я никогда не был расистом

Валерий Клейман
  Я никогда не был расистом, даже, купил квартиру в гетто эфиопских евреев. Здесь, на своей земле, не звучат оскорблением: русский, марокканец, француз, поэтому себе позволю в этой статье называть своих бывших соседей- эфиопами, т. к. это обозначение страны исхода и не более того.
  Мне было, где-то 25лет, когда работал на заводе, был активным комсомольцем, к нам на вечер был приглашен студент Мединститута- негр, возможно это было сделано для отчета перед вышестоящей организацией, т.к. студент никак не вписывался в рабочую среду. Он был маленького роста, худой и прихрамывал, опираясь на трость, старался вести себя непринужденно, и, видимо, излишнее внимание претило ему. Все пили спиртное и танцевали. То ли кто-то сказал лишнее ему, но я услышал только фразу: “…нет! Это мой друг!“- обращенную ко мне, чем я мог привлечь его симпатию я не знаю, но меня попросили его проводить к концу вечера. Мы шли по ночному городу, в основном говорил он. Я только помню, что на вопрос, заданный мне, какие знания являются самыми ценными? Он сам и ответил: “Знание языков!” Он знал 7языков. Мы, уже прощались и, вдруг, он изрек фразу: “Моя сестра замужем за евреем.“ Он меня этой фразой вывел из состояния безразличия к разговору, и я только автоматически успел спросить: “Что?.. Что?..” Ответа не получил… Тогда, даже, не знал, что есть иудеи и в Африке. Как-то мама сказала об опере Аида, невзначай, что либретто имеет отношение к евреям Эфиопии, я лишь засмеялся.
  Покупая квартиру в Натании, не мог предположить, что могу столкнуться с расизмом с противоположной стороны. Вначале черные детки вязались без конца, то камушки побрасывали, то оравой, как бы невзначай, нападали в темноте. Соседи других этнических групп, подростков этих побаиваются.
   Отпрыски Африки всегда готовы с удовольствием сделать пакость: ну, пописают у твоего порога, ну, набросают мусор, если есть у кого машина, а есть она у многих, разобьют стекло. Почти, каждое утро, идя на море, видел разбитые стекла машин. Шутя, играючи сожгли без причины на стоянке во дворе чью- то машину. Полиция не желает ввязываться в межэтнический конфликт, эти претензии к общине, та, в любой ситуации готова рассматривать, как расовые.
  Старшее поколение работает довольно тяжело, но своих детей родители не в состоянии воспитывать, во многих семьях дети грамотнее своих родителей. Как- то, навстречу шла мать с ребенком лет 9, и он задает ей вопрос: сколько будет, если умножить 4 на 2, и мать промолчала. Живя кучно, как в гето, в этом вижу основную проблему, малыши учатся у более старших: курить, воровать, употреблять наркотики и алкоголь, тому, чем не увлекались, я надеюсь, их деды. 
   Четыре года жил в постоянном напряжении, как-то ночью смотрю в окно, у подъезда потушен свет и слышу случайные звуки металла, спустился, включил свет: эти друзья разбирают на запчасти чей-то мотоцикл. Никто из начинающих преступников в подъезде не живет, спрашиваю: “В чем дело?“-      “Да, вот упал мотоцикл.“- я им: “Звоню в полицию!“ Поднялся и позвонил, пока приехала полиция, исчез и мотоцикл, и пацаны. Но эта группа в дальнейшем не крутилась у подъезда и впредь косо поглядывали в мою сторону. Помладше приходили, т.к. это было удобное место: родители не могли увидеть и застичь их врасплох, когда они пьют и курят, и, конечно, оставляли после себя мусор. В подъезде они обнаружили бесплатную розетку и открыли бизнес по стрижке, оставляя дополнительный мусор. В конце- концов пришлось перекусить провод. В бомбоубежище устроили ночлежку и постоянно там пьянствовали.
 Соседка рассказала: звонок в дверь, она открывает, стоит эфиопский мальчик лет 14-15, говорит: “Проверка газа!“-она пытается закрыть дверь, но он поставил ногу в проем, и в этот момент срывает у нее золотую цепочку, подаренную когда-то ее отцом. На наш европейский глаз, они, африканцы, так похожи друг на друга, что эта бабушка мальчика не запомнила. Рассказал про этот случай жене- она перестала носить золото. Но эфиопские женщины очень любят драгоценности и не боятся их носить. А тот, “национальный герой“, выслеживал свою жертву от самого банка до хостыля, где та жила, и в удобный для него момент ударил старушку по голове и похитил пенсию.
   В нашем подъезде не было эфиопов, лишь одна семья жила на съеме, и, как-то к ним пришли друзья, видно, только приехали, я с ними столкнулся при входе, и, как обычно, стал объяснять, что они ошиблись, на что парень с косичкой, старательно заплетенной мелкими узелками, стал доказывать, на непонятном мне языке, что они не ошиблись- пришлось извиняться. Но были случаи, когда рано утром, идя на море, находил ребят спящими, распластавшись на полу.
  Есть маленькое помещение, где расположены счетчики для воды, газа, и этим местом пользуются для наиболее интимных дел, и, вдруг, дверь туда закрыта на два мощных замка, сосед жалуется, что не может снять показания, а я, про себя думал, что там, внутри лежит покойник, и страшно было открывать двери. Но решился, диском срезал замки, и то, что оказалось внутри, было для меня неожиданностью: там стояли 3 украденных электрических велосипеда. Позвонил в полицию, они приехали и объяснили, что это не мотоциклы, не машины, на них нет номеров, и поэтому забрать их нет возможности. И мальчики продолжали носиться по ночам на украденных велосипедах, спасибо полиции!
  Стою в очереди к кассе, впереди 2- 3 человека, передо мной отец- эфиоп с двумя детьми 10 и 13 лет. Старший должен расплачиваться и у него из кармана брюк торчат 100шк., отец аккуратно ворует деньги шутя, и мне, как свидетелю, неловко, парню надо платить, а денег нет, кассирша торопит.
  Отец говорит, что он давал сыну деньги и меня пытается подключить к разговору, но все же деньги отдает и мальчик расплачивается. Вспоминая эту сцену, хочу описать подобное в жизни моей семьи. Сыну было 9 лет, посылаю купить хлеб и даю деньги, а он говорит, что деньги у него есть. Откуда? Оказывается, у девочки выпали 3 рубля, а сын подобрал, я попросил вернуть эти деньги и на завтра доложить об этом.
  Помнится, две красивые эфиопские девицы пытались расплатиться, найденной визитной карточкой, но поломанной- номер не прошел.
  Но встречал в Израиле эфиопов более не менее успешных, так ко мне приезжала физиотерапевт, женщине было лет 40, муж офицер, дети, семья живут в Квар Врадим, приезжала на машине разминать пальцы на руках после моей производственной травмы.
  Она пришла в Израил с дедушкой и бабушкой пешком, когда ей было 5 лет, мать по дороге умерла, трупы оставляли- некогда было хоронить. В разговоре с ней заметил, что женщины из ихней общины адаптируются здесь лучше мужчин. Она ответила, что у мужчин ментальность арабская.
 Когда физиотерапевт работала с моими пальцами, то обратил внимание, что в цвете кожи у нас не большая разница. И в качестве юмора, хочу обратить внимание на новые парковые скамейки в Натании, что в качестве кентавра, держащего сидящего, использован образ черного человечка, многое у нас в Израиле сделано в оформлении и в дизайне на уровне местечкового мышления, недоучкам кажется, что они на все способны в искусстве.

                П  Е Т  Я   
   Он был очень красив: красный гребешок, такие же сережки, шейка охристо- золотистая, и все это переходило в коричневый цвет, а затем в зеленый и заканчивалось так же золотистыми лапками с острыми шипами. Как этот петушок- бедняга оказался возле моего дома, остается не раскрытой тайной. Но его не любили все, начиная с маленьких детей, которые охотились на него с палками и камнями.
  Подросткам он так же представлял какую-то угрозу, и так как мой дом оказывался в тупике с не пышной растительностью, то он стал убежищем от погромщиков для Пети. Он чувствовал сочувствие и защиту с моей стороны, т.к. мне приходилось прогонять преследователей больших и маленьких.   
  Когда смеркалось, он забирался в кусты и усыпал, но спал он не долго. Видно, по причине отсутствия курочек, в 3 часа ночи Петя просыпался, встряхивал свое чудесное покрытие и начинал кукарекать, и все просыпались, даже те, у кого была под боком “курочка“.
  Так продолжалось месяцами. Дочь позвонила в какой-то мошав, где Петю были готовы поставить на довольствие, оставалось поймать и отвезти, но вот поймать его не удавалось, как я не изощрялся. Петя перестал доверять и мне, это продолжалось до тех пор, пока не пришли более опытные охотники и не похитили петушка рано утром на рассвете.
   Так и остался в моей памяти петушок красавец, стоящий на заборе на фоне алых роз, размахивая крыльями и кукарекая: “Люди! Что я вам сделал плохого!?“ Он был прав, я чувствовал, что эта атмосфера агрессии и мне не дает жить спокойно. В конце- концов мы продали квартиру в этом криминальном районе и купили в другом, более благополучном.