Варварство

Нелли Неженцева
                К 75- ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ.

В еще довольно  юном  возрасте мне случайно встретилось трагическое стихотворение татарского поэта Мусы Джалиля - «Варварство», оно потрясло меня в мирное и счастливое время так сильно, что это потрясение мне уже тогда хотелось передать другим. Я читала его в Доме офицеров к празднику Победы, чтобы не забывали… , чтобы помнили, и чтобы такое варварство не повторилось  никогда.  Речь  в стихотворении идет о зверствах фашизма в годы Великой Отечественной. Я в то время, конечно, не имела  жизненного опыта, но у меня был маленький сынок, и представить такое варварство фашистов против женщин и детей я, конечно же, не могла.

Каждая любящая мать при рождении своего ребенка обретает крылья, также обретает надежду, веру и любовь, смысл своего существования и своего  продолжения. В этом стихотворении Мусы Джалиля любой здравомыслящий человек увидит попрание всех человеческих прав и норм матерей и детей: бессильные, изможденные  матери копают на глазах пьяных фашистов могилу для себя и своих маленьких  детей. Думаю, мы никогда не знали  и не слышали о таком позоре и варварстве ранее, и услышали от очевидца-поэта  в середине 20 века.

Муса Джалиль с невероятной горечью передает этот страшный для всей земли день, когда, казалось, и сама земля умывается «кровавыми слезами»   безысходности. Ей вторит природа: гневно шумит лес, а от резкого выстрела, «гром грянул» и плачет «в тоске глухой»  земля.

Стихотворение написано в 1943 году в Моабитской тюрьме. (Оно переведено с татарского языка на русский С. Липкиным.)

Варварство

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

Думаю,  стихотворение не оставит ни одного читателя равнодушным. Любая женщина-мать, представив  ужас такого невероятного варварства, будет плакать. Но когда я узнала биографию Мусы Джалиля, она потрясла не менее, чем его стихотворение,  потрясло варварство, которое выпало на долю талантливого поэта.

Больше всего меня поразило то, что казнен  был   Муса Джалиль  с его друзьями, - отсечением головы на гильотине, - 25 августа 1944 год, в берлинской тюрьме Плётцензее. В Германии возродили этот вид казни практически сразу после прихода к власти Гитлера.

Поэт пошел на фронт, будучи уже очень известным в Казани поэтом, в самом начале войны. Когда командование на  фронте узнало, какой известный боец у них служит, Джалиля хотели демобилизовать или оставить в тылу, но  он отказался от попыток его уберечь: «Мое место — среди бойцов. Я должен быть на фронте и бить фашистов».

Холодной зимой 1942 года после окончания курсов поэт попадает на  Волховский фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага».  В окопах всегда с собой - толстая  тетрадь, в которую Джалиль записывал стихи, очерки о героях – солдатах и офицерах.

В этом же 1942 году в состоянии  тяжелой контузии поэт попал в плен к фашистам. А дальнейшие сведения поразили меня еще более. Оказывается, немецкое командование еще до войны планировало создать на захваченной территории от Волги  до Урала республику Идель-Урал, для этого проводили идеологическую работу
среди татар, башкир, марийцев, чувашей, удмуртов и других мусульманских народов  по созданию легиона против Красной Армии.

Муса Джалиль оказался в немецком лагере в польском Демблине, где готовят будущих легионеров . Условия заключения пленных - вполне приемлемые: изучение немецкого языка, законов третьего рейха, занятия по исламу.  Когда немцы узнали об известности Мусы Джалиля,  подключили его  к политической работе среди военнопленных. Муса дал согласие, имея много союзников. На самом деле группа Мусы Джалиля   вела подготовку восстания для подрыва легиона изнутри.

В результате  через некоторое время вместе с друзьями поэт был отправлен в Маобитскую тюрьму Берлина.

В 1943 году  Джалилю и его друзьям был вынесен смертный приговор, но они провели в тюрьме еще тяжелый год.  Находясь в одиночной камере, на полях от газет, которые он скрепил в блокноты, Джалиль   записывал свои стихи, в них тоска по родине и ненависть к фашизму. Некоторые его стихи полны лиризма, романтизма и юмора. Фашисты не запрещали, думая, что поэт записывает в тюрьме молитвы.

А уже через два года после казни в 1946 году поэта ждала еще одна, посмертная казнь, - он был обвинен в измене родине. Основанием для этого стали  немецкие документы. Произведения Мусы Джалиля запретили  на Родине. Такое  отношение к людям, попавшим в плен, было частым в те  времена.

Но еще в 1945 году советскими солдатами была найдена записка Мусы Джалиля, где он рассказывает правду о приговоре к смерти его и  друзей, как подпольщиков. Через писателя Александра Фадеева эта записка попала к его родным. Но подозрения с поэта не были сняты.

Чудом сохранились две тетради его стихов, которые  сложными путями в 1947 году попали в Россию, третья затерялась среди документов СМЕРШа. Эти блокноты  попали к Константину Симонову, который организовал перевод с татарского на русский. Именно он объединил 93 стихотворения  в сборник «Моабитская  тетрадь». В 1953 году по инициативе Константина Симонова   в центральных газетах появилась статья  о Мусе Джалиле, где указывалось, что  обвинения в измене Родине были сняты с поэта.

Позднее «Моабитская тетрадь» вышла в свет отдельной книгой. Одно из стихотворений, вошедшее в сборник, - «Варварство», о котором я говорила в самом начале. Возможно, Джалиль наблюдал в плену  ужасное событие расстрела пленных женщин с детьми, и  до нас дошла мысль, переданная нам поэтом  из застенков Моабитской тюрьмы, - о недопустимости такого варварства.

В 1956 году Муса Джалиль получает посмертно звание Героя Советского Союза, а 1957 «Маобитская тетрадь» была удостоена Ленинской Премии. В канун 75 -летия Победы мы чтим память героя-поэта.

Только вместе с фашизмом могло прийти в двадцатый и  двадцать первый  век  страшное варварство, невиданное  ранее. Если говорить о варварстве, то и мы встречались в своей жизни с его явными проявлениями. Для меня - это расстрел парламента посреди Москвы, до сих пор мы помним грохот выстрелов  и зияющие черные дыры в белом здании. Это страшная трагедия на Дубровке в сердце нашей Родины, и это варварство тоже никогда не уйдет из нашей памяти. И  ужасающий, кровь стынет в жилах, - Беслан, 1 сентября, мы тоже никогда не забудем.  Запомним и горящих заживо в Доме Профсоюзов  Одессы и многое, многое другое.

А имя всему этому - ВАРВАРСТВО -  дал еще в 1943 году Герой Советского Союза - поэт Муса Джалиль.  И как бы сейчас ни переписывали историю, мы к 75-летию  Победы в Великой  Отечественной войны, героем и участником которой был известный   поэт и гражданин  Великой страны - Муса Джалиль - верим, что ТАКОЕ ВАРВАРСТВО никогда не должно повториться!

Рецензию Зинаиды Поляковой :

Огромное спасибо за материал о Мусе Джалиле. Светлая и благодарная память Человеку с большой буквы. Пронзительно и отрезвляюще звучат его строки.
Прочитала и задумалась. Реальная история показывает, что с варварством не покончено.
Ведь спектр проявлений варварства охватывает сегодня практически все стороны нашей жизни. Это и насилие над природой, приводящее к экологическим катастрофам, и ущемление прав и свобод, терроризм, безнравственность в светской и религиозной сферах, и , самое страшное - предпочтение военных целей и средств мирным способам разрешения конфликтов. Вчера много времени посвятила этому вопросу. И согласна с Фрейдом,
что главными движущими силами, источниками мироотношения человека являются Эрос и Танатос: склонность к добру, созиданию, Эросу и склонность к злу, жестокости, насилию, разрушению, Танатосу. И в зависимости от типа общества преобладает и культивируется одно из этих начал. Слава Богу, что есть среди нас "люди у которых ни при каких обстоятельствах жизни агрессия и другие элементы варварства не проявляются. Это люди духовного типа. Если у людей социального типа сознание и психика детерминированы социальными и физиологическими процессами, то у людей духовного типа сознание и психика детерминированы духовными законами, главным из которых является любовь ко всему сущему. Да, боль душевную и физическую они чувствуют. Но даже при очень сильной боли злость, которая часто является обратной стороной боли, у них не возникает."
Мне кажется это было бы замечательное эссе- продолжение темы. интересное душе при проработке вопроса. И Вам оно по силам))