Между добром и злом, цикл

Оскар Хуторянский
Я часть той силы, что вечно хочет зла
и вечно совершает благо.
                И.В.Гёте, “Фауст”
ПРОЛОГ

добро конечно надо сеять
а зло желательно сажать. 
       - Владимир Поляков


Решение придёт нетрудно
На выбор меж добром и злом.
Сложнее сделать выбор нужный
Когда решаешь о другом:

Когда в тяжёлой ситуации
Одно из меньших зол найти,
И то, что ниже по градации,
Как выбрать? И кого спасти?

Вот этот выбор нужен чаще,
А делаешь его душой,
Решаешь не что горше-слаще,
И споришь лишь с самим собой.


Я ЗЛО, ТВОРЯЩЕЕ ДОБРО

"Я зло, творящее добро"
Сказал у Гете Мефистофель.
И что считаете вы злом -
Добром окажется напротив.

Как знать, что ждёт нас впереди?
Как угадать, где будет лучше....
Гадалки, также как врачи,
Гадают на кофейной гуще.

Не потому ль заманчив нам
Тот выход, что и прост, и близок -
Не знаем, кем тот шанс нам дан
И нет гарантии от ошибок.

Желаем шанс не пропустить -
Где повезёт, где потеряем...
И очень часто в "быть - не быть"
Игру с нечистым мы играем.


У зла всегда найдется цель,
Причина, повод, оправдание...
Но пропаганде ты не верь -
Зло познается по деянию.

Зло не бывает "во добро",
И мы не "винтики", не "щепки".
Насилие всегда есть зло,
Не поощряй инстинктов зверских.

Не верь: "для внуков мы живем",
Не доверяй что "мы мол лучше",
Проверен кровью тот прием
Не дайте злу развиться пуще. 

И не ищите вы врага
В чужом, не в вашем огороде.
Враг, кто с отравою слова
Пускает в жизнь в своем народе.

Любой тиран, любой злодей
Шел к цели, средств не выбирая,
Вел одурманенных людей
Цель оправданием прикрывая. 


СВАСТИКА - СИМВОЛ ДОБРА?

Знак самый, самый ненавистный
(Таким он есть и для меня),
Но сколько в нём былого смысла
До века, кровь проливших зря!

Ведь он древн’ей цивилизаций!
Он - символ блага и добра  (1)
Он был в палеолите найден
Десятки тысяч лет назад.

Движения знак и символ жизни,
Знак Солнца, света и любви…
Но вот нашлись такие злыдни -
Своей эмблемой знак взяли.

Им не помог, но стал концовкой
Он в книгах жизни многих жертв.
В крови невинных - алой, тёплой
Утоплен тот горбатый крест.

Бывает символы, как люди,
Другою жизнью заживут,
Когда использовать их будут
Как пряник, или же как кнут. 

(1) Свастика — приветствие, пожелание удачи, благоденствие, — «добро, благо» и — «есть, быть») — крест с загнутыми под прямым углом концами («вращающийся») либо по часовой стрелке, либо против неё


СКРИЖАЛИ

Все началось с того момента
Когда в Синай ушёл пророк
И десять он принёс заветов
Что нарушать никто не мог.

Начало этики, морали
Для тех, кому единый бог
Дал те заветные скрижали
Из них в законах много строк.

Те десять заповедей ветхих
Универсальны в большинстве
Влияние их никак не меньше
Чем древних греков славный след.

Влияние их на философию,
На христианскую мораль -
То, как мы все живем сегодня,
И как мы жили все вчера.

Не все конечно, исключения
Известны вам, известны мне,
Убийства были и измены,
Хождения к чужой жене...

Но те скрижали разделили
На то, что хорошо и нет.
Мораль они определили
На много много сотен лет.


РИМСКОЕ ПРАВО

Какой закон ещё был в силе
Почти четырнадцать столетий,
Прообразом реальным, мнимым
Став для грядущих поколений?

Я говорю о Римском Праве -
Подарок нам от римлян древних,
Там чётко церковь отделялась,
Гражданский кодекс был известен.

Был принцип во главе его,
Что государство служит людям;
Договорённость для всего
Законом общества и будет.

Там равноправие пред законом,
Как справедливости начало.
Любому, чтоб судить любого
Ценилось, как свободы право.

Закон там был для бюрократов
Стабильный и без изменений.
Там обязательства приказом,
Там нет отдельных частных мнений. (1)

Но также было положение
И кодекс, что для частных лиц -
Свободы личности введение
И уважения границ. (2)

Там был придуман “враг народа”
Печально так известный нам…
Такой ярлык - клеймо Нерона
Сенатом был публично дан. (3)

Для юридической науки
Тот римский кодекс - как скелет.
Юристам он даётся в руки
И без него судейства нет.

(1) Jus Pumlicum - Публичное право — нормы права, которые охраняют интересы общества в целом, определяют правовое положение государства и его органов. Для него характерен принцип, что нормы римского публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц, поэтому нормы публичного права являются императивными (обязательными).

(2) Jus Privatum базируется на отношениях по поводу частной собственности. Европейскими либертаристами было перенято римское отношение к собственности как к важному признаку свободы и уважения к личности.

(3) Враг народа (лат. hostis publicus — буквально «враг общества» и лат. hostis populi Romani, «враг римского народа») — термин римского права, предполагавший объявление лица вне закона и подлежащим безусловному уничтожению (и в этом смысле как бы приравнивающий его к вражескому солдату, воюющему против республики с оружием в руках).Римский сенат объявил Нерона врагом народа в 68 году нашей эры.


ТВОРИТЬ ДОБРО - АНТИСФЕН

Софист и ученик Сократа,
Упоминается Платоном.    (1)
Мудрец такой - ума палата,
Создатель знаменитой школы.  (2)

Учение создал он своё,
Так казнь Сократа повлияла.
"Творить добро” - вот бытиё
К чему та школа призывала.

Он был аскетом и считал
Духовность в самодисциплине.
Он государство отрицал
И первым был “космополитом”.   (3)

А в языке - “номиналист”,     (4)
В словах ценил он их значение.
И смыслом заполнял он лист
Не допуская разночтения.

Считал, что каждый человек
Счастливым будет при условии,
Самодостаточность - успех,
Когда тебе не нужно “более”.

Его “конёк” - свобода воли!
Где сила духа и характер
Помогут всё снести - побои,
Удары жизни; быть ей мастер

Его любимый ученик
Был Диоген, живущий в бочке…
Таков суровый был старик
Себя хотел познать он очень.


(1) Антисфен  (444/435 до н. э., — 370/360 до н. э.,) — древнегреческий философ, родоначальник и главный теоретик кинизм, одной из самых знаменитых сократических школ.

(2) После смерти Сократа Антисфен открыл в Афинах собственную школу в гимнасии для неполноправных граждан на Киносарге (по этому названию, по одной из версий, его последователи и стали именоваться финиками)

(3) Космополит — человек мира) — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.

(4) Номиналист - человек отвергающий существование общих понятий и утверждающий, что идеи существуют только в сознании человека.


ДОБРО ПО ЭПИКУРУ

Был Эпикур, его учение
Эпикурейским мы зовем,
Как быть счастливым беспредельно
Учения суть. Чего ж мы ждем?

Богов не бойся, и без страха
Смотри вперед, ведь смерть -пустяк.
Добро всегда с тобою рядом,
А зло забудет вскоре всяк.

Вот все четыре постулата,
В нем Эпикур сказал вам все.
Последуйте и счастья чаша
Вас непременно скоро ждет.

Чтоб быть счастливым вам не надо
Желать того, чему не быть,
Коль не болит, уже отрада
И дружбу надо бы ценить.

Учение не пережило
Доктрин религии Христа -
"Страдай ты с жертвенной любовью,
Души спасение - вот мечта".

Но часто думаем мы вдруг,
Что жизнь полна должна лишь счастьем...
А это значит Эпикур
В нас говорит. И пусть ненастье.


Эпикуреизм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных.


ДОБРЫЙ ДРАКОН

Дракон китайский очень смирный,
Любимец взрослых и детей.   (1)
Есть ежегодный праздник ихний,  (2)
Он также царь других зверей.

Он - “Ян”.  Он доброе начало.
С водой он связан навсегда -
Рекою Чёрного Дракона
Амур китайцам был всегда.  (3)

Любимый Жёлтый Император (4)
У них драконом стал потом…
Не Змей-Горыныч узурпатор,  (5)
Георгию не нужен он.    (6)

Есть на востоке "год Дракона" ,
От Будды стал такой почёт…
Китайцы верят в те законы
Счастливы будьте в этот год. (7)


(1) Китайский дракон — в китайской культуре символ доброго начала ян

(2) В честь дракона установлен ежегодный праздник

(3) Китайцы называют Амур - «Хэйлунцзян», или  рекой Чёрного Дракона

(4) Жёлтый Император -  Согласно китайскому преданию, Жёлтый император на исходе жизни обратился в дракона и взмыл в небеса. У настоящего императора должна быть родинка в форме дракона.

Больше об этом: http://www.stihi.ru/2017/09/05/1272

(5) Змей Горыныч — огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.

(6) Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьём змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Берите (совр. Бейрут

(7)  Годы Дракона: 1928, 1940, 1952, 1964, 1976, 1088, 2000, 2012, 2024 …

Можно сказать, что повезло тем людям, которые родились в год Дракона, а многие китайцы позавидуют вам, ведь Дракон олицетворяет собой счастье и жизненную удачу, крепкое здоровье и высокое положение в обществе. С давних времен этот знак, был символом китайских императоров, так что можно считать, что вы – счастливчик


ЕСТЬ ФЕИ ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ

Есть феи добрые и злые
Нам в сказках жизни дан урок,
Добро и зло, двойные силы
Коснутся нас, лишь дайте срок.

Не поровну налиты чаши
Страдание горше и длинней,
Чем краткий миг, когда расплата
Придет и к тем, кто были злей. 

Не равноценны фей услуги -
Лишение жизни у одной,
Другая - платье на минуты,
И до полночи бал горой.

Как много золушек мы знаем?
Намного больше, чем принцесс,
Те, кто принцессами не стали
Убиты завистью надежд.

Я в фей давно уже не верю,
Но верю - есть добро и зло,
И зло к тебе стучится в двери,
Пока ты делаешь добро.


ПОНЯТИЕ ДОБРА И ЗЛА В СИНТОИЗМЕ

Понятие добра и зла
Различны у народов разных -
Кому в скрижалях пример дан,
В Коране, в Библии прекрасно.

Но есть религия Востока,     (1)
Где относительность царит,
Где для себя один возможно
Добро от зла сам отличит.

Добро и Зло - не абсолютны,   (2)
И Зло приходит, как болезнь.
Когда ты слаб и мысли скудны
Иль недостойны мысли есть.

Добро - слияние с природой
С открытым сердцем и душой.
Не навредит себе и строго
Следит, чтоб путь не стал иной.

Способность в мире жить с другими,
Преклонный возраст уважать,
Не замарать семью и имя
Добром лишь нужно принимать.   (3)

Творение зла само обманно,
Когда несчастлив человек,
Когда всё видит он туманно,
Тогда петляет его след.

Вражда, война, даже убийство
Не значат непременно Зло.
Не делать так, чтоб было стыдно!
Не поступать другим назло.

Зло - эгоизм и нетерпимость,
Как гвоздь торчать среди людей.
Добро - с природой душа слилась,
“Один - для всех” - умри, убей.   (4)

Религия эта - синтоизм,
Японцев древняя основа.
Там в камни дух её проник
И поклоняются им снова.


(1) Синтоизм, синто ( «путь богов») — традиционная религия в Японии. Основана на анимистических верованияхдревних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

(2) Понятия синто о добре и зле существенно отличаются от европейских (христианских), прежде всего, своей относительностью и конкретностью. Так, вражда между антагонистичными по своей природной сути либо хранящими личные обиды ками считается естественной и не делает кого-то из противников безусловно «хорошим», другого — безусловно «плохим».

(3) Если человек действует с искренним, открытым сердцем, воспринимает мир таким, каков он есть, если его поведение уважительно и безупречно, то он, вероятнее всего, совершает добро, по крайней мере, по отношению к себе и своей социальной группе. Добродетелью признаётся сочувствие к окружающим, уважение к старшим по возрасту и положению, способность «жить среди людей» — поддерживать искренние и дружелюбные отношения со всеми, кто окружает человека и составляет его общество.

(4) Зло, в представлении синто — это своеобразная болезнь мира или человека. Творение зла (то есть нанесение вреда) для человека неестественно, человек творит зло, когда обманут или подвергся самообману, когда он не может или не умеет чувствовать себя счастливым, живя среди людей, когда жизнь его плоха и неправильна.

Порицается злоба, эгоизм, соперничество ради соперничества, нетерпимость. Злом считается всё, что нарушает социальный порядок, разрушает гармонию мира.


ДОБРЫЙ ЦАРЬ

Считалось, что народ - он мудр
И что учиться у народа -
Добыть сокровища культур
И что народ - он знает много.

В народ ходили обучать
Народовольцы и студенты…
Народ привык их всех сдавать
Жандармам. В каторгу наверно.

Народ всегда был во главе:
Ансамбль Народный и артисты,
Кто из народа - тот в цене…
Так было при социализме.

Но прояснились времена,
Народ предстал огромной массой
И не мудра, и не умна.
В политике не разобраться.

Народ обманывать легко -
Картошка, хлеб, бутылка водки…
И выберет наверх того
Кто посулит ещё селёдки.

Идут года, идут века
Ждёт доброго царя Россия
Да, сказка эта не нова
Так ожидают и Мессию.


МЫС ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ

В одном маленьком портовом городе жила девушка Надя, и она не могла отказать ни одному матросу. Так появился Мыс доброй Надежды!
                Автор неизвестен

Порою каждого из нас
Ведёт Надежда сквозь невзгоды.
Она  и есть для нас компАс
И путь сквозь бури, непогоды.

Для мореходов есть маях
На самом юге континента
Надежды Доброй это знак -
Как долго ждут того момента….  (1)

Пожалуй лучше не найти
Нам имени с названием лучше,
К нему и шли тогда пути
Тех, кто открытиям отдал душу.

Мыс отмечает, где волна
Атлантики и Океан Индийский
Встречаются. Прилив тепла
Мыс отдаёт всем тем, кто близкий.

Там беспрерывно жуткий шторм,
Течение гонит, как в туннеле,
От ветра слышен звон и стон -
Его достичь не все посмели.

Был португальский командор
Его достигший самым первым!
Команды бунт его подвёл
И путь его не стал бессмертным. (2)

Примерно десять лет спустя
Васко да Гамы каравеллы
В Надежду веря, как в себя,
Достигли Индии пределы.   (3)

Порою каждого из нас
Ведёт Надежда сквозь невзгоды.
Она  и есть для нас компАс
И путь сквозь бури, непогоды.


(1) Мыс Доброй Надежды — самая крайняя точка юго-западной части Африки. Он располагается на Капском полуострове и омывается с двух противоположных сторон водами Индийского и Атлантического океанов. В спокойную погоду можно увидеть, как две части водного пространства отличаются по цвету.

(2) Первым из европейцев увидел этот африканский мыс в 1488 Бартоломео Диаш, знаменитый португальский командор эпохи Великих Географических Открытий.
Так и был открыт путь в Индийский океан. Диаш был вынужден уступить требованиям взбунтовавшейся команды и не пошел дальше.

(3) В 1497 Экспедиция Васко да Гамы обогнула Мыс Доброй Надежды и достигла заветных берегов Индии!


СЛУЧАЛОСЬ ВСЁ


Случалось все - читайте в книгах,
В балладах, сагах, сказках, мифах...
В Завете Ветхом и в Талмуде -
Добро и зло, любое чудо. 

Да это было - все страдали
Родных теряли, предавали,
Был брат убит своим же братом,
Казнила Греция Сократа.

И были войны и болезни
Потопы и землетрясения,
И женщин уводили в рабство
Кого в гарем, кого на пашню...

Рабы сражались на аренах,
Бывало даже на галерах,
А кто-то лес валил в Сибири ....
Все это было, было, было.

И были взлеты и падения,
Ума свершения, озарения,
Ничто не ново под Луной
Лишь уникальны мы с тобой.


КОГДА ТВОРИТСЯ ЗЛО ВОКРУГ

Когда творится зло вокруг
И это ясно и младенцу,
Когда открыто, нагло врут
С экрана и страниц бессменно,
Когда бессовестно мораль
Поправ, и называют “прошлой"
И веру новую приняв,
Считают, что сейчас всё можно,
Когда запуганный народ
Поёт хвалу тирану в гимнах,
Когда типичный недород
Не отражается на сильных,
Когда виновных знают все
И это точно - те, другие,
Они которые извне -
Без ярлыка не скажешь имя…

Когда скажите вы, когда
В стране какой, в какое время
Случалось это?  Да всегда!
Давно, сейчас… Есть кто не верит?


ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ

Когда у нас есть всё для жизни
И мы в комфорте и тепле -
Добро из нас порой так брызжет
И злобы нет внутри, извне. 

Теперь допустим нет комфорта,
Нет крыши, хлеба и питья....
Добры тогда для посторонних?
Идёт от нас ли доброта?

Мы знаем точно - бытиё
Идёт фундаментом сознания.
И слово это не моё,
За это Марксу есть признание.

Но в ситуации любой
Остаться нужно человеком.
Задача поважней другой,
Чтоб стыдно не было за это.


ПОЧТИ ПО ГАМЛЕТУ

Уйти, уснуть, не видеть ничего.
Жестокий мир царит на всей планете
Здесь пир творит не притворяясь зло
И плачут женщины, и умирают дети.
Я вижу, как на этом свете
Неправый часто торжествует,
Кто жизнь всю видит в черном цвете,
Кто без морали жить рискует.
Кто на словах за то и это,
В делах себя лишь только любит...
Кривит душой в речах, в советах,
И в спину нож, дай только случай.
Им улыбается фортуна,
Сбываются их предсказания,
О человек, его натура...
Так верят в ложь и в их признания. 
Средь них бывали лже-пророки,
И лже-святые, лже-цари,
Кто переписывал историю,
Был палачом.  Сейчас в тиши.
Они отравленной тирадой
Толкали сотню на погром,
Вели рабочие отряды
Деревню грабить. За зерном.
Перед другими я в долгу -
Мне надо знать, что суд совершится!
Скрывать я правду не могу
Пока дышу, мне с ними биться. 


ЭПИЛОГ

влез в бой добра со злом случайно
и от обоих получил
      - В. Поляков

Добро со злом воюет с давних пор
Хоть результат заранее известен:
Не прекратится их извечный спор
Пока есть человечество на свете.

Что есть добро нам сказано давно:
"Да не убий" и прочие заветы,
Но нарушать их стали всё равно
Не слушая полезные советы.

Случалось, что брат брата убивал,
Ложь награждались, в злате и почете,
Кто честь, любовь и совесть продавал
Тот в жизни успевал побольше прочих.

А добродетель наша в нищете,
В загробном царстве ей обещано спасение.
Обманет правду ложь всегда, везде,
И не подумает совсем просить прощения.

Так отчего глупцы мы до сих пор
Мораль и совесть громко прославляем?
Нам жить иначе хуже чем позор,
И без морали жить мы не желаем.