Паладины, рыцари, менестрели - цикл

Оскар Хуторянский
Между тем как паладины
Ввстречу трепетным врагам
По равнинам Палестины
Мчались, именуя дам,
            А. С. Пушкин,

ПАЛАДИНЫ

У Рима и у Византии
При императорских дворах
В чинах высоких паладины
За честь служили, не за страх.

И при дворе царя Артура,
Кто рыцарь «круглого стола»,
Все паладины по натуре
Им честь важнее, чем сестра.

И Карл Великий, Шарломей
Был паладинами прославлен -
Был Роналд при его дворе
Одним из них. Баллады, саги...

Но был ли кодекс чести им
Важнее царского приказа?
Малюта был ли паладин?
Слуга царя, С каким экстазом!

Приказ и честь! Пред чем есть долг
И преданность чему важнее?
Приказу, что оставил Бог
Иль Грозного, иль Шарломея?
 
 

ПОНЯТИЕ "ЧЕСТЬ"
 
Понятие "честь" как таковое
Пришло от рыцарей, дворян.
В религии оно другое,
Оно другое у крестьян. 
 
В религии честь - быть верным Богу!
И жить как он всем предписал.
Нет чувства внутренней тревоги
И нет сомнений. Он «дал-взял».
 
Не слышал я чтобы в деревне
Кого-то звали на дуэль,
Но вилы в бок имели место
Без секундантов, это цель
 
Да, была воинская доблесть,
И целомудрие в чести,
Но чувства внутренних достоинств
И качеств - это впереди. 
 
Где честь определяет личность,
Чтоб жизнь отдать и не жалеть.
Где идеалы, а не милость
И не амбиции беречь.
 
Писал о чести Аристотель, (1)
Писал о ней и Цицерон. (2)
Понятия их почти похожи
Но есть различия притом.
 
Здесь относительна реальность -
Всех Пушкин звал к себе в постель,
Но взгляд Дантеса на Наталью
И всё.  Прощения нет. Дуэль.
 
Была ль мораль у динозавров?
Об этом я уже писал
У каннибалов честью главной
Откушать печень у врага.
 
А было ведь и “слово чести”-
Рукопожатим скрепив,
Без адвокатов и без прессы
Стояло крепче пирамид.
 
Дай Бог нам всем прожить достойно,
И честь свою не замарать.
Ведь честь одна. Её возможно
Лишь раз отдать. Раз потерять.
 
(1) У Аристотеля в «Никомаховой этике» честь сочетает в себе внешнее и внутреннее, общественный почет и личную добродетель
 
(2) Цицерон в «Трактате об обязанностях» говорит о honestum (честности, порядочности, добродетели) как мере и конечной цели всех поступков; honestum состоит в гармонии с самим собой и в выполнении обязательств перед обществом
 
 
 
ТАМПЛИЕРЫ
 
О Орден Рыцарей Христа -  (1)
Он был богат неимоверно -
В Европе, Сирии тогда
Имел обширные он земли.
 
Он подчинялся только Папе,
Был крестоносцев главной силой.
Хоть проще вроде бы задача, -
Паломников была защита 
 
Имел он меч и булаву,
Копьё и нож, коня конечно…
Орженосец был.  Ему -
Осёл положен был известно.
 
Нельзя имущества, ни денег,
Жениться тоже им нельзя…
Коль грош найдётся после смерти
То хоронить его нельзя!  (6)
 
Взгляни - ну чем не Дон Кихот
И Санчо Панса с Росинантом…
Сервантес знал истории ход
И осветил своим талантом.
 
Покинули Святую Землю
Султана волей и халифа    (2)
Решили - Бога мнению внемля,
Что нужы банки - деньги мыты!
 
Филипп IV - их не понял.
Не пожелал он двое-властия!
И после пыток, моря крови
Был орден упразнён. как партия. (3)
 
Их было человек пятьсот
Во Франци, что пострадали…
Масонство кажется берёт
В крови, в кострах своё начало.  (4)
 
Жан де Моле - Великий Мастер
Проклял навеки короля -
С тех пор познала все напасти
Вся королевская семья.  (5)
 
Скочался Папа через месяц,
Прервался Капетингов род,
И королевские все дети
Познали меч иль эшафот.
 
Масоны тем родством гордятся
И рутуал их берегут.
Так перешло в другое братство,
Что темплиеров флаг несут.
 
(1)  Тамплиеры, также известны под официальными названиями Орден бедных рыцарей Христа, Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма, Бедные воины Христа и Храма Соломона — духовно-рыцарский орден, основанный на Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейномпосле Первого крестового похода.   Второй по времени основания (после Госпитальеров) из религиозных военных орденов.
 
(2)   В 1291 году, когда крестоносцы были изгнаны из Палестины египетским султаном Халил аль-Ашрафом, тамплиеры переключились на финансовые услуги и торговлю, накопили значительные ценности и оказались в сложных имущественных отношениях с королями европейских государств и папой .
 
(3)   В 1307—1314 годах члены ордена подверглись арестам, пыткам и казням со стороны французского короля Филиппа IV, крупных феодалов и Римско-католической церкви, в результате чего орден был упразднён папой Климентом V в 1312 году
 
(4)  Самым жестоким было преследование во Франции. На её примере историки обычно рассматривают процесс: пытки, тюрьмы и костры

(5)  Чуть более чем через месяц (20 апреля 1314 года) после инцидента на охоте скончался Папа Климент V.  В ноябре того же года якобы от инсульта скончался упавший с коня на охоте Филипп Красивый.

Судьбу Филиппа разделили и три его сына, которых в народе окрестили «проклятыми королями». На протяжении 14 лет (1314—1328 гг.) они погибли один за другим при загадочных обстоятельствах, не оставив наследников. Со смертью Карла IV, последнего из них, династия Капетингов прервалась.

 Уже на первых представителей новой династии Валуа, родственной Капетингам, посыпались неслыханные бедствия.  Один из Валуа, Жан Добрый, умер в плену у англичан, другой, Карл VI, сошёл с ума.

Валуа, как и Капетинги, кончили полным вырождением, при этом все последние представители династии погибли насильственной смертью: Генрих II (1547—1559) погиб на турнире, Франциск II (1559—1560) умер от усердного лечения, Карл IX (1560—1574) умирает от болезни, Генрих III (1574—1589) смертельно ранен монахом-фанатиком.

И Бурбоны, сменившие Валуа в конце XVI века, продолжали испытывать на себе проклятие Жака де Моле: основатель династии Генрих IV пал от ножа убийцы, последний же её представитель при «старом порядке» Людовик XVI погиб на эшафоте в ходе революции.

(6)  Обет бедности соблюдался очень строго, и если у тамплиера после смерти все же находили деньги или что-либо иное, его исключали из Ордена и запрещали хоронить по христианскому обычаю

 
 
КУЛЬТ РЫЦАРСТВА
 
В Европе - "Тёмные Века"
Застой науки и искусства,
Но почему-то там тогда
Возник культ рыцарства попутно.
 
В литературе прошлых лет
И всех веков давно прошедших
Для женщин было мало мест;
Лишь для богинь на землю сшедших.
 
Была прекрасная Елена
Лишь декорацией, примером.
Кассандра, Пенелопа - в целом
Чтоб подчеркнуть мужчин Гомера. 
 
И вдруг в Провансе возникает
Искусство светского романса,
Где женщина уже играет
Роль идеала, цели, шанса.
 
И это в те же времена,
Где рыцари сморкались в скатерть,
А женщина - сестра, жена
Бесправна нищенка иль в знати.   
 
Не воспитания плоды,
При всём дремучем этикете
Из неизвестной темноты
Вдруг образ женщины им светит.
 
Пусть недоступна, холодна,
Но в честь её идут в походы. 
Для рыцаря она одна!
Ради неё лишений годы.
 
Век романтизма далеко.
Век рыцарства, Прекрасной Дамы!
Руси такого не дано,
Другая там игралась драма. 
 
 
 
КУЛЬТ "ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ"
 
В Европе в средние века
Был принят культ "Прекрасной Дамы",
И рыцарь жизнь готов отдать
Идя в поход, пусть голод, раны.
 
Мы все читали о Роланде,
Тристане, Зигфриде, конечно.
Поход крестовый посвящали
Прекрасным дамам неизвестным.
 
Я не припомню чтоб в России
Были похожие привычки,
Да, был Иван-Дурак который
Хотел с Кощеем все сразиться. 
 
У Муромца была ли дама?
Кто был российским Дон Кихотом?
Была царевна-Лебедь, Жаба,
Еще примеры Дам найдете?
 
У рыцарей тогда основой
Был знаменитый "Кодекс Чести".
Такого даже у гусаров
Нам не увидеть с вами вместе. 
 
В России больше признавали
Что называлося - Бой-Баба,
С коромыслом, веслом, за прялкой,
С серпом и в телогрейке рваной.
 
Она богатырей рожала,
Гасила избу, что горела.
Что может дамой быть - не знала,
Остановить коня - умела. 
 
Теперь быть может все иначе,
Свобода там и по всему
Рукой могучей не бросают
Дам в набежавшую волну. 


РЫЦАРЬ ГОРДЫЙ, НЕВЕЗУЧИЙ
 
...И тогда Маргарита увидела, что Коровьев превращается из шута во всадника в темно-фиолетовом одеянии, в рыцаря с золотой цепью на шее, молчаливого и задумавшегося. "Почему он так изменился? - тихо спросила Маргарита у Воланда. - Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, - ответил Воланд, поворачивая к Маргарите лицо с тихо горящим глазом. - Его каламбур, который он сочинил, разговаривая о Свете и Тьме, был не совсем хорош…”
 
              Мастер и Маргарита,  М. Булгаков
 
Не принимаем мы всерьез
Морали басен, умных сказок.
А зря, в них мудрость и урок
Дана сатирой для подсказок.
 
С времён великого Эзопа
Читали люди между строк,
О том, что "виноград зелёный"
О том, что "лесть”, увы - порок.
 
Когда за правду били больно
По пятьдесят восьмой статье  (1)
И шутки было бы довольно,
Чтоб побывать на Колыме.
 
Когда - второе наше "я",
В стихах мы обнажаем душу -
Кто пишет гимны для вождя,
А кто с Эзопом водит дружбу.
 
Да, академик писа'л гимны,
А в анекдотах смысл ясней!
И в новостях слова без мысли
Там продают в виде идей.
 
А был один известный случай
(смотри эпиграф наверху)
Там рыцарь гордый, невезучий
За шутку отбывал в аду!
 

(1) Статья 58.10 -  «Антисоветская агитация и пропаганда», то есть за разговоры, содержащие призыв к свержению или ослаблению советской власти
 
 
И РЫЦАРЬ СТАЛ БОЛЬШОЙ МИШЕНЬЮ
 
Когда-то в средние века
Лук был оружием "чёрной кости".
Лицом к лицу встречать врага -
Так рыцарь "шёл на вы", как в гости.
 
Он честно дрался на турнирах,
В бою с врагом не отступал
И посвящал победу лирой
Той, кто его был идеал. 
 
Убить с дистанции, поверьте,
Позор был для дворян тогда,
Не подвергая себя смерти -
Ну как - ножом из-за угла.
 
Дрались они до первой крови
И побеждённый был как гость,
Живя в тепле, при всём комфорте,
Но выкуп всё ж платить пришлось. 
 
Всё это быстро изменилось
Лишь с появлением мушкетов -
Стрелять крестьяне научились
С дистанции и без доспехов. 
 
Так рыцарь стал большой мишенью..
Ушла и честь, и доблесть с ней,
Но до сих пор былого тени
Вздохнут историей своей. 
 
 
 
КОДЕКС ЧЕСТИ САМУРАЯ - БУСИДО
 
Есть философия у всех,
Конечно есть у самураев.
Военный класс.  Не для утех
Как жить, как умереть чтоб знали.
 
“Путь воина” иль бусидо -
Он впитывался прямо с детства
Там этика дана всего
“Устав бойца” потом стал вместо.
 
Есть смелость жить и умереть,
Достоинство храня при этом.
Не замарать при этом честь
Ни взглядом, действием иль жестом.
 
Взвесь слово каждое всегда
И проверяй его на правду.
В еде умеренность нужна,
Как и во всём. Держись соблазна
 
О смерти помни каждый час
И будь готовым к ней мгновенно.
Чти старших, кто в роду у вас,
Люби родителей безмерно.
 
Будь преданным слугой всегда,
Храни лояльность к господину
Когда есть мир, когда война,
Пусть против всех стоишь один ты.
 
Не знает страха самурай,
Пусть стрелы, копья мимо свищут.
Будь храбр и честен.  Твёрдо знай,
Что преданность важнее пищи.
 
Бывает так, что смерть пришла.
Прими её всегда с улыбкой.
Неторопливо, не спеша
Будь твёрд душой на почве зыбкой.
 
Пусть ты силён, но не гордись
Коль ты поэзии не знаешь.
И если время, то стремись
Понять приготовление чая.
 
Но главное не забывай
Что смерть твоё предназначение.
С достоинством её встречай!
Вот таково бусидо мнение.
 
Есть философия у всех,
Конечно есть у самураев.
Военный класс.  Не для утех
Как жить, как умереть чтоб знали
 
Самураи— военно-феодальный класс мелких дворян и князей (даймё) в феодальной Японии. Зачастую самураев сравнивают с рыцарями средневековой Европы, но такая аналогия во многом неверна.
 
Бусидо (в переводе «путь воина») — самурайский кодекс, набор законов, требований и правил поведения настоящего самурая в обществе, в сражении и в одиночестве.
 
Титул самурая в феодальной Японии передавался по наследству. В самурайском роду воспитание будущих самураев происходило в соответствии с самурайским кодексом чести - уже с малых лет


ИНЦИТАТ - КОНЬ КАЛИГУЛЫ
 
Мы древние, испытанные кони.
Победоносцы ездили на нас,
И не один великий богомаз
Нам золотил копыта на иконе.
И рыцарь-пёс и рыцарь благородный
Хребты нам гнули тяжестию лат.
Один из наших, самый сумасбродный,
Однажды ввёз Калигулу в сенат.
                Владимир Высоцкий.
 
Иницитат - иначе «быстроногий»,
Любимый конь имперского двора.
Из мрамора и золота чертоги
Его конюшня - славная пора.
 
Почётным гражданином был он назван,
Сенатором и в консул кандидат.
В его присутствии шумевший был наказан,
И в честь его был не один парад. 
 
Любимчик императора! Конечно.
Как многих я б у власти заменил
На лошадь - ест овёс беспечно,
Но нет кого ославил иль убил.
 
Он не имел безумных начинаний,
Не воровал, не проводил реформ,
Не кичился невежеством, незнанием...
Другим сенаторам его б моральных норм.
 
 
Инцитат (лат. Incitatus — быстроногий, борзой) — любимый конь императора Калигулы, согласно легенде, назначенный им римским сенатором.

 
МЕНЕСТРЕЛИ
 
Не слышно больше менестрелей,
И трубадуров больше нет.
Где романтические трели?
Шагает прагматизма век.
 
Где отношения на время
Удобством чувства заменив,
И тратит час младое племя
На то, что раньше шла вся жизнь.
 
Не знают, что они теряют
За длинных связей чередой,
Шекспировских страстей не знают,
Их жизнь проходит стороной.
 
И честь для них лишь предрассудок,
Нет обязательств, что навек,
Над чувством властвует рассудок...
Как опустился человек?
 
Когда теперь ничто не стыдно,
Все можно даже без любви...
За трубадуров мне обидно -
В средневековье не они.