Самошка. Океан в стакане воды

Ева Шакед
    Считай, прямо за огородами позади сада - речка и омут. Та часть реки, куда ходят купаться Ева и Лана, называется Самошка. Здесь мелко и очень красиво. Девочки пока не умеют плавать, поэтому на речку они ходят с бабушкой и плещутся в воде под её неусыпным приглядом.
    Берега Самошки заросли деревьями, пляжа, как такового, нет. Есть трава и небольшой песчаный намыв. К месту, где можно купаться, ведёт тропинка. Тропинка тенистая, спрятана под кронами старых деревьев. С неё начинается запах реки. Ева идёт, держа на плече большое полотенце и глубоко вдыхает свежий и тонкий аромат влаги, прелой листвы, мокрой почвы. Она так любит этот запах, что он ей снится по ночам зимой. Иногда. И от этого становится сразу и грустно, и весело - лета ещё ждать и ждать, зато когда оно придёт, Ева сразу побежит на Самошку. Даже если вода не прогрелась. Уж уговорит как-нибудь бабушку.
    Но сейчас лето в разгаре, Ева счастлива. Шагает с бабушкой и сестрой к реке. Легко и уверенно переходит замоину по тёмно-коричневому бревну, кладёт полотенце на расстеленное бабушкой покрывало. Скидывает платье и бежит в воду. Вода прозрачная и прохладная. Из-за течения здесь она никогда не прогревается полностью. Ева ложится животом на песок и потихоньку задним ходом отползает, перебирая руками, туда, где поглубже. Здесь вода теплее, чем у самого берега. Над речкой летают огромные стрекозы с синими, фиолетовыми и зелёными крыльями. Крылья отливают металлом, стрекозиные глаза переливаются всеми цветами. Стрекозы с прозрачными крыльями здесь тоже есть, и тоже красивые. Поймать их Еве не удаётся. Она уже пробовала. Слишком они сторожкие и быстрые. И непредсказуемые. Вот только что висела здесь в ореоле крыльев. Так близко!  Делаешь  резкое движение рукой, чтобы  поймать - хоп! А она уже подвинулась вправо или влево, а то и улетела к кустам.
    Девчонки прыгают в воде, брызгаются, поднимая над речкой небольшую радугу. Выбегают на берег и несутся обратно - в воду с разбегу! Момент, когда сопротивление воды коленям такое, что спотыкаешься и валишься, приводит в восторг. Ева, стоя на дне, поворачивается спиной против течения, закидывает голову и смотрит на небо и солнце. А прямо над Евой парит стрекоза и смотрит на неё. От неожиданности Ева теряет опору, ложится спиной на воду, но не тонет. Не успела испугаться и сжать мышцы. Потому и не пошла ко дну топором. Сколько уж бабушка об этом толкует - не деревеней, расслабься. И вот получилось. Течение медленно несёт Еву, стрекоза летит над ней. Ева растворяется в речке, в небе, в солнце. Вдруг она чувствует холод и изменение движения. Вода тянет её вниз.
- Ноги не опускай!
Бабушка кричит на ходу и бросается в воду. Хватает Еву под мышки и вытягивает из холода на прогретый берег.
- Водоворот там. Плещитесь тут. А то утянет.
- Бабушка, какая ты смелая! Тебя ведь тоже утянет.
- Не утянет. Я плавать умею и знаю, как делать надо, чтобы выплыть. Вот и вы учитеся.
    Бабушка крестится. Снимает халат, чтобы посушить. Не идти же в мокром. А потом машет рукой: "А! Всё равно уж с головы до пят..." Снова заходит в воду и плывёт к жёлтым кувшинкам. Подныривает и через минуту плывёт обратно с тремя цветками на длинных мясистых стеблях. Протягивает Лане и Еве.
- Это кубышки. У нас тут другие не растут. Только сами никогда их не рвите. Толку от них нет, разве что посмотреть.
    Ева переворачивается с живота на спину, откидывает в сторону руку. Что это щекочет пальцы? Поворачивает голову. На руке сидит стрекоза с блестящими синими крыльями. Сама прилетела. Как в сказке.