6. Лепесток сакуры. Простота и прозрачность в хайк

Татьяна Игнатова 5
    В пятом разделе мы добивались плавности и созвучности в хайку. Но было замечено, что нам не всегда удаётся отказаться от метафор и сравнений, чтобы передать чувства и впечатления от увиденного. А если это происходит, значит, мы ещё не достаточно владеем другими средствами. Какие же у нас есть средства?
Через описание природы  мастера в хайку «изображают увиденные ими вещи, и это (изображение) вызывает чувства... Одно лишь называние "увиденной вещи", произведенное в определенном контексте, "истинное" (макото-но) ее изображение, ее связи вызывают у искушенного читателя точно запрограммированные чувства. Притом, чувства, испытываемые самим поэтом, остаются "за кадром", но тем не менее абсолютно понятны читателю, "прозрачны" для него (Масаока Сики употребляет глагол суку - "быть прозрачным", "просвечивать") Чувства поэта, вызванные "объективной красотой", могут быть отражены в тексте хайку, но займут там скромное место. Восклицательные частицы я, кана, пишет Масаока Сики, не следует воспринимать буквально как выражение чувств, они часто используются только для сохранения ровного счета слогов (5-7-5) и не несут эмоциональной нагрузки.
Масаока Сики считает, что традиционный жанр движется от негативности к позитивности, от субъективности к объективности, вместе с тем предполагает и своеобразный синтез: элементы негативной красоты вторгаются в сферу позитивной красоты и наоборот.
Рассмотрим  пример лучшего стихотворения Басё "Старый пруд":
Фуруикэ я                Старый пруд.
Кавадзу тобикому       Прыгнула в воду лягушка.
Мидзу-но ото              Всплеск в тишине.
Масаока Сики увидел в нём стремление к простоте. "Почитание простоты", "вкус к простоте" - так поэт определяет основное веяние в эпоху Басё.  Он говорил: "Что касается хайку, то лучшие из них рождаются, когда просто выпускаешь их из головы" (Масаока Сики, 2, 491). Такому рождению непременно должна предшествовать глубокая внутренняя концентрация, но в тексте она не должна ощущаться. В этом и состоит, смысл и природа "простоты" (кантан). Басё разъяснял своему ученику Сядо: Хокку - это не собрание двух-трех вещей, как твои стихи, это должно быть кованое золото" [Масаока Сики, c. 491). Он говорил: "Хайку - это связь вещей".
Масаока Сики отмечает, что Басё и его ученики часто прибегали к так называемым "ложным словам" кёдзи, т.е. словам, не несущим никакого смысла, а нужных лишь для ровного счета слогов, для ритмической правильности. К ложным словам он относил восклицательные слова я, кана, служебные частицы ка, мо, глагольные тари, кэри, цу, ну. Присутствие кёдзи в хайку указывало на принципиальную емкость пространства хайку, оно вмещало и незначимые слова, создавая ритмические и смысловые паузы, необходимые для дыхания. Создается дополнительное пространство "в тесноте стихового ряда" (Ю.Тынянов). Подобное же явление наблюдается в средневековой китайской поэзии, где незначимые слова употреблялись для ровного счета знаков в стихе и для сохранения заданного интонационного и мелодического рисунка.
Басё подчинил себе "простую" лексику обыденного японского языка. Он говорил: "Нужно говорить повседневными словами, но так будто говоришь древними" [Басё кодза, т 1, с.266].

   Исходя из этого, что мы имеем?  Простой язык, не лишённый мелодичности и плавности, весьма лаконичен так, что допускает включение неких междометий, создающих информационную разгрузку и интонационную паузу, как вздох.  Но то, что мы описываем, должно быть максимально просто и прозрачно для понимания читателя, производящее в нём знакомые сердцу образы  и вызывать соответствующие  чувства. Мы говорим на русском языке, перед нашими глазами картины русской природы, за редким исключением. Есть ряд знакомых нам образов, вызывающие закономерные чувства. Например, какие чувства испытываем мы, видя картину осени? А зимний заснеженный пейзаж, наводящий нас на мысль об одиночестве и расставании? Грусть, меланхолия, сплин… Грусть – негативное чувство... В виду выше приведённого текста, почему бы и нет. Тонкое переплетение подмеченных метаморфоз природы наводит нас на размышление о вечном и прекрасном. Не забываем, что хайку – это поэзия. А поэзия может вызывать различные чувства. Но находя золотую середину, мы не будем предаваться крайностям, разрушая мир и гармонию, что является самым главным.
Итак, пишем хайку просто и прозрачно без использования сравнений и метафор, не называя чувств и невещественных  понятий.  Рисуем знакомые нам образы, вызывающие приятные и умиротворяющие чувства. Сохраняем плавность и певучесть, придерживаемся правильного ритма без стыков и фонетических затычек, избегая сочетания созвучных согласных и гласных: с сосны, с зонтом, на абажуре… В нашей мини-поэзии должен просматриваться знакомый для нас мир, что одним намёком будет строить мост туда, где нам захочется пребывать и возвращаться снова и снова…

Итак, пишем хайку, стараясь доходчиво  донести до читателя на знакомом для него языке  образы без использования метафор, олицетворения, сравнения, невещественных понятий. Пишем просто и прозрачно, используя внутреннюю энергетику, но не напоказ. Плавность, певучесть, красивый слог предпочтителен. Вкрапление негативного позволяется, но без отрыва от реальности, что безусловно уравновешивается гармонией и осознанием вечного, хотя и увиденного в определённый момент. Фантазия может переплетаться с реальной картинкой, но не должна вызывать впечатление искусственности.

Учитывая эти критерии, создавались ниже приведённые хайку, признанные лучшими в одноимённом конкурсе для авторов Стихи.ру:

1-Е МЕСТО
     на небе солнце
 блестит в рассветной дымке
    снегирь на ветке                /Автор   Мохша /

2-Е МЕСТО
     Ёлок останки
 Между засохших ветвей
   Тряпочный клоун.              /Автор   Георгий Булычев /

    иней на ветках
 под застреху прячутся
   голубь с голубкой             /Автор   Надежда Туманова /

3-Е МЕСТО
     Вечер морозный
 Дремлет на теплой трубе
    Белый котёнок            /Автор   Георгий Булычев /

4-Е МЕСТО
6) морозная ночь
  рыбаки доедают
    уху из леща            /Автор   Надежда Туманова /

(Продолжение следует…)