Классика не кусается

Юрий Лифшиц
Попал на «Ретро» на финал фильма-оперы «Евгений Онегин». Слушаю, смотрю и вдруг начинаю осознавать, почему нам так уютно в поле классики. Классика не кусается. В общем и целом она принята и понята, вошла не то, что в плоть и кровь, но и в самые гены. То, что раньше поражало и потрясало — «Слезинка ребенка», «А был ли мальчик», «Тварь я дрожащая или право имею», «Прозевала», «А я другому отдана» и пр. — давным-давно усвоено и освоено, за исключением каких-то нюансов, о которых нам сообщают деятели культуры.

Другое дело — современная литература. Она раздражает, угнетает, отрезвляет, выбрасывает из теплой и обжитой классической квартирки на улицу повседневности, заставляет задуматься о том, о чем думать не хочется. Как правило, написаны современные опусы плоховато - по сравнению-то с классическими образцами мировой литературы. Ну, что из современного можно соотнести с тем же "Евгением Онегиным"? Или нам кажется, что плоховато (насчет кино - не кажется, а есть), и это служит нам предлогом, чтобы унижать, презирать и отвергать текущую литературу.

Возможно, я не прав, особенно если учесть, что практически не знаю - за редким и, в основном, разочаровывающим исключением - современной литературы, а зарубежной не знаю вовсе. Я сейчас вообще ничего не читаю и не испытываю ни желания, ни потребности. Чукча не читатель, чукча писатель.

25 марта 2020