Детский театр и иллюзия реальности

Евгений Гольдендрут
Жизнь человека полна неожиданностей. Вместе с тем можно сказать, что неожиданный взгляд на те или иные аспекты жизни делает ее полнее. Принеся извинения за небольшой словесный каламбур попробуем (на примере детского театра) рассмотреть важность воображаемой (или иллюзорной) реальности, как источника нестандартного видения мира.

Не секрет, что окружающая нас видимая составляющая окружающей реальности не исчерпывает все возможные формы существования последней. Так, например, мысли человека вполне реальны (их можно высказать или записать). Но, несмотря на это, они невидимы и неосязаемы. Тоже можно сказать об эмоциях, памяти и воображении. Перечисленные сферы не относятся к категории материального, но они реально существуют.

Насколько важно для нас присутствие данных нематериальных сфер (назовем их иллюзорной реальностью)? Для ответа на этот вопрос представим себе, что они на время исчезли. Что будет представлять собой человек, лишенный мыслей, эмоций, памяти и воображения? Вероятно, это уже не будет человек, в привычном для нас понимании. Это даже не будет робот, т.к. у данного вида технических устройств существует электронное управление (аналог мозга) и магнитная память. К тому же многие современные роботы обладают искусственным интеллектом и способностью к обучению. Таким образом утрата возможности взаимодействия с «иллюзорной реальностью» лишает нас главного человеческого естества, которое формируется с самого рождения.
 
Детство представляет собой период времени, когда человек (естественным образом) наиболее чувствителен к категориям иллюзорного. Как иначе объяснить тот факт, что именно в этом возрасте детям начинают читать сказки, водить в детский театр, на концерты и т.д. Иными словами, родители стараются развить в них способности к взаимодействию со своим воображением, эмоциональной сферой, памятью и т.д. С какой целью это делается? Ответ на этот вопрос вполне очевиден – с целью формирования тех качеств, которые и составляют суть природы человека.

Последний вопрос (который осталось затронуть) связан с тем, почему одной лишь видимой реальности недостаточно для развития «человеческих» качеств? Иными словами, зачем человеку нужен театр, вымышленные образы и т.д., что в более общем смысле можно отнести к игре воображения? Ответить на этот вопрос несколько сложнее.

Разница между видимой и «иллюзорной реальностью» состоит в том, что последняя (в общем случае) лишена непосредственной обратной связи. Чтобы проще понять сказанное, представим себе ситуацию, когда ребенок играет одновременно с 2 куклами. При этом он (или она) придумывает сюжет и диалоги за обоих персонажей. В этом случае ребенок активно развивает в себе способность к воображению, которое невостребовано в видимой реальности, где все «персонажи» живые.
 
Завершая краткий обзор оставется сказать, что любые формы игры воображения выполняют очень важную роль в нашей жизни. И развивать их важно с раннего детства.

02.04.2014