Третьяковская галерея. Москва
В одной из ранних версий моделью для образа женщины была Анна Ивановна Попова (1860—1942), будущая жена Дмитрия Менделеева. Для окончательной версии картины художнику позировала вторая жена Сергея Третьякова — Елена Андреевна Третьякова (урождённая Матвеева)[1].
Спокойствие природы, безмятежность,
Таинственное царство темноты.
Сидит она в задумчивости грустной,
Пруд отражает тусклый блик луны.
Старинный парк, деревья вековые,
Камыш застывший около пруда.
Какие думы девушку тревожат?
Узнает лишь красавица луна.
Искусствовед Татьяна Курочкина в своей книге о Крамском писала, что в этой картине художник «стремился к созданию поэтического образа волшебной лунной ночи, гармонического единения человека и природы, к раскрытию таинственного очарования лунного света, пробуждающего грёзы в душе юной мечтательницы, задумчиво сидящей на скамье старинного парка». Тем не менее, она отмечала, что Крамскому «не удалось избежать налета некоторой искусственной театральности»[7].