Воплощение музыкальных полифонических методов в по

Наталия Лунева
Воплощение музыкальных полифонических методов в поэзии.

Давно было желание перенести форму фуги из музыки в поэзию. Когда попыталась воплотить это в жизнь, поняла, что и другие полифонические формы можно модифицировать в поэтические.
Казалось бы, канон давно уже существует в поэзии в вокальных канонах. Но если канон читать не одновременно, а рассредоточить все голоса по строчкам, где каждая строфа – как бы такт вокальной партитуры, будет звучать совсем иная форма. Например, если разбить предложение «В поле зрения изгибы слова, скользящие по смыслам.» на два, три и четыре голоса, получатся следующие тексты:

2хголосие

В поле зрения 
____________

изгибы слова,
В поле зрения

скользящие
изгибы слова,

по смыслам 
скользящие

__________
по смыслам


3хголосие

в поле зрения 
____________
____________

изгибы слова
в поле зрения
____________

скользящие
изгибы слова,
в поле зрения

по смыслам 
скользящие
изгибы слова

__________
по смыслам
скользящие

__________
__________
по смыслам


4хголосие

В поле зрения 
____________
____________
____________

изгибы слова,
В поле зрения
____________
____________

скользящие
изгибы слова,
В поле зрения
____________

по смыслам 
скользящие
изгибы слова,
В поле зрения

__________
по смыслам.
скользящие
изгибы слова,

__________
__________
по смыслам.
скользящие

___________
___________
___________
по смыслам.


Можно закольцевать: вместо пауз в начальных строфах вставить строки из последних, а в конечных – строки из первых. Таким образом стихотворение становится бесконечным:

в поле зрения 
по смыслам

изгибы слова,
В поле зрения

скользящие
изгибы слова,

по смыслам 
скользящие

в поле зрения 
по смыслам

Но в трёхголосном каноне, чтобы не было повторения одного и того же (В поле зрения по смыслам скользящие  изгибы слова) можно добавить ещё несколько слов:

В поле зрения
по смыслам
скользящие

переливаются
В поле зрения
По смыслам

тонами звучно
переливаются
В поле зрения

изгибы слова
тонами звучно
переливаются

скользящие
изгибы слова
тонами звучно

по смыслам
скользящие
изгибы слова

в поле зрения
по смыслам
скользящие…

Канон может быть не только по фразам, но и по отдельным словам (за исключением предлогов, возможно, коротких союзов):

Кто
хочет, кто
творить хочет, кто
историю творить хочет
на сцене, историю творить,
играет на сцене историю,
живёт, играет на сцене
живёт, играет,
живёт…

Поэтический канон можно сделать более музыкальным, если в строчках каждой строфы будут общие буквы:

я лгу сейчас
___________
___________

сугубо звуча
я лгу сейчас
___________

губы чаруют
сугубо звуча
я лгу сейчас

убывают чай, уют
губы чаруют
сугубо звуча

в глубь абсолюта
убывают чай, уют
губы чаруют

______________
в глубь абсолюта
убывают чай, уют

______________
______________
в глубь абсолюта
 
Так, в третьей строфе совпадают буквы ГУ и ЧА, в четвёртом – УБ и ЧА, в пятом – УБ и ЮТ.  В каждом голосе звучит следующий текст: «Я лгу сейчас, сугубо звуча. Губы чаруют. Убывают чай, уют в глубь абсолюта.». В таком варианте, возможно, было бы интересно одновременное звучание всех голосов.

С помощью общих букв метод подголосочной полифонии легко переносится и в поэзию:

Вер тело,       |   улетая ввысь,  |   звенит      |   об Абсолюте.
Ветер – лону |   лет, а я –          |   вези          |  на автобусе лютик.
Вертело         |   у лета явь        |    и зенит – |  оба салютят.

Таким образом получается два варианта прочтения: либо читать по порядку каждый столбик (трёхстрочную строфу), либо по порядку каждый голос (по порядку каждую строку). Возможен и третий вариант – прочитать три голоса одновременно (если есть три чтеца).
Чтобы получилась поэтическая фуга, необходимо, чтобы одна тема повторялась и чтобы голоса были созвучны (совпадение букв). Получилась следующая трёхголосная фуга с темой «липами солнечные лучи» и её ответом «помели солнечные лучи»:


Липами солнечные лучи
_____________________
______________________

по мелодии сна    растеклись
Помели         солнечные лучи
_______________________

в долине слов
     до луны
_______________________

ликовали на виолончели –
лапами       стонали
Липами солнечные лучи

дань звону стали
         без   устали
до неба достали

_Лира в миноре выше сулит
вели    миры к виршам соло
_лики марева, на крыше скользя,

облака размышлений
сладко, размашисто
лакали ромашку строк

отражались кроны юдоли
радужно хронос длился
Миражи крошечные сдули

Липами солнечные лучи
всхлипами накрыли плечи
нелепостью стоны лепечут

поймали синичку на ключик
Помели солнечные лучи
помяли – стало немного лучше

липкими сонными ручками
слепили сонаты звучно
Липами солнечные лучи…

Первые пять строф – экспозиция с каденцией на «стали-безустали-достали», следующие три строфы – разработка и последние три – реприза.
Полагаю, мои полифонические опыты в поэзии несколько расширили пространство её художественных возможностей.