Укус Горыныча Ч. 2

Людмила Лукьянцева
Часть вторая

        Облокотившись на круглый стол, Иван Лукич наклонил голову и на минуту задумался. Потом встряхнул головой, будто отбросил прожитые годы и вернулся в юность.
– Перед самой войной, – проговорил он задумчиво, – мой отец Лука Иванович поехал к старшему брату Фёдору в город Харбин, граничивший с Китаем. Кроме русских, в нём проживали люди разных национальностей, в том числе и китайцы. Недалеко от рынка жил пожилой китаец по имени Ли. Он был большим мастером по изготовлению чучел любого животного.  Так делал, что не было возможности отличить: мертвый  или живой перед тобой зверь? Мой отец купил у него сразу три чучела: лисы, совы и змеи. Приехал довольный домой, достал покупки и хвастливо заявил:
–  Вот, Алена, подарки вам с сыном привёз. Немного помолчал и добавил: вернее, нашему яблоневому саду. Поставим лису Патрикеевну посередине сада. Сову Маруську водрузим на  старую высокую яблоню  в самом его конце.  Змея,( назвал его Горынычем), положим в траву, где яблоневый молодняк посажен.
  Мама ничего не понимала и смотрела на отца широко раскрытыми глазами.  Тогда я,  по праву взрослого мужчины, ( мне уже исполнилось  семнадцать лет), строго спросил отца:
– Отец, ответь, наконец-то, на кой лад, нам сдался твой зверинец в саду?
–  А ты, сынок, сам подумай, на кой? Голова у тебя, поди, не дырявая.
Я на секунду задумался, потом  стукнул себя ладошкой по лбу и ответил:
–  Понял, отец, все твои зверюги ловят мышей, ведь мыши главные враги фруктовых садов. Ой, отец, какой же ты молодец! Наш старый кот Черныш уже давно с ними не справляется. Теперь они своим видом будут отпугивать мышиную свору.  Скажи, пожалуйста, а зачем к их голове, ногам, а у совы даже к крыльям, привязаны длинные тоненькие лески?
– Ты, Ваня,  принеси-ка, ко мне сейчас лису, я тебе покажу один эксперимент.
Я выполнил просьбу отца: принёс ему рыжую пушистую лису с яркими зелёными глазами, опутанную лесками.
–  Смотри, Ваньша, на лески и внимательно и учись, как надо с ними работать.
Он намотал одну леску сначала на левую  руку, а другую на правую. Стал их, как кукловод, медленно подергивать каждую по очереди.  И тут произошло чудо: лиса ожила, замотала головой и начала двигаться.  Оказывается, китаец делал не только чучела, но и обучал людей имитации их оживления. Скажу честно: несмотря на то, что считал себя взрослым человеком, очень обрадовался змею Горынычу.
Вот уж кого нельзя было отличить от пойманной живой змеюки, так его. Длина чучела составляла после вытяжки настоящей змеиной  шкурки почти полтора метра. Китаец вставил в него высушенные  бычьи жилы, вместо пружин. Набил шкурку мягким сухим мхом, вшил  настоящие зубы-клыки и раздвоенный язычок. При помощи лески змей полз, извиваясь в траве, как живой. Я посмотрел на змеиное  чучело и мысленно нашёл ему применение не только в саду, но и в нашей веселой ребячьей жизни.
Решил проверить своих друзей на смелость. Пригласил  к себе в сад закадычного дружка Власа Смолича.  Ничего ему не говоря, продемонстрировал любимое чучело  рядом с его ногами. Эффект был поразительным: Влас отпрыгнул от Горыныча с такой скоростью и с таким криком, что на шум выскочила моя перепуганная мать со словами:
– Ребятки! Что случилось? На змею, что ли, кто-то из вас наступил? Что кричите, как оглашенные?
Потом внимательно посмотрела на друга, увидела его побелевшие губы и повернулась ко мне:
– Ах ты, негодник! Зачем Власа Горынычем напугал?  Посмотри, у него до сих пор губы трясутся. Ты же знаешь, что Горыныч от живой змеи не отличим.
Поругала, потом отвесила мне подзатыльник и ушла в дом.  После первого неудачного эксперимента мне надолго расхотелось проверять  друзей на смелость. Да и проверять больше не было возможности: началась война, оккупация и служба в партизанском отряде.
Впервые дни оккупации немцы выгнали нас из родного дома в летний сарай. Выкорчёвывая наш сад-кормилец, нашли чучела лисы и совы. Устроили стрельбу по ним, как по мишеням, разодрали в клочья. Горыныча в траве не заметили...  Я дождался темноты и забрал его из сада в сарай. Обмотал его жёлтой рогожной  верёвочкой,  чтобы не была видна чёрная кожа.  Затем  на голое тело обвязал  вокруг талии, как пояс, и спрятал под рубашкой.

Продолжение следует...