Особенности эстетики в современном дизайне

Евгений Гольдендрут
Эстетика (как философское учение о сущности прекрасного) довольно изменчива и субъективна. Несмотря на попытки подчинить ее тем или иным формальным критериям, практика изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры и других видов творческой деятельности человека регулярно стремится к опровержению стереотипов. Вместе с тем, в каждой художественной сфере существуют достижения, которые многими воспринимаются на уровне совершенства практически на подсознательном уровне. При этом, они могут быть совершенно непохожи друг на друга. Так, можно ли сравнить красоту моря, величие гор и обаяние лесов?

Важно иметь в виду, что в понятии художественного совершенства не существует прогресса. По всей вероятности, уместно говорить лишь о стремлении к его достижению. При этом, критерии могут быть совершенно различными. Все это можно видеть и сегодня, например, в сфере дизайна интерьера, а также при разработке образцов мебели и предметов декора.

В настоящее время в дизайне все чаще делается упор на понятие практичности и полезности. Действительно, бытовой предмет или оформление пространства должны быть удобны и выполнять свои функции. Но разве когда-то было по-другому? Любой предмет в первую очередь должен быть удобен, будь то: кресло, диван или матрас. В этой связи возникает вопрос – не подменяется ли критерием полезности понятие художественной выразительности? Иными словами можем ли мы сказать, что удобное кресло является предметом искусства лишь в силу своих высоких потребительских качеств? Скорее всего – нет. Т.е. в дополнение к практической полезности важно добавить то, что позволит оценить предмет или пространство с художественной (т.е эстетической) точки зрения.

Что же может помочь сформировать художественный образ в современном дизайне? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим, на что ориентировались мастера прошлого. В древности человек подчинял свои художественные решения магическим ритуалам, духовной практике и т.д. В античные времена были важны мифологические сюжеты, которые (прямо или косвенно) имели связи с пантеоном богов. В основе декора предметов и интерьеров в христианскую эпоху лежала идея духовной связи со Спасителем. Начиная с Ренессанса и особенно в период XVIII – XIX веков, люди обратили свое внимание на природу и сокрытый в ней божественный посыл. И лишь с конца XIX века на первый план вышли идеи рациональности и комфорта в чистом виде.

В чем эстетика новейшего времени кардинально отличается от предшествующей? В ней отсутствует (или сведена к минимуму) живая связь с духовной (мистической) составляющей. Современная эстетика, если можно так сказать, «атеистична» по своей природе. Но, в упрощенном понимании, творческая составляющая связана с душой человека. Не по этой ли причине, мы все чаще обращаемся к таким стилям, как: «хай тек», «техно» и т.д., где в основе лежит индустриальность, иными словами, где практически нет человека? Так, в Центре Ж. Помпиду в Париже в основе фасадного декора здания помещены инженерные коммуникации.

Можно ли ожидать возврата «человеческой» эстетики в нашу жизнь? Трудно сказать, но без этого, по всей вероятности, можно рассчитывать лишь на суррогатность творческого процесса и культурную унификацию.

08.03.2014 г.