Каждый по своему сходит с ума!. -..

Лев Постолов
КАК НАС УЧИЛИ ПО-НЕМНОГУ
ТОМУ,
ЧТО ЛЮДЯМ НАМ СОВЕТСКИМ
Было так НЕОБХОДИМО, -
ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ
В ОДНОЙ, 
«ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ СТРАНЕ» -
СССР.
               
               
                «Всем  на войне
                Всегда, -
                как на войне,
                И только вот
                Евреям, -
                (Было так!), -
                В Отечественную
                Немцам в плен
                «Зась!» было
                Попадать. -
                При первом
                Построении-поверке:
                "Евреи,
                Коммунисты,
                Коммисары,
                Командиры, -
                Шаг вперёд!». -
                Не выйдешь сам, -
                Помогут! -
                По большей части
                Недостатка не было -
                В тех,
                Кому
                Из строя
                К расстрельной яме,
                "К стенке" ль
                Вытолкнуть
                Из строя.
               
                Немногим
                Из Евреев
                В плен попавших, -
                Вместе
                С окружённой
                Своей частью, -
                Удавалось
                Выдав себя
                За татарина".             
          
                Лев ПОСТОЛОВ,
                «Ох, не до песен соловью
                в когтях у кошки!».


Нас всех
Учили понемногу
Чему-нибудь
И как-нибудь
Преподаватели
Доставшихся, -
(Судьбой
 Подаренных нам
 И Реалом
 Советской жизни), -
ВУЗов
И школьные учителя
Да воспитатели
Детсадиков,
Доставшихся
На долю нам;
Руководители научные
В аспирантуре,
Преподаватели
Военных кафедр
И школьные учителя.

Как ни крути, -
Итог таков:
Мы -
Результат их всех
Трудов.

Детсад азы нам дал
Знакомства
С законами
Общественной формации,
В которую
Прийдется нам
Врастать
И выживать, -
(Лица стараясь
 В круговерти обстоятельств
 Не терять), -
Плен избегать
Течений
В омуты несущих,
Подводных рифов
В дружбе,
В творчестве
И в выборе друзей.

В дет.садике
Алма-Атинском
Детей
Работников НКВД, -
(Отец на фронте был
 Связистом
 При Штабе Партизанского
 Движения), -
Нас просветила
Воспитательница
Клавдия Андреевна, -
(Надеюсь, -
 Ей за это
 Заплатила жизнь
 Добром):
«Молчанье - золото,
 А слово - серебро».

Учительница
Первая моя, -
Марья Ивановна, -
Вручившая нам
После Первого Звонка, -
В начальной школе, -
(За забором
 Нашего
 Алма-Атинского двора
 При общежитии
 Алма-Атинского
 Сельско-Хозяйственного
 Института, -
 На Гоголя, доМ №23), -
Которая
Три месяца спустя,
Преобразилась
В Лагерь
Для переселенцев, -
Немцев из Поволжья, -
Тетрадку в клеточку,
В линейку
И в косую то ли клетку,
То ль линейку, -
(Для каллиграфии), -
И ручку-камышинку
С пером в ней закрепленным
«В-тык» стальным
В форме знака масти «пик»,
Велела нам
При первом же знакомстве
Всем зарубить, -
Ученикам и ученицам, -
«Где кому угодно, -
 Хоть на носу!»,
 Что «нА пол ХАРКАТЬ
 В классе - запрещается»:
«В классе - НЕ ХАРКАТЬ!».

Закончилась война, -
Вернулся я
С родителями в Киев
И стал учеником
З-его класса
141-ой МУЖСКОЙ школы,
В котором
Был контингент
Который сам себе
Был предоставлен
Всю войну,
Поскольку
Отцы были на фронте,
А матери
Работали
На нУжды фронта
С утра до вечера.
Мы столько много
И увидели,
И услыхали,
Что было не для детских
Наших
Ушей и глаз. -
Смотрели фильмы мы
Для взрослых -
«Про любовь»,
Слыхали
ГоспитАльный мат
И мат атак,
От инвалидов-фронтовиков,
«Свои права качавших
 В очередях
 За хлебом карточным»
Или по-пьяни.

И видели,
Как насекомые,
Животные домашние
И люди
Выполняли
Завет творца
Первейший, -
«Плодитесь, умножайтесь!».
Мне даже как-то
Довелось
В горячий будний
Летний день,
Идя мимо ограды
Городского парка
«Имени Панфиловцев»
На углу улиц Гоголя
И Фурманова.
Увидеть,
Как в этом отдаленном
Парковом глухом
Закутке
Два мужика
В костюмах
Коверкотовых
Партийных ли,
Советских бонз
Поспешно сели
На холёных,
От фронта забронированных,
Как и их седоки,
Коней каурых
И ускакали намётом,
Оставив на траве лежать
Распластанную
С юбкой задранной
И обессиленную,
Видно, борьбой
С ними
Женщину.

Однажды
Мы с учительницей, -
Классной нашей
Руководительницей
«Раисой», -
То бишь,
Раисой Сергеевной, -
Пошли экскурсией
В осенний Зоопарк.

Остановились
Посреди Экскурсии
У клетки Львов.
Гривастый крупный лев,
Откормленный, холеный,
Спокойно спал
Рядом с своею
Бодрствовавшей
Львицей, задумчиво
Уставившейся
Янтарными глазами
Невозмутимо и отстранённо
Вдаль. -
Возможно, вспоминая
Бесконечность,
Пахнущей детством,
Юностью,
Родной ее
Пустыни африканской.

Вдруг Лев проснулся
И по-хозяйски, -
По-царски
Лапу положив сначала
На спину
Глазом не моргнувшей
Львицы,
Начал выполнять
Невозмутимо, -
С чувством,
С расстановкой
Завет творца.
(Став взрослым,
 Я узнал,
 Что лев-то
 И царем зверей
 Считается,
 За то
 Что может это
 Делать постоянно
 С 20-тиминутным перерывом).

Учительница наша
Не растерявшись
И не скОрчив
Маску святоши, -
«Фи!», -
Сказала просто нам
Спокойно:
«Мальчики,
 То не для наших глаз. -
 Пошли!
 Нам надо
 Успеть
 Увидеть ещё
 Бегемотов,
 Носорогов,
 Верблюдов,
 Страусов
 И несколько
 Подвидов обезьян. -
 За мной!». -
То был для нас, -
Десятилетних
Не мальчиков, а
«Пацанов
 Времён Великой
 Отечественной войны»,
У многих из которых
С фронта не пришли отцы, -
Пример решительности
Спокойной
«Личного примера
 Командира», -
 Старшего по должности
 И званию
 В резко сменившейся
 Реальной обстановке.

А в пятом классе
Мы начали учить
Украинский язык
Вместе с украинской
Литературой.
Преподавала нам
Учительница
Оксана Григорьевна
Коваль.
Мы с первого ее
Урока
Были зачарованы
Ее полтавским
Мягким «эль». -
Она произносила, -
Обращаясь к классу. -
Не «хлопцы», -
«Хльопци».
Однажды,
Когда нам задала она
Читать отрывок
Из повести Вершигоры
О партизанах Украины,
Она вдруг задала
Вопрос:
«А кто, по вашему
 Сегодня
 ЛЮДИ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ?».

Мы, - вразнобой:
«Танкисты!»,...
«Летчики!»...
«Милиционеры!»...
«Моряки и пограничники!»...

«Оксана» наша
Выслушала терпеливо всех.
А посе -
Огорошила словами:
«Сегодня в классе вашем
 Люди с чистой совестью -
 Отличники.
 Они стараются
 И выполняют свой долг
 Учеников -
 Учится во всю силу».
 Я думаю, что до сегодня,
 Кто тогда был в классе
 Запомнили ее слова
 И помнят до сих пор,
 Да вспоминают,
 Расспрашивая внуков
 Об их успехах в школе.

Уроки по русским
Литературе и языку
Вела у нас
От 5-го
И до 9-га,
Предвыпускного класса
Пожилая, -
(Предпенсионных лет), -
«Лариса», - как мы ее
Между собою звали, -
Лариса Сергеевна
Скрипец.

Когда мы, девятиклассники
Учили «Горе от ума», -
А.С.ГРИБОЕДОВА, -
В котором антиподами
В учебниках трактуются:
Чацкий, - как «ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ герой»,
Молчалин же, - как «ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ,
Лариса, как-то,
Посреди урока
Серьезно и значительно,
Для нас, -
Но, -
будто размышляя  вслух,
Сказала:
«Быть Чацким в жизни -
 Романтично,
 Молчалиным -
 Не так уж романтично, -
 Но практично».

Вот так она,
Готовясь уходить
На пенсию, -
Закончив
Текущий учебный год, -
Напутствовала нас
Во взрослую, -
Маячившую через год
У нас неотвратимо
И маняще,
Жизнь
В условиях
Советского Реала.

Ольга Владимировна,
Географичка толковая
В шестом нам классе
Дала волшебный ключ
К запоминанию букета
Рек, что пополняют
Дождями
И ключевой водой
Карпатских гор
Дунай.

И помню
До сих пор я,
Вроде она вещает тут:
«Сава, Драва, Тисса
 Прут, -
 Все в Дунай
 Текут».
И ключик этот
Нам в учебе
После пригодился,
Когда реакции
Химические,
Да формулы веществ
На нас в поход пошли.

Когда же
В седьмом классе
Синусы и косинусы
Да тангенсы
С котангенсами
Мы с математиком, -
Мужем «Оксаны» , -
Александром
Илларионовичем
Семенцом
С напрягом шариков
И интересом
Стали изучать,
Он как-то «выдал»
Истину Великую
Нам между делом, -
Советским школьникам, -
(Сойти с ума!):
«Каждый... по-своему...
 Сходит... с ума).

Сменивший в Восьмом классе
Семенца, - (запомнившегося
Нам ещё и бородавкой
На заострённом к кончику
носу), -
Прекрасный математик
Александр Антонович
Тыщук, - «Антон», —
Высокий, плотный
И слегка одутловатый
С большими серыми
Задумчивыми, порой,
Глазами,
Окончивший когда то
«При царе Горохе»
Гимназию и
В Киевском, -
(Антисемитским ставшем
 С послевоенными
 Присталинскими
 Космополитофобными
 годами), -
Университете
Два факультета, -
(Математический
 С физическим), -
И замещавший, -
(И не редко), -
Наших ботАничку
И физичку, и немку
И даже химичку, -
Нас сразу же околдовал,
Нам рассказав,
С чего пошла
Наука математика. -
«С того, -
 Сказал он,
 Что папуасы
 Начали
 Считать:
«ОкОза...,
 ОкОза, окОза...,
 Урапун!!!». -
(«Один...
  Даа...
  Много!!!).
И научил
Без мата нас ругаться
По немецки:
«Dоnner Wetter, -
 На цуhундер!»
(«Гром и молния, -
  В конлуИт!» )
И «Gottentenmutertoter!», -
(«Убийца готтентотовой
 матери!»).
Он просветил нас
Насчёт того,
Что дал французам Бог
Язык любви,
Испанцам дал
Язык почтения,
Немцам дал
Язык, пригодный
Разве что,
Для выкриков команд
В бою,
А англичанам дал
Язык «Буль-Буль-Гав-Гав!», -
В чем убедился
Я и сам
Когда я
В Лондоне туманном
Плбывал.

«Антон» нас знал
И понимал всех,
Как своих пять пальцев. -
Он к нам приглядывался,
Когда ещё
Мы были пятиклассниками, -
Нас привлекая
К художественной
Самодеятельности.

Мы распевали
Дружно
Под баритон его
Суворовскую песню строевую
«СолдатУшки, брАво-ребятУшки,
 А где ваши жёны?...».

Привлёк он и меня,
Ученика 6-го класса
И я на скрипочка играл
«Рэвэ та стоhНэ
 Днiпр шырокый...».

Он был у нас
В классе шестом
Однажды как-то
Ассистентом
На экзамене по физике
И задавал вопросы
На смекалку, -
К примеру:
«Почему фляжки солдатские
Из алюминия,
Который не сравнить
С фарфОром
По теплоемкости?».
&
«Антон» солдатом был
В Отечественную
И в праздники
Прикалывал на пиджака
Лацкан
Две скромные колодочки
Медалей
«За победу» над Германией
И над Японией,
А зимами носил
На голове
Легкий и тёплый
треух трофейный
Японского солдата.

От всех учителей
Он отличался тем ещё,
Что пользовался неизменно
На уроках
Книжкой записной,
В которой
Отмечал плюсами
«Хорошие ответы»
Наши «с места»
Против фамилий наших
В списочках по классам,
А после третьего плюса
В журнал он
Выставлял «Пятерку».

Он поощрял нас
К нахождению решений
Примеров и задачь
И к доказательству
Программных теорем
Нетривиальными
Двумя-тремя путями.
И поступая в институт
Я удивил экзаменаторшу
По математике
Тем, что решил
Задачу и пример
И теорему доказал
Билета экзаменационного
Необычно, -
Не одним, -
Двумя путями,
Завоевав
Ее расположение
И уважительное
Отношение
На все пять лет
Учебы в институте, -
(Куда я, как еврей,
 При сданных «на отлично»
 ВСЕХ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ
 Экзаменов
 Был принят не студентом,
 А КАНДИДАТОМ. -
 Лишь сдав опять «НА ПЯТЬ»
 Экзамены все и зачеты
 Зимней сессии
 Я стал студентом, -
 Обойдя запрет
 Комиссии мандатной
 С «представителем»
 Обл.крома Партии, -
Лишь дпотому,
Что рректор, -
Проыхфессор Третьяков, -
Думал на пять лет
Вперед, 
Как не сорвать
План по выпуску
Советских инженеров.

 (Надо сказать, -
 Зачёт по математике
 «Дифференцированный»
 Она мне, -
 Вера Никоновна
 КУДРИНА, -
 Жена декана Геофака
 Львовского университета
 Имени ФранкО, -
 Поставила в зачету
 «Автоматом»).

А напоследок,
«Антон», - совсем уж неожиданно, -
Перед экзаменами
Выпускными, - («На Аттестат»,
Который назывался - «Зрелости», -
(Вроде мы, ученики, -
 Сок набирающие,
 Вырабатывающие ль
 Фрукты или овощи!»,
Загнал в веселый ступор
Весь наш класс,
Задав домой решить задачу
По математике,
Которую ему пришлось
Решать когда-то
В гимназии. -
Антон, взглянув
На мной написанное на доске
Короткое, нетривиальное
Решение,
Вдруг классу обьявил:
«Я ставлю Лене - «ШЕСТЬ»,
Поскольку «ПЯТЬ»
Поставил мне учитель
За такое точно же
Решение в гимназии,
КОТОРЫЙ
ВСЕ 10 лет талдычил
Гимназистам, нам:
«Бог знает
 Математику «НА ПЯТЬ»,
 Учителя - все «НА ЧЕТЫРЕ»,
 А гимназисты -
 «НЕ БОЛЬШЕ, чем НА ТРИ». -
 Так Что ж мне ставить Лене?...». -
(В те годы, -8
 Хоть уже
 И послесталинские
 Годы, -
 В той стране, -
 СССР), -
Ребячье имя Лёва, -
От полного в звучанья
Паспортного
- Лев -
Приемлемо было
В сочетанье только:
«Лёви из Бердычева!».

На вечере
С раздачей Аттестатов
Последним
С Поздравлением-напутствием
С трибуны выступил
Степан Петрович,
Преподаваний нам
В 10-ом классе
«Основы конституции», -
В миру
Служивший
Лейтенантом-участковым.
Он просто
По-мужицки
Поздравил нас
С прощанием со школой
И от души
Со знаньем дела
Пожелал:
«Желаю Вам
 Всем в жизни
 Хорошо устроиться!».

Пять лет учёбы в ВУЗе -
Круговерть из лекций
И практических занятий,
Рсётов п о Лабораторным
Экспериментам,
Зачётов, -
Дифференцированных
И тривиальных,
Зачётов
И экзаменационных секций,
Красноречивости и шуток
Преподаваателей,
Летних практик
На Теребля-Рикской ГЭС
В Карпатах, питающей
Электровозный перевал,
На Чоп,
В Дублянахна полях учебных
По растериеводству
И механизации,
На Рижском
Электро-механическом
Заводе "РЭЗ",
И преддипломная
В лаборатории
УНДИМа,
Занятия на кафедре военной,
Две стажировки
В учебной роте
В Раве Русской у границы
С Польшей
И после выпуска уже -
Вр Львове
Пом.ком.взвода
В автороте
Танкового полка
Дивизии "Железной
Самаро-Ульяновской,
Бердичевской
Краснознамённой
Двух орденов, -
Суворова и
Богдана Хмельницкого, -
(Похоже, -
Одновременно
Со службой в ней
Лепйиенанта
Резуна(Суворова), -
Поездки
На посевные
И уборочные работы -
"В КОЛХОЗ"
Всем курсом, -
Море впечатлений
И уроков
На всю жизнь.

И как песок
Намытый золотой
Золотоискаоелем, -
Опыт усвоенный
В процессе жизни
И учёбы этих лет.


  (Продолжение последует).е

                29 марта 2020-го года.