В хайку, как известно, минимум слов. Поэтому каждое имеет огромный вес. Если перегрузить хайку, то впечатление будет тяжёлым. Но в тоже время хайку не должно быть пустым. Через хайку читателя пытаются развернуть в правильном направлении, показывая то, что должно вызвать незабываемое впечатление и желание снова возвращаться к прочитанному для размышления и домысливания. Поэтому, создавая хайку, отбирают только самые необходимые, точные слова, в то же время избегая искусственности, - всё должно быть естественным. Рисуйте картину, показывая лишь самое необходимое. Акцентируйте внимание на одной детали так, чтобы можно было, ухватившись за кончик нити, размотать весь клубок.
Задача непростая. Но достойная. И для этого:
- Не говорите лишнего, но и не отсекайте нужное. Если без какого-то слова можно обойтись в хайку, ВЫКИДЫВАЙТЕ его безжалостно. Но и не сокращайте стих до понятного ТОЛЬКО ВАМ минимума. Избегайте повторов слов, корней слов, смысла – любого масла масленого – если это не является осознанной задумкой. На всё надо иметь меру.
- Каждое слово должно стоять на своём месте. Для этого мы особое внимание будем обращать на наличие инверсий. Их просто не должно быть!
Инверсия в литературе (от лат. inversio — переворачивание, перестановка) — нарушение обычного порядка слов в предложении.
В качестве примера ниже приводятся результаты одноименного конкурса для авторов Стихи.ру, которые работали над хайку, стараясь тщательно и аккуратно обойтись без лишних слов. При этом отсутствие инверсий должно было обеспечить гармоничное плавное звучание.
1-Е МЕСТО
пустые гнёзда
пролетают снежинки
сквозь сетку ветвей /автор Надежда Туманова/
*
2-Е МЕСТО
на голых ветках
замёрзшие яблоки
стая снегирей /автор Арина Шик/
*
обед для синиц
вперемешку в кормушке
семечки и снег /автор Елена Анирусс/
3-Е МЕСТО
следы ботинок
на снежной крошке пути
иероглифы /автор Мохша/
4-Е МЕСТО
первый снегопад
белую скатерть стелю
в сумерках на стол /автор Надежда Туманова/