Медаль за личную храбрость Абу Талыба Керим-заде

Игорь Дадашев
Родной брат моей бабушки по отцу Абу Талыб Самедович Керим-заде был призван в действующую армию в октябре 1941 г. Он родился в 1913 г. На момент призыва ему было уже 28 лет. По воспоминаниям моей мамы, в семье хранилась крупноформатная фотография, на которой была изображена дружная команда спортсменов-акробатов, образовавших живую пирамиду из людей. Этот снимок датирован концом 1930-х. Среди молодых, загорелых, улыбающихся парней был и мой двоюродный дед Абу Талыб. Я же его помню довольно пожилым, лишившимся слуха после тяжелого ранения на войне, но все еще импозантным, красивым седовласым мужчиной.
Абу Талыб был призван в армию Октябрьским райвоенкоматом г. Баку. Он служил в 324-м стрелковом полку 77-й стрелковой Симферопольской Краснознаменной Ордена Суворова дивизии имени Серго Орджоникидзе. Сформировали дивизию в Азербайджанской ССР. Звание Симферопольской она получила за освобождение Крыма. Боевой путь этого воинского соединения начался в г. Ленкорани. С боями дивизия прошла по Северному Кавказу, затем освобождала центральные районы России (Воронеж, Калуга, Орел). Затем ее перебросили на южное направление, в таврические степи. Военнослужащие 77-й дивизии прошли Харьков, Полтаву, Днепропетровск, Запорожье, обогнули Азовское море, освобождали Ростов-на-Дону, Крым, Прибалтику, а закончили войну в Курляндии.
Правда мой двоюродный дед не дошел с однополчанами до Победы. Он был тяжело ранен в бою под хутором Соломки Херсонской области Украины. К тому времени 77-я стрелковая дивизия в 324-м стрелковом полку которой воевал Абу Талыб Керим-заде, вошла в состав 4-го Украинского фронта. Изучая историю Великой Отечественной войны, мы больше знаем о таких грандиозных сражениях, как битвы за Москву, Сталинград, Курск, но мало кому известно о других, не менее значимых военных операциях, в которых решались не менее важные стратегические задачи войны. Одной из них стала битва за Никопольский плацдарм. Гитлеровский генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн в своих воспоминаниях писал, что значение Никопольского плацдарма невозможно передать словами. Его потеря означала конец войны.
Бои за этот участок фронта Красная армия вела с 28 ноября 1943 г. по 6 февраля 1944 г. В них принимали участие воины шести стрелковых дивизий, половина из которых были гвардейскими. За сто дней кровопролитных боев в этих местах погибло или умерло от ранений около 60 тысяч советских солдат, сержантов и офицеров Красной армии. Непосредственно возле хутора Соломки, где был ранен Абу Талыб Керим-заде, находится кладбище, на котором похоронены 3620 его сослуживцев. Брат моей бабушки тоже мог бы лежать в одной из братских могил этого военного захоронения, если бы его не спасли местные крестьяне. Скупые строки из наградного листа деда Абу Талыба повествуют, что военный техник второго ранга, что соответствовало лейтенанту, А. С. Керим-заде был тяжело ранен 31 декабря 1943 г. в череп и правую руку осколком снаряда во время боя за село Соломки. Артиллерийская батарея, в которой состоял воентехник 2-го ранга Абу Талыб Керим-заде, подбила тогда три вражеских танка. Чтобы увеличить свою огневую мощь, имевший инженерное образование дед Абу Талыб под плотным неприятельским огнем вместе со своим расчетом сумел отремонтировать подбитые и захваченные немецкие танки, так что они стали вполне исправными. Наши военные умельцы уже развернули пушки трофейных танков против немцев, готовясь послать им красноармейские новогодние подарки, как в этот момент Абу Талыб Керим-заде и оказался тяжело ранен.
Фортуна на войне переменчива. А за Никопольский плацдарм бои шли с таким ожесточением, что верх брали то русские, то немцы. После очередной контратаки фашистам удалось выбить наших с захваченных позиций. Тяжело раненный Абу Талыб остался на территории, которую вновь заняли немецкие части. Фашисты ожесточенно добивали наших раненных пленных. Но Абу Талыбу повезло. Его спрятали местные жители в одном из сараев. Они же оказали и первую медицинскую помощь метавшемуся в горячке молодому офицеру. Когда наши снова отбили территорию возле хутора Соломки, то они отправили своего однополчанина Керим-заде в госпиталь. Абу Талыб проходил лечение в Мариуполе, который был освобожден Красной армией 10 сентября 1943 г., за три месяца до ранения моего двоюродного деда. Там же он встретил свою будущую жену Елену, работавшую медсестрой в госпитале.
После выписки из госпиталя Абу Талыб был демобилизован. Кроме почти полной потери слуха, у него сильно ухудшилось зрение. Вместе со своей избранницей он вернулся в Баку. За свой подвиг под хутором Соломки, командование представило Абу Талыба Керим-заде к одной из наиболее ценимых у фронтовиков наград – медали «За отвагу». Ею награждали за личное мужество и храбрость рядовой и сержантский состав, а также младших офицеров.
Сведение об этой награде хранятся в ЦАМО. Фонд 33. Опись 686046. Единица хранения 377