Media. Экспромты на снегу

Маргарита Мендель
ЭКСПРОМТЫ НА СНЕГУ


  Пока поставленные на генеральную паузу концертные площадки пустуют за невозможностью музыкантов собираться даже для репетиций, интернет-пространство пестрит и фонтанирует разнообразием онлайн-трансляций и бережно извлеченных из архива записей концертных программ и театральных действий.
  Поддержать слушателей в этот непростой период решила и новосибирская пианистка, композитор с яркой творческой индивидуальностью, лауреат международных конкурсов Рената Миронова. Онлайн-концерт для нее — новый формат творчества, и уже сейчас можно с уверенностью сказать, что первое покорение его успешно состоялось, о чем свидетельствует большое количество восторженных откликов в чате YouTube-канала пианистки. А ведь это возможность, которой в потоке действий неограниченной ничем свободы мы порой пренебрегаем из-за недостатка времени: когда еще можно было бы собрать слушателей со всего мира у себя дома в приятной непринужденной атмосфере, организовав камерный вечер авторской фортепианной музыки, не выходя из комнаты?
  В небольшом предисловии композитор приветствует и благодарит слушателей, ставя для себя главную цель: «Я постараюсь вернуть вам внутреннее равновесие и спокойствие. И в начале исполню самую гармоничную, умиротворяющую композицию…» Первое, на что обращаешь внимание при единении пианистки с инструментом — на свободу, легкость и естественность звукоизвлечения.
  Вечер открывает композиция под названием «Капитаны двух стихий», погружающая в поэтический мир образов, пронизанных светом прозрачного музыкального полотна. В тонких мелодических очертаниях угадывается свежий морской бриз, где на дневном горизонте показываются контуры двух парусных фрегатов, и кажется, что этот манящий мираж вот-вот растворится в дали. Музыка, преисполненная благоговейной медитативности и доступная широкому кругу слушателей. Сама Рената пишет: «Музыка — это та грань моей жизни, что всегда была, есть и будет со мной. Я не знаю, как рождается музыкальное произведение, лишь смею предположить, что немного овладела музыкальным языком. Этот язык гораздо тоньше и богаче, чем речь…» Дополняя каждую свою композицию небольшим предисловием и выступая в качестве лектора, пианистка презентует музыкальную трилогию, составленную из разных циклов, и рассказывает о сибирской весне слушателям из других стран — отнюдь не считая ее суровой, а, наоборот, — удивительной и неповторимой. Композиции Ренаты можно было бы назвать пианистическими каприсами или же музыкальными фресками, настолько они сиюминутны и изысканны по форме и содержанию.
  «Снежный танец» напоминает собой палитру, в которой играют и переливаются все акварельно-импрессионистские оттенки, где вьюжная экспрессия растворяется в весенней капели; «Пение птиц» (как и предыдущая композиция, из детского цикла «Времена года») — будто трели и щебет славок, скворцов и пеночек, многоголосные переклички птичьего хора; «Бесконечный поток» (из цикла «Четыре эскиза о воде») навевает воспоминания о Дебюсси — живой звуковой поток, где сменяющиеся ладовые окраски и четкий ритм придают сочинению ощущение токкатности, подобно прелюдиям или же фантазиям.
  Взяв несколько экспромтов из самого первого, спонтанного, альбома под названием «Цветы» (в котором вся музыка, по словам автора, сочинялась в процессе записи), пианистка примерила необычную роль музыканта-флориста, составляющего «букеты» цветков-композиций. Первый весенний «букет» был составлен из трех пьес: «Подснежник» (бесконфликтная кантилена — хрупкие и утонченные мажорные модуляции), «Тюльпан» (элегическая грусть, наполняющая мелодическую фактуру минорными аккордами, ее ностальгическая нотка заключается в простой истине: как скоротечна жизнь душистого цветка), «Ландыш» (не чуждый ренессансных интервальных разрешений и вообще стиля galant; от него веет теплым майским ветерком, что беззвучно покачивает ароматные, грациозно поникающие цветки). Ряд красивых миниатюр, не требующих вдумчивого слушания и глубокого рефлексированного погружения; все, что требуется от слушателя — позитивный настрой и желание побыть наедине с музыкой.
  Образу всепоглощающей любви была посвящена пьеса «Сердце мамы». Ее романтический разлет и рельефность обертонового спектра домашнего (а когда-то салонного) инструмента Weinbach как нельзя лучше передавали посыл автора и душевное движение: где-то — в таривердиевских отголосках, где-то — в принципах романтической баллады.
  Второй «букет», солнечный и величественно праздничный, из «Подсолнуха», «Гортензии» и «Георгина» — триптих, которому присуща шопеновская чувственность, в коей по-ноктюрновски тонко и филигранно выписан орнамент мелодики, ласкающий и обволакивающий слух. 
  Драматическим узлом концерта стала пьеса «Одиночество», в которой порывистость, сочетающаяся с подвижной динамической выделкой композиторского замысла, сумела сохранить тайну содержательного аспекта, не раскрывая его полностью даже в следующей за ней композиции-премьере «Послесловие» для правой руки. Словно импульсом, заданным человеческой речью, архитектоника этого произведения произрастает одновременно с течением музыкальной мысли, пронизанной скорбно-лирическим настроением (но в финале оно находит «благословение» в пасторальном, светоносном мажоре).
  Третий белоснежный «букет» — «Колокольчик», «Лилия» и «Лотос» с надводной вальсовостью трех четвертей — покорил ощущением гармонии и чистоты, духовного раскрытия и обращения к природной красоте, символами чего в буддизме эти цветы и выступают.
  Блестящий концертный этюд «Вселенная» — калейдоскоп виртуозно разрастающихся арпеджио и хроматических пассажей со стремительным «перебойным» ритмом и усиливающейся аккордовой пульсацией. Исполнительская раскрепощенность и свобода наряду с фирменной консерваторской техникой — прекрасный показатель пианистического кредо композитора-импровизатора. Экстатичность высказывания подхватила не менее волнующая и завораживающая пьеса «Свет, который всегда с тобой». На бис пианистка исполнила сиюминутную импровизацию, посвященную слушателям под названием «Благодарность».
  И чем музыка не алхимия, превращающая звук в драгоценность, в эликсир долголетия или же в философский магистерий мудрецов? Разве музыка не способна запечатлеть пространство и время, мимолетные впечатления, наши эмоции и чувства, порождая ассоциативные и эстетические параллели, оживляя воображение? И пока композиторские дарования созидают, и неземные сферы живы хотя бы в онлайн-режиме, жизнь будет продолжаться и радовать нас своими сюрпризами.
  Хочется верить, что вынужденная пауза в работе концертных и театральных площадок станет не более чем недельно-четвертной и не превратится в оркестровую, где такты будут исчисляться месяцами. Пусть это станет главным желанием этой весны, которому обязательно суждено сбыться


Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus

Фото: пространство «Реноме»