.
Расширены у юношей зрачки.
А слушают - почти не дышат, даже.
Рассказывает опытный пилот,
как выжить под обстрелом на штурмовке.
Привёл вчера он в дырах самолёт,
управился едва, со всей сноровкой.

Стрелок был ранен, но остался жив.
У лётчика в кабине есть осколки.
... Он речь свою ведёт про виражи;
про то, как отбомбиться с большим толком,
и правильно использовать прицел;
а так же не терять ориентиры;
и свой аэродром, возврата цель
найти суметь, не став мишенью тира.

Парнишек этих учат неспроста.
В училище одно, а фронт - другое.
Им налетать бы, хоть часов полста!
...Но подаётся, вдруг, команда к бою,
по самолётам лётчики бегут,
чьи техники снимают камуфляжи.
Урок окончен в несколько минут.
...Кто не вернётся, думать страшно даже...