1926 Рене Магритт Потерянный жокей

Елена Юрьевна Амелина
Размышления над работой Рене Магритта "Потерянный жокей" (1926)

Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Аллегорическая сцена
Стиль: Сюрреализм
Техника: Коллаж
Материалы: Бумага
Дата создания: 1926
Размер: 39.5;54 см
Местонахождение: Частная коллекция


Всё происходит, как на сцене,
Нам занавес Рене открыл,
На сцене прямо посередине
Магритт коня изобразил.

Жокей с конём мчат что есть мочи,
Среди сценических фигур -
Колонны с ветвями проросшими
И нотами для партитур.

Коня стремительно движение
Несётся конь во весь опор,
Невообразимо удивление,
Что видит зритель из-за штор.

Я думаю, что конь - то мысли,
И ими правит человек.
Несутся мысли очень быстро,
Пока жизнь не пройдёт свой век.

Мне кажется, что в жизни каждый
Стремится мыслями вперёд
Среди столбов - ограничений,
Иль постулатов, кто как поймёт.

Ограничения прорастают,
Как ветви, изменяя их,
Но каждое из них играет
Свою мелодию и стих.

И человек в мыслях растерян
Он ищет выход средь столбов,
Как тот жокей, что был потерян,
Искал свой выход из догм-оков.

Посмотрим мы на столб, что справа:
Стоит на сцене в глубине,
Верхушкой и ветвями славно
Торчит пред занавесом извне.

Сюрреализм, невероятное
Рене в работе показал,
Ведь мысль стремиться к необъятному,
Магритт нас думать заставлял.

***
Рецензия Сергея Кузнецова 32:

Застыла музыка и время -
Упало в долгие столбы.
И снова театр; и жокея -
На сцене наблюдаем мы!

Он миг судьбы, что замер в беге
И как пылинка на ветру;
Коллаж - как плач о белом снеге,
Уже растаявшем к утру...


***
Рецензия Натали Ривара:

Оазис мысли...
При таком "опоре"
Сшибает конь с жокеем все подряд:
И нет на сцене ли, другом "просторе"
Лихого кроме ипподрома с его дорожками
И в параллельный ряд...
Но Кукловод за сценой громоздится
И ниточки
К подвижным тянутся рукам,ногам
И впечатление для зрителя
Несётся конь с жокеем по весям и долам...
Но нет: они на месте!
Иллюзия движения
И публика в притихшем зале
Придумкой режиссера
ЗАВОРОЖЕНА!

***
Рене Магритт начал искать новые пути в искусстве примерно в 1924 году, под влиянием коллажей Макса Эрнста и картин Джорджо де Кирико. В последующие два года художник создал серию коллажей, которые уже вполне можно было назвать сюрреалистическими, но самой первой и важной из этих работ сам Магритт считал именно «Потерянного жокея». Художник говорил: «Это первое полотно, которое я действительно писал с чувством, что нашел свой путь, если можно использовать такое понятие». Вторую работу "Потерянный жокей" он написал в 1948 году, она очень отличалась от первой работы...