Вера Кузьмина. Экспертный обзор. Февраль-2020

Большой Литературный Клуб
(Предисловие от члена ГР БЛК:
Вера Кузьмина написала свой обзор по анонимному лонг-листу. Первоначально и на сайте БЛК обзор был опубликован без раскрытия автороства стихотворений, за исключением стихов-шортлистеров. Сейчас восстановлены полные ссылки на все стихотворения.
И.Х.)

1. НИНА ЗЛАКАЗОВА «саркофаг»
http://www.stihi.ru/2019/11/24/8524 квота ГР за ведение Гостиной

Между стеклами иллюминатора – стрекоза
застыла в полёте, усохла, ушла на дно.
Если долго  небу глядеть в незакрывающиеся глаза,
ломается шея.
А сдвоенное окно,
заключив в объятья стёкол стекловидную плоть,
дрожит изнутри, но выдерживает полёт.
В неисчислимом фасеточном взгляде Твоём, Господь,
я тоже падаю и взлетаю который год.

Который год эти мелкие крылья, теряя цвет,
сохраняют угол наклона, скольженья прочь,
розовеют утром – мышь шелестит в траве,
стрекоза летит – и стремглав наступает ночь,
меняет краски, неслышно съедает зарю.
Фиолетовый саркофаг пыльную ношу хранит.
Ничего не видно,
но я всё равно смотрю
в пыль между стёкол, в глухой голубой гранит.

Время живёт между стёкол, засушенный мезозой,
пыльное, с привкусом плесени и грибка.
Так просто – остановился, взлетел – и стой,
глазей на будущее из незамутнённого далека.
Человек, это ты?.. в целом такой, как мы,
ничего о себе не знаешь, не понимаешь сил,
смотришь засушенно. Веки окрашены голубым.
Препаратное стекло неба,
саркофага защитная синь

Стихотворение несомненно удачное, и в первую очередь нестандартностью, необычным раскрытием темы. Это большое умение – видеть в малом и обыкновенном – в засохшей между стекол стрекозе - большое и значительное. Из минусов – попадаются не слишком удачные сравнения и сочетания слов (может ли ночь наступать «стремглав», можно ли назвать сдвоенные стекла «объятьями», например). Сравнения, на мой взгляд, все же притянуты за уши. Хотя допускаю, что это такое своеобразное видение мира. С натягом допускаю. По технике претензий нет, разве что трудно произносимое слово «незакрывающиеся» в третьей строчке и простота рифм.


2. ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА «снежности»
http://www.stihi.ru/2020/02/15/908 номинатор Термитник поэзии

снежности полуденная свежесть —
пробирает каждый позвонок
у меня к тебе такая нежность
что земля уходит из-под ног

научившись жизни на потребу
выносить иное за поля —
у меня к тебе такое небо
в самой середине февраля

светлое промерзшее до хруста
зреет в нем весенний звукоряд
у меня к тебе такое чувство
о котором всем не говорят

в эту немочь в зимнюю недужность
слово камнем падает на дно
у меня к тебе такая вьюжность —
посмотри скорее за окно

потому что даже ненароком
где снега предчувствуют финал
не скажу — ни взглядом ни намеком —
ничего о чем бы ты не знал

Из плюсов стиха – удачное сочетание темы и ритма, это сразу дает настроение. Минусов больше. Во-первых, отсутствие знаков препинания на тех местах, где они должны быть. Вам кажется, что это креатив? Нет, обыкновенная небрежность или лень, что одинаково плохо. Во-вторых, избитость темы – у всех стихов подобного рода ноги растут от Веры Полозковой – «у меня к тебе, знаешь – детство» -  и от ей подобных. Ищите свое, пишите свое, опираясь на собственный опыт. Мастерство у вас уже есть, дело за малым – обретение собственного лица.


3. СМАГИНА ВИКТОРИЯ «каждый день»
http://www.stihi.ru/2019/10/17/3820 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

мне каждый день с тобою говорить…
о том, что липы пожелтели быстро
и птичьей стаи тоненькая нить
уносит к югу песнь зелёных листьев;

что твой любимый дождь вошёл в права,
на радостях залив до края бочку
у старого сарая, мурава
седеет по утрам, промёрзнув ночью.

рябина привечает воробьёв —
прогнулись ветки от тяжёлых гроздьев —
нага, красна, одна на окоём,
ни дуба нет, ни жёлудя в прогнозе.

всему — свой ладан пожелтевших строк
и снег, как многоточие в фините.

ты — далеко и близко.
там, где бог.
и оба вы молчите.

Из плюсов стиха – несомненно удачные сравнения: «стаи тоненькая нить», рябина, которая «одна на окоем». Минусов примерно столько же. Самый неприятный, который портит весь стих – анжамбеман во второй строфе. Он настолько неудачно сделан, что при чтении не обращаешь внимания на запятую после слова «сарая» и все читается так: «на радостях залив до края бочку, у старого сарая мурава седеет по утрам, промерзнув ночью». С анжамбеманами вообще нужно быть очень осторожным – если мастерство не отточено, не надо их вообще трогать, проще оставить на потом, тогда они придут в стих сами и будут читаться естественно и органично.


4. МАР ЕВГЕНИЙ «отболела душа январем»
http://www.stihi.ru/2020/01/22/5950 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

отпустила зима. буду жить.
снег бессмертья почти на излете.
а синонимом к слову любить –
купола в неземной позолоте.

отболела душа январем,
не итожу, поверь, просто жарко,
мы с тобою до веку вдвоем,
от рассвета любви до заката.

чай на кухне, снежинки в окно,
разыгралась метельная вьюга.
неказистых стихов полотно
разукрашено белой округой –

и не видно почти ничего,
и не сыщешь подспудного смысла.
только строчки ложатся легко,
будто в камень печальные числа...

отпустила зима. воронье
разлетелось куда-то до срока.
а уютное наше жилье
будто келья монаха ль, пророка –

знаем, знаем с тобой наперед,
все, что было, останется (с)нами.
и весны оголтелой черёд
уходить в поднебесье лугами.

Стих делают последние две строчки. Очень трогательно, неизбито и уместно. А сейчас мысленно откусываю их и буду ругать многое из оставшегося. «Жить-любить»: подобные рифмы простительны только гениям. «Жарко-заката» вообще не рифма, даже на ассонанс не тянет. Почему вьюга «метельная» ? Потому что масло масляное? Числа ложатся не «в камень», а на камень. Не будь этой досадной ошибки, стих бы украсился еще двумя удачными строчками, кроме двух последних. А кто такой «монахальпророк»? Я не виновата, просто именно так эта строчка читается. Проще было бы поставить, например, «монаха-пророка», если уж на то пошло. Проверяйте стих на слух, крутите строчку, пока не будет звучать, как надо. У автора большой потенциал, автор может лучше.


5. ИЗ БУРГОСА «Вожди»
http://www.stihi.ru/2020/02/14/847 номинатор Алексей Еленин

Наташе

"И небо, ржавой синью исходя,
в надрывном звоне колокольцев слышит
плач изгнанного древнего вождя."
С. В.

В деревне каждая корова,
в туман вечерний уходя,
мычит протяжно и сурово,
напевом древнего вождя.

Касики тянутся покорно,
жуют отрыгнутое, но
созвездий крохотные зёрна
взойдут на небе всё равно.

Уснёт посёлок гарнизона,
и, колыбельную пропев,
шарахнет пламенем озона
июльский перуанский гнев.

В молочный сумрак вступят грозы,
ударят молнии в тайгу.
Вождей серебряные слёзы
споют о прошлом на бегу.

И станет травам не до смеха.
Протянет руки травостой
к индейской музыке Вальехо –
вселенской маске золотой.

И тот, кто жёг стихи в камине
парижских мёрзлых номеров,
не обойдёт строкой, не минет
глаза хабаровских коров.

* ****** ****** *

Я умру сегодня. Да – сегодня.
И, за мною в комнату входя,
смерть моя как беженка и сводня
приведёт с собою дочь вождя.

Ляжем мы на красном покрывале,
и дождём накроемся потом.
Будешь ты смеяться – наеbали
мы старуху эту с дряблым ртом.

И меня целуя, дочка неба,
дочка кукурузы и дождей,
ты и смерть поймаешь в звёздный невод
звёздного бессмертия вождей.

Одесситка или перуанка –
мне-то, если честно, всё равно.
Гибель – это ночь и это пьянка,
это – кукурузное вино.

Мы напьёмся. Где-то там – в камине –
догорают нищие стихи.
По колено в перуанской глине
входят боги – страшно так тихи,

что почти уже не бьётся сердце.
Глина обволакивает нас.
Пахнет ночь чилийским красным перцем,
жгучими слезами наших глаз.

* ****** ****** *

"А тот, кто дольше всех молчал, сказал:
 — Мой самый черный день
   еще не минул."
С.В.
 
 
Обычный день, обыкновенный глянец
глубоких луж и полицейских блях.
Что пьём сегодня, смуглый иностранец,
на память о коротких наших днях?
 
Я выпью водки. Просто водки выпью.
Без водки жизнь – ни это и ни то.
Я пью за тех, кто прокричали выпью.
Кто укрывался ношеным пальто.
 
Кто видел, как повсюду ходят черти.
Кто так озяб, что жёг свои стихи.
Кто видел, что под маскою у смерти
её глаза индейские тихи.
 
Сейчас как хлынет! Небо, словно камень.
Но камень полный тёмною водой.
Потом возись с промокшими шнурками,
с простудой, осложнением, бедой.

Автор порадовал. Так держать:) так писать и так жить – когда далекое становится близким, а земля единой. Стих – редкое сочетание нетривиальности мышления и большого поэтического мастерства. За одну рифму «выпью-выпью» - кто стих прочитал, тот поймет – можно простить многие стихотворные грехи, а тут и прощать особенно нечего. Разве что строчку «ты и смерть поймаешь в звездный невод» - много согласных на стыках, тяжеловато читается.


6. АНДРЕЙ МАРТЫНОВ СЛОВО «Товарищ, верь, взойдёт она»
http://www.stihi.ru/2019/12/20/7362 квота ГР за редактирование отборочного тура

Товарищ, верь: взойдёт она,
она взойдёт пренепременно.
Товарищ, верь: взойдёт она,
ей просто требуется время.
Товарищ, верь: взойдёт она,
дела худы, но не настолько.
Товарищ, верь: взойдёт она,
из наших палестин, с востока.
Товарищ, верь: взойдёт она,
без веры кашу не заваришь.
Товарищ, верь: взойдёт она,
ведь ты ж сознательный товарищ.
Товарищ, верь: взойдёт она,
пойми, глупец, не верить жутко.
Товарищ, верь: взойдёт она,
взойдёт она! поверь же, сука!

.................

Меж тем объявлен был отбой.
Зажглись прожекторами вышки.
Он разговор с самим собой
прервал, себя не убедивши...

Потом уснул и не видал,
в темницу млечных снов упрятан,
как вифлеемская звезда
взошла над лагерным бараком.

Из плюсов – необычное раскрытие темы, необычное еще и раскрытием со школы известных строк в совершенно новом свете. К этому претензий нет. Претензии к технике. Сочетание неточных рифм («жутко-сука», «вышки- убедивши») с точными и даже красивыми («заваришь-товарищ», «отбой-собой») производит впечатление неряшества. Или одно, или другое.


7. ПЕТРА КАЛУГИНА «Фрисби»
http://www.stihi.ru/2020/01/14/9255 номинатор Саша Неместный

Листья в чёрных мешках вдоль аллей,
эти чучелки смерти сезонной,
эти увальни в комбинезонах
бренда «помни о ней»,
Листья в чёрных мешках,
то есть сами мешки, а не листья,
а не листья, которые в них,
каждый словно жених,
а невеста
не пришла на пикник.
Улетела, шурша унеслась
целлофановым платьем,
раз два три, это свадебный вальс,
облака и объятья.
Не лови, это просто пакет —
из Ашана, из Дикси,
вот опять ты кидаешься вслед
ускользающей мысли,
Словно рассел-терьер за тарелочкой фрисби.
Это было уже столько раз,
это классика жанра,
между небом и парком анфас,
между холодно/жарко —
танцевало, взмывало, рвалось,
парусило ничейно.
Расскажи мне про осени ось —
про пакето-верченье.
про мешки на обочине дней
специального назначенья.

Из плюсов – прекрасно подобранный к теме ритм стиха, ритм вальса, и редкое умение увидеть необычное в самых обычных вещах. В мешках с мусором, например. Если человеку это дано – уже полдела, стих будет. Другое дело, что нужных слов иногда не находится – если бы находились, не было бы повторения «листья, листья, листья» во второй строфе и неудачного обрыва стиха в конце. Как будто бы не докручено, точка не поставлена. Или пластинку с вальсом внезапно остановили.


8. АШОТ ДАНИЭЛЯН «Вера (Предположительно)»
http://stihi.ru/2020/02/16/10200 номинатор Саша Неместный

В ОВиРа узких коридорах плавящихся,
В очереди чертыхающихся городожителей,
За визой выездной в зной стояла тающая
Девушка, – Вера (Предположительно)
Очаровательно краткостриженно-тонкошеяя,
Обмахивалась книжицей Ерофеева.

Я предложил – никакого вердикта,
– Не лучше ли, девушка,
На веер вам выменять книжку?
Я не судья, но судьба Венедикта
И так баловала не слишком.
Возможно, навскидку, он кажется ветреным,
Но это не шутка – вдруг сделаться веером.

Теряли терпение визопросители,
Громкоговоритель трещал словно тетерев,
(предположительно) Вера ответила: –

Что веер использует каждый бездельник,
Что веер – плохое вложение денег.
Что вкладывать нужно в литературу,
Быть хоть чуть-чуть утонченной натурой,
Смыслить в вине, а не в политуре,
Чтоб паспортисткой затисканной
чужими визами, визгами, исками
В тисках этих стен,
Где воет сама тоска,
Юности своей не стаскать!

Затем с улыбкой добавила,
Что для нахалов, как правило,
С вопросами идиотскими,
Она носит в сумочке алой
Увесистый томик Бродского.

Надеюсь, автору удалось завязать с Верой более продолжительное знакомство; во всяком случае, такой вывод сам напрашивается после прочтения стиха. А раз стих хочется домысливать, значит, он удачный. Четко сработанная композиция, дающая цельность. Хорошие рифмы. Из минусов – неудачное начало: когда читаешь, что узкие коридоры «плавящиеся», появляется недоумение, пока не доберешься через строчку до царящего в здании зноя. Логично было бы как-то поменять эти вещи местами.


9. ЛУКОЯНОВА ДИНА НИКОЛАЕВНА «Собака в космосе»
http://www.stihi.ru/2018/01/19/5635 номинатор Алёна Овсянникова

Угорелая. Маленькая. Помещается в спутник.
Молодая. Простецкая. Фото будет умильное.
Да, сгорит на работе. Меньше суток у суки.
Беспарти... Беспородная. Лайка – это фамилия.

Это страшное дело – орбиты навыкате
Горбуна седовласого, в небеса запустившего
Ананасоподобный толкающий двигатель,
Закосившего под властелина всевышнего.
Эта странная смерть – не собачья ни капельки.
Столько слёз по простой биокапсуле в космосе.
Поместилась, глупыха. На фига была маленькой?
Ван-вей тикет.
И ты
Пожалей её, Господи.

Ну да. Жалко, конечно. И мне жалко. Стих вызывает эмоции – в этом его главный плюс. А главный минус – плохое раскрытие темы. Здесь ведь тема не собаки, а маленького человека. Я права? Но до этого глубинного смысла надо додумываться и докапываться. К тому же смущает выражение «орбиты навыкате». Глаза навыкате – это да. Они как раз из орбит и выкатываются. А вот чтоб орбиты выкатывались – это вряд ли.


10. РУСУДАН АЛМАЗОВА «Рыба»
http://www.stihi.ru/2019/04/17/5153 номинатор Алёна Овсянникова

И у меня бывали дни, когда
наваливалось всё гранитной глыбой.
Я представлял, что мир – родник, вода,
а я – двоякодышащая рыба,
и каждый ядовитый мой плевок,
и брошенное в воду злое слово
обратно попадает в кровоток:
отравой, в жабры, заново – и снова.
Тогда я обращался в серебро,
я ил смывал с чешуйчатого тела,
вдыхал добро, и выдыхал – добро.

И как-то всё само собой светлело.

Хороший стих, легкий, добротный, удачно сделанный. «Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать». Несколько портит стих налет морализаторства, но, возможно, это так кажется. Брюзжу. Старею, наверно…надо выдохнуть добро;


11. ЖИЛЬ ДЕ БРЮН «случай на съезде»
http://www.stihi.ru/2016/08/18/5475 номинатор Ильдар Харисов

Меня позвали читать стишки
на съезд партии «Надежды России».
Чтобы звучало лучше и выглядело красивей,
меня нарядили в костюм невидимого пингвина.
Читал я заумно, неторопливо и длинно.

Надежды вяленько хлопали,
хлебали винище, трясли президиум.
Зачем они это делали –
не знаю, сами спросите их.

Потом кто-то бросил бутылку,
но в невидимого пингвина хрен попадёшь.

Затем в рядах делегатов начался повальный падёж –
то ли фетяска сыграла здесь роль Ахилла,
то ли троянцы оказались настолько хилы –
непонятно, но только к десерту,
к моим стишкам-пирожкам,
делегатов впору было раскладывать по мешкам
и выносить к месту сбора твёрдых и бытовых.

Самые стойкие меня материли,
отчего-то обращаясь ко мне на Вы,
но всё это дело
уже порядком мне надоело.

Я стянул через голову пингвинью одёжу,
с чувством бросил кому-то в рожу,
вышел, сел на третий трамвай,
и уехал выступать в дурку –
без гонорара,
за валерьянку и за микстурку.

Там меня любят, принимают за своего,
и готовы слушать с утра до ночи –
особенно если лекарства просрочены
не больше чем на год –
тогда они ещё ничего.

Так. Рифмы есть. Ритм, хоть и рваный, есть. Стих вроде бы. А по факту – сатирическая картинка. Автор мог бы описать происходящее прозой с сохранением своего авторского ехидного стиля, и это выглядело бы намного лучше.


12. МАРИАННА КАЗАРЯН ВЬЕН «опустело, остыло, затихло...»
http://www.stihi.ru/2019/09/07/1589 номинатор Ильдар Харисов

опустело, остыло, затихло...
в сером воздухе – серая тень.
где-то осень плетет паутины,
где-то цапля идет по стерне.

в этой легкой тоске проходящей
мелкой россыпью падает дождь,
и скользят сизой стайкой барашки.
смотришь в небо, как будто плывешь

вдоль костров, догорающих кротко,
к одиночеству скроенных снов.
и качается шаткая лодка
над поющей в полях тишиной.

Из плюсов – красивый образ плывущего «вдоль костров, догорающих кротко», само определение кротко догорающего огня дает лирический, осенний, грустный настрой. Хороший образ шаткой лодки, над «поющей в полях тишиной». Здесь происходит противоположное тому, на что я мрачно ворчала в стихе предыдущем. Там нет стиха – хотя у меня нет особых претензий к технике. Здесь есть стих – а техника подвела. «Затихло-паутины» вообще не рифма. Во второй строфе слова о барашках сливаются в одно слово – «сизостайкой», да и сами барашки притянуты за свои кудрявые короткие уши. Барашки – летние облака, белые, пушистые обитатели жаркого неба. Не осенние точно.


13. ВЕРА БУТКО «Плачет Маленький Принц»
http://www.stihi.ru/2020/01/18/952 квота ГР за редактирование отборочного тура

Плачет Маленький Принц –
Безутешно сердечко ребенка.
И сжимается мир
До соринки, попавшей мне в глаз.
Наполняется шприц.
Острие у иголочки тонко,
Но чернейшей из дыр
Эта ранка останется в нас.
Лис хвостом по столу
Проведет и замрет, опуская
На ладонь – то ли мне,
То ли Вечности – морду свою.
Плачет мальчик в углу.
Шерсть у Лиса седая-седая...
Я стою, как во сне.
Как больничная мебель, стою.

Стих, похоже, про больного ребенка. На такие темы надо писать или хорошо – или никак. Здесь из удачных образов - образ поседевшего Лиса, опускающего морду в ладонь вечности. Из неудачных – штампы «безутешное сердечко» и образ героя, «стоящего как во сне». Слишком большое нагромождение коротких слов в четвертой строчке, от чего она нормально не читается.


14. ДАНА КУРСКАЯ «Помню тебя перед смертью и после смерти...»
http://stihi.ru/2020/02/08/615 номинатор Юлия Малыгина

Помню тебя перед смертью и после смерти.
Сколотый кафель, пахнущий формалином,
жёлоб для кровостока и ржавый скальпель.
Здесь меня вскрыли, здесь же потом родили.
Три убеленных сединами медэксперта
дёрнули спирту за здравие дружно залпом.

Так они мне и сказали: «Давайте за…»
– и тут у тебя оказались не те глаза.

Раньше ты ими смотрел будто теплой муфтой.
То есть от взгляда было тепло и просто.
Стоило мне умереть – и теперь зачем-то
стали твои глаза для меня что блёсны.
Два маяка над обмелевшей бухтой.
Прячу от них свой взгляд с некоторого момента.

Наконец прошло охренительно много дней,
И сейчас я могу сказать:
у тебя после смерти моей –
совершенно не те глаза.

Что изменяет смерть вот таким приходом?
Что понимают люди в ее больнице?
Долго ли длится оно и на что похоже?
В жизни я помню тебя молоком и мёдом,
в смерти я помню тебя холодком по коже.
Может всё это и было на дне глазницы?

Ты улыбнешься: «Да ну, это разве смерть.
Это ведь просто новые этажи»
Я говорю: «Дам на них посмотреть"
Ты говоришь: «Ладно уж, покажи».

Из плюсов – необычная схема рифмовки. Избегание банальных рифм, во всяком случае, пару «смерти-медэксперта» считаю очень удачной, редко встречающейся. Из минусов – затянутость действия, что сводит на нет основную мысль, оставляя этакий хичкоковско-кафкианский набор.


15. ГРИГОРИЙ ГОРНОВ «Умирающему миру явственной антитезой»
http://stihi.ru/2020/02/10/5590 номинатор Юлия Малыгина

* * *

Умирающему миру явственной антитезой,
Вызывая стуки и скрежет в старой радиоточке
В шаре воды  летаешь над бесконечным текстом,
На котором рассыпаны твои же отпавшие оболочки.

Если не различать цвета, всё становится чёрно-белым.
Ты летишь над оврагом, переливаются шара жабры.
Когда сам я текст, что же мне делать с телом.
Запереться в бункере или отдаться жатве?

Вдалеке проехала первая электричка.
На боку которой написано настоящее имя Евы,
Так, когда понимаешь: ты коробок, я спичка
Бытиё становится бессмысленней и милее.

Ещё пара лет, и не найдётся нам места в мире:
Пусть Земля, пустые пространства свои сшивая
Не замедляясь летит, закрепленная на шарнире,
Всё живое и неживое в себя вжимая.

Из плюсов – удачно вставленные библейские выражения, что, в общем, в стихах не редкость. Редко как раз умение их удачно применять, а вот в этом стихе они играют и живут, взять хотя бы выражение «отдаться жатве». К сожалению, действие затянуто, чему еще способствует выбранный ритм и размер, поэтому стих не вызывает ярких эмоций. Если чуть доработать – все будет, как надо.


16. ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ «Мне лес казался черною дырой...»
http://www.stihi.ru/2020/01/12/9338 номинатор литературный портал «Улица Неспящих Фонарей»

Мне лес казался черною дырой,
под треск в печи я начинал второй
пузырь и хоронил свое веселье,
и медленно писал тебе письмо,
в котором всё шутить пытался, но
в меня уже вползла змея похмелья,
и тяжесть, и сердечная тоска.
Клубы и нити снежного песка
на лес летели. Я смотрел на лес.
Вдруг силуэт поднялся и исчез,
и снова промелькнул за снегопадом,
и канул за деревья в полутьму.
"Какого черта ему в роще надо?" –
подумал я и подошел к окну.
Медведь огромный с головой косматой
на костыле шагал сквозь бурелом,
с неуставным подшитым рюкзаком
он был похож на старого солдата.
Мой острый взгляд почувствовав спиной,
он вдруг остановился, оглянулся,
и мне махнул тяжелою рукой,
и закурил, и улыбнулся.
"Пишу тебе сказать, что я живой,
скучаю и люблю тебя, как прежде,
медведя встретил с третьей мировой,
поговорили о любви и смерти.
Поговорили с ним за нашу жизнь,
о мертвых и о выживших немногих,
и дружно под конец на том сошлись,
что лучше жить, хотя бы и безногим.
И он пошел к себе сквозь бурелом,
а я к соседу, чтобы ехать в город,
а снег кружил и падал день за днем,
кружил и падал мне за ворот".

Очень хороший, неизбитый образ медведя – калеки третьей мировой. Настолько хорош, что веришь – он мог и покурить, и улыбнуться. По композиции и образам претензий нет. Претензии к рифмам – или банальные вроде «веселья-похмелья», или глагольные «оглянулся-улыбнулся», или вообще не рифмы «прежде-смерти». Совершенно недопустимый снос ударения в строчке «Какого черта ему в роще надо» - читается как Ему, а правильно, конечно же, емУ.


17. АННА ДОЛГАРЕВА «Такая морозная русская эта тоска..»
http://www.stihi.ru/2020/01/12/6750 номинатор литературный портал «Улица Неспящих Фонарей»

Такая морозная, русская эта тоска,
И мелкие капли во мгле происходят лениво.
Я стала невидима, стала, как пепел, легка,
И ветер несет меня там, где качаются ивы
И медленно от берегов замерзает река.

Я легкая, словно не плакала, не цвела,
В степи не венчалась, в костре никогда не горела,
Как будто бы девочка, мамин цветочек, была,
И нежные щеки, и пухлое белое тело,
А стала прозрачной, прозрачной и черно-белой.

Является ветер – приходит в движение все:
Камыш пожелтевший, и длинные ивы, и птицы,
Как будто тележное сдвинулось колесо,
Как будто сейчас уже что-то, наверно, случится,
И пятна тумана мелькают, как белые лица.

Еще пол-движенья – и все побелеет, зима
Укроет замерзшие травы и старую лодку.
Зажгутся костры и откроются закрома,
И выйдет из леса оленица-первогодка.
И если я не полюблю, то сойду с ума.

Если это дольник, то он должен везде быть дольником, в противном случае это неряшество. Это главный минус стиха. Все остальное в норме – образы, рифмы, идея, композиция. Автор, наверно, хотел изменением размера запечь в свой калач изюминку – и зря, калач и так неплох, а изюминка в нем явно лишняя.


18. РЕН АРТ «Весна наискосок»
http://stihi.ru/2018/04/15/3694 номинатор Юрий Семецкий

Ты живешь в каких-нибудь там Минводах, в каких-нибудь там Черкассах.
Половина города – на заводах, в чиновниках и на кассах.
Разговоры только на тему наций, футбола да криминала.
Ты закончил школу, тебе семнадцать, и это уже немало.

Не теряя времени на притирку, тем более на огранку,
Получай прописку, проходку, бирку, в шеренгу вставай по рангу.
На обед картошку вари в мундире, к одиннадцати – в кровати.
А не хочешь, топай на все четыре, никто за рукав не схватит.

Выходя из дома, идешь налево, а может быть, и направо.
Пацаны кивают тебе – налей вон шибающей в нос отравы,
Закуси-занюхай, давай по новой, а дальше – унылый прочерк.
Ты встаешь наутро, тебе хреново, обычное дело, впрочем.

По щекам похлопай, смени футболку, побрейся и вымой шею,
И опять туда же, на ту же полку, в родную свою траншею.
А вокруг ландшафт типовой застройки изломан, но не нарушен.
Под ребром колотится – клетку вскройте и выпустите наружу!

Этот город режет тебя на дольки и варит в дешевом супе.
Мой рассказ опять получился долгим, поэтому сразу к сути:
За окном рассвет полыхает алым, тебе глубоко за двадцать;
Если ждешь какого-нибудь сигнала, то можешь и не дождаться.

Выходя из дома, стоишь минуту, вдыхая весну поглубже.
Ничего тебе говорить не буду, ты знаешь все сам не хуже.
Распахнув ветровку, посеяв кепку, шагаешь себе куда-то
Наискосок

Из минусов – банальность и самой темы, и раскрытия темы. Ну было это уже все, и даже не раз, не два, не три. Если бы еще не затянутость стиха – сократи вдвое описание местожительства ЛГ, ничего не поменяется – можно бы было потерпеть. Стих спасет последняя строчка, которая, в отличие от всего остального, идет – наискосок. Спасибо за нее автору.


19. ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ 3 «Колыбельная для Мюнхгаузена»
http://www.stihi.ru/2016/03/18/11585 номинатор Юрий Семецкий

Накрывает  округу  седая муть.
Снова тяжесть в районе седых висков.
Я иду, совершая все тот же путь,
Потому что пасу деревенский скот.

Ковыляю, судьбу не гоню бичом,
Мимо дач, заколоченных до весны,
И влекутся слова за моим плечом…
Можно выжить и в кущах чужой Луны:

Станут фыркать, не веря, скривив лицо,
Оставаться, заслушавшись на бегу, –
Развлечений немного, в конце концов.
Только я никогда никому не лгу.

Ну, служил офицером… хватало войн…
По годам что-то тысяча, там, семьсот…
Ну, ходили порою по горну в бой,
Ну, месили болота и глушь лесов.

Почему-то пригладишь, и скажут – врет.
Навидался, не высидев в затишке,
И поджаренных уток, подбитых влет,
И оленей с черешней в дурной башке.

Про пол-лошади глупостей рассказал?
Так смешнее. И прежнее не кровит.
В чистом поле, когда накрывает залп,
Остается достаточно половин.

Приукрасишь – и слушают, рты раскрыв.
Полетел на ядре до самой Луны!
Ну и что? Я отчетливо помню взрыв
И летящую легкость его волны…

Внеземное пространство, уколы звезд…
И добытый на память метеорит…
Прилетел… «Кто ты, парень?» Смешной вопрос –
У меня пустота в голове внутри.

Худо-бедно прижился среди селян.
Незаметно стекают куда-то дни.
Называют по-свойски – Трепло Колян.
Ведь не Карл… этот…  Фридрих Иероним.

Говорят: «Самогону хлебнул, чудной.
Мы земные – откуда здесь быть Луне?»
Отчего же Земля, заглянув в окно,
Напевает забытую песню мне?..

Старая тема, раскрытая по-новому – это уже плюс. Затянутость стиха – это уже минус. Хорошие рифмы, даже усеченные типа «войн-бой» играют - плюс. Неточные выражения «в затишке», «месить глушь лесов» - минус. Фифти-фифти, одним словом. Перевес в плюс за последние четыре строчки, дающие стиху изрядную долю оптимизма – и надежду. Иначе чернуха бы получилась.


20. АЛЕКСАНДР РА 2 «Концерт»
http://www.stihi.ru/2020/01/04/8575 квота Юрия Семецкого за редактирование отборочного тура

Напившись водки из ведра,
я сел к потертому роялю.
Давным-давно, в другом реале
на нем ванклиберны играли
тирлимбомбом парайрура,
и пипл хавал не дыша
такое долгое искусство,
и отражалась в крышке люстра –
а нынче я сижу, расхлюстан,
и тишина в моих ушах,
и гаснет свет… Уже погас.
Так для чего меня позвали,
побрынькать что-нибудь? едва ли.
А ноги тянутся к педалям
(там слева тормоз, справа газ)
и упираются глаза
в многострадальный, настоящий,
неотвратимый черный ящик,
где зверь крадется в струнной чаще,
как много лет тому назад.
Ну что ж, наверное, пора,
уже вполне нанедышался,
какая жа… какая шалость.
И бормоча то Shit, то Scheisse,
я начинаю не играть.
Как будто это что-то значит,
как будто я могу иначе.
Но хорошо, что с водки начал,
и хорошо, что из ведра.

Что хорошо – закольцованность стиха. Тут это играет. Еще плюс – необычные рифмы типа «реале-роялю». Минус – ненужные словообразования типа «парайрура» и так далее. Они оттягивают на себя внимание, и стих читается не так, как мог бы – не так ярко, мощно и трагично, по сути.


21. БОНГАРД ДРУИДОВ ЧАЙКИН АНДРЕЙ «Военные звезды»
http://www.stihi.ru/2020/01/22/9209 квота Марины Намис за редактирование отборочного тура

Лучшие стихи получаются тогда,
Когда осознаешь, что всем на них плевать.
Орда
или рать?

[литературный терроризм]

Взрываю алфавит и расставляю в том порядке
буквы, в каком их разбросало.
Зарядка
или сало?

{Выпьем на компро, мисс?}

как известно, бред,
делится на полный и худой,
(худой – тот, что не ест bread,
потому что на диете. Стой,
мысль, куда ж несешься ты?
Дай ответ. Не дает ответа.
Зато теперь мой стих
Со вкусом сахарного диабета
Пролетает над Парисом
Как шведы подполковник
Проявляет любопытство:
Ты, сук.., почему, …ин сын, не в армии?
(Троекратный ик)
Я говорю: не хотел покрываться душевными шрамами,
Потому откупился от весеннего призыва,
Правда в доме не осталось мебели,
А ведь было время до большого взрыва,
когда времени не было
– –----------– –----------– –
Когда я работал на литейном заводе им. Энакина Скайуокера
По производству чугунных люков,
Я подходил к каждому готовому изделию и говорил:
Люк, я твой отец…
И я знаю, что однажды
Наши сердца затрепетают
И мы лучезримся
в галёкой-галёкой далактике
гите помо, луйста пожа, мне!

Так. Хлебников воскрес – это который Велимир; это-то как раз хорошо получилось. Кроме того, к несомненной удаче можно отнести встречающиеся в нем отсылки к известным произведениям – они тут как раз к месту. Другое дело, что всего этого слишком много. Явный перебор. Стих чуть причесать – здесь ключевое слово «чуть» - заиграет. К технике претензий нет.


22. ОЛЬГА ОЗЕРОВА 3 «он в мире»
http://www.stihi.ru/2020/01/30/3768 отборочный тур

вы знаете
я стала замечать
движения и смыслы высшей воли
тут ожила и дышит алыча
а на скамье цветут разводы соли

вода журчит и капает на снег
и с крыш струится
и с дерев слетает
а если долго снится человек
он в мире истончается и тает

волос его не тронуть не остричь
и губ его не оживить балладой
он забывает детства дерзкий клич   
и те места где перекличке рады

и чувствую
что он уже не здесь
не в том саду не в этом терпком мае
как трудно он и как легко исчез
вы знаете
и я почти что знаю

Из минусов – отсутствие знаков препинания. Ну не круто это ни одной минуты. Попросту некрасиво и затрудняет чтение – все равно что ехать по дороге, где нет дорожных знаков, а дорога это далеко не пустая. Еще минус – слово «дерев». Мы уже не жители пушкинской эпохи, и лучше говорить не «дерев», а «деревьев», тем более, что других слов старого звучания в этом стихе нет. Из плюсов – отличный звукоряд, у автора вообще прекрасный слух, и тонкие чудесные образы дышащей алычи и терпкого мая.


23. ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК «Леон»
http://www.stihi.ru/2019/11/15/2254 отборочный тур для резидентов

это – распродажа подержанных сокровищ жизни да и то почти не держал в руках
больше в мыслях горячих как радиатор вот первая любовь – златовласая девушка тонкий стан
как у осы страшно переломить её как ружье а это свитер связанный любимой бабушкой
это детство моё надевал сотни раз но кажется что почти не носил а когда бабушку срезало
электричкой будто косой я впервые умер – держал свое сердце в руках липкий плод два удара
в минуту два широких крыла на ремнях – кожа моя! – продам недорого крылья перья
запачканы чернилами афоризмы и стихи цвета давленых шпаргалок по физике
и точно лыжни в снежном спуске торчат строки первых "она хотела быть птицей
садиться иглой на вену" "нальем в бокал немного виноградной ночи" это смелость и страх –
парашют облачный шелк не раз спасал сигануть с небоскреба хмарочеса навстречу мечтам
продам зачеркнуто отдам в хорошие души все что прожил пережил но кому нужны
мои озарения откровения память полеты падения слезы и радость – все это уместится в один
картонный короб нет  в кубик рубика – отдам в хорошие пальцы в любые
пианиста карманника неважно просто не хочу умирать исчезать навсегда не оставив следа
на планете не продам лишь себя никому никогда. и мое объявление на столбе
шевелится под ветром телефонными номерами так сиамские дети на качелях
болтают ногами четырьмя шестью над пропастью уже и забыл но внезапный звонок
прошел сквозь голову годы как острая спица сквозь медузу алло Господи кто это
так поздно нет не передумал отдам приходи черный /зачеркнуто/ зеркальный человек
завтра в четыре да буду один как перст как леон с цветочным горшком аглаонема

Гм… автор не хочет развивать свой потенциал. Обидно, когда масса ярких образов теряется в неряшливом нагромождении ненужных слов, к тому же не разделенных знаками препинания.

24. ЮЛИЯ МАЛЫГИНА «О звуке, нашем общем звуке»
http://www.stihi.ru/2020/01/05/3030 отборочный тур для резидентов

*

Закрытым звуком многого не скажешь,
не выразишь, не скажешь «не» — не-не —
смотри, вот это — тени на стене,
смотри! А, впрочем, стало быть не важно.
Ты выйдешь в комнаты, согнувшись, словно вор,
сглотнув слова про волю и неволю —
возьмёшь на первом «а», подкинешь на ладони —
мечтать и не мечтать? —
да не вопрос, мой милый, я что хочешь сделаю.

Смеешься и краснеешь — страшно, страшно —
должно быть «лучше, чем», а просто чем и ждёшь.
Сплетаемся, уже не расплетёшь, где ложь
от правды — стало быть, неважно.
И чтобы не придумать как сказать,
звучит над всем вольфрамовая нитка —
не выразить, не вынянчить, не выткать —
Ни «неудобно как», ни «ладно», ни «а зря» —
не скажешь так,
не верю, что хоть что-нибудь ты скажешь.

Не бьётся. А, нет, бьётся — не бокал,
где плещется спокойствие и сила —
какая блажь, но бьётся-то красиво.
Уходим порознь, слушай это небо
и эту комнату, где бесконечно бьётся —
надлом, ты слышишь? Только не в тебе,
смотри, как это — тени на стене,
как мы, как ты и я, как тесно стало в мире —
но прочен ты.
И я теперь прочна.
Смотри, как льётся свет на покрывало,
как переходят тени на закрытый звук —
Удар
Удар
Удар

*

Ничто не ново, разве что бассейн
открыли заново при нашем фитнес-клубе,
болтаю, выхожу как надо — в люди,
хотя и кажется, что нечто видно всем.

Под животом плывут координаты,
здесь глубина по росту и достатку —
доплатишь — и ещё два метра глубины —
расскажешь, если выплывешь, ну как там —

… купальники покамест надевают…

До бортика плыву, чтоб отдышаться —
чем дольше плаваешь, тем дольше передышка —
всё правильно, и ничего не слишком,
на счёте — наше счастье вкратце —
я помню, ты не стал держать удар.
И хлорка стекленеет на губах —
ничто не ново.

*

Весь мир бассейн, гостиница, кино,
театр, дума, спальня, жилконтора,
да что там мир, тут — воля и неволя.
И ты своею волей преисполнен
болтаешь про проделки преисподней,
а надо бы всего — держать удар.
Прямой удар
Удар
Удар
Удар

Этот стих удачен образом удара. Что это – удары судьбы, удары воды, удары сердца? Думаю, все вместе. А неудачен – бассейном. Тут дело не в затянутости действия, оно как раз не затянуто, в стихе много всего, разных действий, перемены мест – но больше всего в нем воды. Если автор вычерпает воду, все будет отлично.


25. ЮРИЙ ОКТЯБРЁВ «Премедикация»
http://www.stihi.ru/2020/01/03/10308 отборочный тур для резидентов

Я уже спокоен, расслаблен, тих.
Я уже смирился. Сомнений нет.
Мне введен подкожно последний стих,
внутривенно влит на него ответ.

Скоро скальпель света надрежет край
налитого болью нарыва сна,
а пока – прошу тебя, поиграй,
поиграй со мной, если ты одна.

Поиграй со мной, если там, где ты,
не хватает в детстве одной строки,
и еще не время срывать цветы
и еще не повод нести венки.

Убегай, смеясь, зазывай, дразня,
и кружись, ладонью глаза прикрыв,
через дебри сна выводи меня
на пробитый корнем сосны обрыв.

А над ним надрезом кровит закат.
А под ним лоснится речная гладь.
А на нем, минуя полсотни дат,
может быть, позволишь себя догнать.

Стих-недосон, стих-премедикация. Это настолько удачно выражено, что банальные выражения внутривенного и подкожного введения стихов здесь не кажутся банальными – редкая удача. По технике претензий нет – не нашла ни одного сбоя, простые рифмы здесь как раз к месту. Из минусов – недостаточно яркие образы. Образ «её» совершенно бестелесен, смазан, никакой, по сути – так не должно быть…даже во сне.


26. ДАША ЯКУТИЯ «Ты шептал ей - послушай...»
http://www.stihi.ru/2015/03/03/7373 отборочный тур для резидентов

Тот апрель – отпылал и угас.
А казался вечным...
На последнем трамвае –
от площади до конечной.
В полутемных аллеях бродили цветные сны.
Город плыл, как в замедленной съёмке –
машины, люди...
Ты шептал ей: "Послушай!
Ведь больше у нас не будет,
больше у нас ни-ког-да не будет
такой весны!"

Говорил ей: "Так глупо...
Ревную тебя к прохожим.
Нет, не смейся!
как будто ко мне под кожу
запустили тысячу бабочек – что за черт!
Я в плену – посмотри,
я тону в твоей эйфории...
Если это любовь, о которой мне говорили –
те, другие – чужие, пустые.
Они не в счет!"

Ты не знал,
кто она, по ночам говорящая с облаками.
Ее мир, как подборка затейливых оригами.
Но чем ее ранить?
Как ее удержать?
Ты глаза закрывал,
замирал, наполняясь ею,
и звучал в каждой клеточке явственней и сильнее
этот голос –
то нежность шелка, то сталь ножа.

Ты бежал к ней,
забыв про гордость, теряя силы.
Умереть, если скажет!

Да только она не просила
за нее умирать...

Но, словно, по нервам ток –
пробегала, дразнила, была бесконечно новой,
исцеляла все раны и тут же кромсала снова,
заставляя кричать ей:

"Зачем ты во мне?! За что?!"

Разве это любовь,
когда рвутся зрачки от боли?
Ты отравленный страстью,
зависимый против воли...
И ползешь,
за собой оставляя кровавый след.
Никаких компромиссов,
здесь всё предельно просто:
содрогаясь, хрипишь от удушья,
а в ней – весь воздух!
Если ЭТО любовь...
То ты не готов к ней, нет!

Ну а дальше..?

Очнулся в зашторенной осени, как в палате
для душевнобольных,
и память молила: "Хватит!"
Ты смотрел отрешенно,
как в окнах плескалась тьма.
"Был апрель?!" – закричишь,
но проглотят квадраты комнат
всякий звук...
И опять беспросветность сентябрьской комы.
Ты свободен?
Бежал от страданий?
Сошел с ума?

А дальше – зима.
Январь.
Белоснежная летаргия...

Сам себе – как чужой,
и люди вокруг другие.
Ты устало бредешь по руинам бесцветных дней.
Фонари захлебнулись метелью
и в тусклом свете –
обескровленный город, одетый в холодный ветер.
Ты учился не помнить,
учился не бредить ей.

Но не смог.

Мягкий снег укрывал одеялом крыши.

Ты шептал ей:
"Послушай,но если ты где-то дышишь,
если смотришь на то же небо,
ответь – зачем?

Я остался в живых,
я храню в себе голос, запах,
яд касаний твоих – обжигающих и внезапных.

Почему этот холод..?
И я в нём –
опять ничей..."

Из плюсов – удачно подобранный к теме размер, удачно разбитые строфы. Из минусов – сбой ритма в третьей строфе, надо сделать что-то с бесконечными повторами «ее», и убрать этот досадный сбой. Получившееся сократить в два раза и добавить пару ярких штрихов, а то и ЛГ, и его подруга совершенно безлики.
 

27. АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «О сводилках»
http://www.stihi.ru/2020/01/02/9114 отборочный тур для резидентов

Когда я иду в магазин, то жена
вручает мне список –
чего надо купить непременно.
Но я все равно забываю – и она
реагирует гневно.
А вот один мой знакомый – так вообще все дела
записывал
в ежедневник.

Он умер. В июле. Бог весть, от чего.
Сердце? Жара? Усталость?
Наверно, все сразу. И после него
вот что, к примеру, осталось:

2 июля
1. Зайти в поликлинику, взять направление
2. По этому поводу позвонить Диме, спросить его мнение
…..
5. Купить сводилок

6 июля
1. Забрать Маришку из детского сада
2. Позвонить Борису (оно мне надо?)
3. Договориться с мастером о покраске фасада
…..
6. Купить сводилок

8 июля
1. Посмотреть в интернете новый смеситель для ванной
2. Пропылесосить ковры и диваны
…..
4. Купить сводилок

Вроде делал все, что было в силах,
как жилось, так жил себе и жил…
Только вот: он не купил сводилок.
Не купил сводилок. Не купил.

Хороший стих. Как давно успела убедиться - по-настоящему хорошие стихи пишутся только про маленького человека…или про большого, который в своей обыденной жизни вдруг раз – и маленький. Хорошая композиция, нигде не разваливается, не выпирает. Один-единственный емкий образ – сводилки – но он делает весь стих, в отличие от многих других стихов, где нагромождение образов уничтожает саму идею. Хорошо играют повторы. В общем, несомненная удача.
 

28. НАТАША ДЕНИСОВА «тихая рыжая кошка»
http://www.stihi.ru/2018/09/17/8535 отборочный тур для резидентов

пока я ждала тебя в алой сентябрьской темноте,
мимо меня прошёл человек в зимней шапке,
хотя только осень.

другой человек ехал на машине
и сбил тихую рыжую кошку –
так бывает на свете каждую ночь.

люди плавали в море рыбами безъязыкими,
блестящими, как гирлянды,
затем вышли на берег,
отрастили для прикосновений к песку и скалам
неуклюжие полуплавники,
привыкли к цветам, к деревьям,
смотрели так друг на друга.

заговорили потом,
приникли один к одному,
и стали такими, какими мы видели их
в телесериалах, в журналах глянцевых
и в рекламе зубной пасты.

они создали себе блестящие машины,
блестящие, как та самая чешуя, что они оставили в море,
огромные машины, похожие на панцири черепашьи,
и теперь осенними вечерами, зимними вечерами,
весенними вечерами, летними вечерами
они все время сбивают тихую рыжую кошку,
которая ничего не изобретала,
а просто гуляла по этому миру,
отдельному от машин и асфальта,
бетонных замков, стеклянных окон,
которая шла по своим кошачьим инстинктам
туда, где тепло и мягко,
и которая затем корчилась на дороге в агонии,
как будто бы движение – это крик,
как будто она никуда никогда не ходила,
а только всегда кричала,
и пока я бежала к кошке –
смерть бежала быстрее и прикоснулась к ней первой,
как другой человек, который пришёл затем с целлофановым пакетом,
похожим на блестящую чешую, которую мы оставили в море.

он забрал тихую рыжую кошку туда,
куда люди уносят все, что уничтожают,

пока я ждала тебя.

Редкий пример удачного верлибра. Обычно верлибр – стих для ленивых, но здесь видно, что над ним много работали – так играют красивые рыжие образы. Совершенно точное и необычное сравнение машин с чешуей и черепашьими панцирями. Вообще, если один образ- в данном случае образ чешуи или рыбы – проходит через все произведение и нигде не теряется, это несомненная удача пишушщего.


29. АННА ГЕРМАНОВА «Високосный»
http://www.stihi.ru/2020/02/09/3679 отборочный тур для резидентов

Весь девятнадцатый молчала,
в двадцатом стала говорить
про то, что на колу мочало,
а в рукаве пырей и сныть,
базар-вокзал, сказал-отрезал,
в стакане лютая бурда,
невыносимым фа-диезом
ломают локти поезда,
стучат суставами и катят,
орехи сыплют из прорех
в какой-то раковой палате,
в какой-то роковой горе,
двадцатый год висит и косит,
не перекосит, не замнёт,
и каждой позвоночной костью,
как лентой, входит в пулемёт,
грохочет по плечам отдача
и вглядывается жерло
в того, кто мчится там и скачет
под хладной високосной мглой,
и перегон гремящий долог,
и бесконечен перелёт,
пока зазубренный осколок
на ощупь сердце не найдёт.

Страшный стих – и этим выразительный, одни ломающие локти поезда многого стоят. К технике претензий нет. Хочется еще отметить чудесно подобранный ритм – стук колес, пулеметная очередь. Из сомнительных для меня моментов – может ли осколок найти сердце «на ощупь»? Он на то и осколок, чтоб лететь – и внезапно попасть, а не втихаря нащупывать. Ну это я так…ворчу. Надеюсь, автор не накаркает и этот год будет для нее добрым.


30. АС ПУПКИН «Ходила Наташа за реку поглядеть»
http://www.stihi.ru/2020/01/23/2154 отборочный тур для резидентов

Ходила Наташа за реку поглядеть,
Какую ещё окаянь ей подбросят бесы.
Смотрела Наташа, как выцветает медь,
Из самого сердца самого рыжего леса.
Варила Наташа пшено про сомовью честь,
Журила усатых, – а ну, развозились, черти.
У ней-то народу: неладный котейка есть,
Да хворый воробышек, вымоленный у смерти.
Ему колыбельные пела, в себе растя,
Да хворь выгоняла в баньке еловой лапой.
Боялась Наташа вот-вот упорхнёт дитя,
Туда же, куда взлетел воробьиный папа.
Носила Наташа за пазухой сто святых,
Да только вот, не сияла от этой силы.
Они появлялись из месяцев нажитых,
И жизненный свет излучением в ней гасили.
Молилась Наташа, славила матерь жизнь,
Искала в расторгнутой Припяти панацеи.
Просила Наташа у времени разложить
Не жизни на до и после, а йод и цезий.

Удачная вещь – удачная сочетанием фольклорных мотивов с припятскими йодом и цезием. Когда дочитываешь стих, то и образ рыжего леса в начале стиха обретает особый смысл. Конец немного смазан - вот что обидно.


31. АЛЕКСАНДР ОБЕРЕМОК «Монолог вагоновожатого»
http://www.stihi.ru/2019/11/14/3658 номинатор Маргарита Шмерлинг

Шел я по улице незнакомой...
Н. Гумилёв

Век колесницы в былое канул –
Мне предложили, мол, выбирай.
Автомобилю, аэроплану
Я предпочёл городской трамвай.

Просто мне нравится шум и грохот,
Гром, столкновение острых льдин.
Туго, со скрипом ушла эпоха.
Я навсегда остаюсь один.

Сколько мне люди имён давали –
Локи, Харон, Азраил, Гермес...
Кто оказался в моём трамвае –
Тот растворился во тьме, исчез.

Стелется след – световые косы,
Пишет узорную вязь времён.
Лязгнут на стыках пространств колёса –
Звук отстаёт и летит вдогон.

Пыль вековую колёса взвили
С дремлющих в прошлом дремучих лет.
В мареве мельком – миры и мили...
Вдруг на подножку вскочил поэт.

Он различает в дыре проёма – чёрной, как жизнь, и как смерть, глухой – взгляд старика и газон у дома, ящик с отрезанной головой. Где-то во мраке всплывают лица, тянутся к миру его слова. И шелестят в темноте страницы: маленький мальчик на шкуре льва, здесь – конквистадор, а в блузе серой – старый рабочий, что пули льёт, чёрные карлики жарят Пьера, Ромул и Рем... и расстрельный взвод. Взгляд опустив от иллюзий Майи, где по-дикарски поёт зурна, шепчет поэт, кулаки сжимая: «Остановите вагон, не на...»

Смерти не бойся. Не чувствуй злобы.
Всё здесь рассчитано наперёд.
Смерть как Медея. Рождает, чтобы
Вырастить нас. А потом убьёт.

Как ни петляла бы, ни кружила,
Как бы дорога нас ни вела,
Но после Сены, Невы и Нила –
Снова Исакия купола.

Значит, пленила нас кольцевая,
И мириадами чёрных глаз
Через глухое окно трамвая
Вечность устало глядит на нас.

К технике претензий нет. Есть две проблемы – затянутость действия и отсутствие своего лица. Что будет со стихом, если из него убрать все гумилевские образы? Ноль. А так нельзя. Можно использовать чужие образы, чужие темы – не пропустив их через себя. Есть слабая попытка в конце – «пленила нас кольцевая», но для «самости» стиха попытка явно недостаточная.


32. ТАТЬЯНА СМИРНОВСКАЯ «Улётное»
http://stihi.ru/2018/01/07/9445 номинатор Маргарита Шмерлинг

Грозовые скаты в Его реке,
Несогласный ангел вошел в пике –
Не пасомый больше уже никем,
Из себя лечу я,
Празднично хлопнув пробкой.
Затихает крик чёрных стай  вдали,
Не пугает в небе зависший лик.
На столе дрожит нежно-белый лист:
Он уже почуял
Злое дыханье рока.
 
Ночью мне в окно бился белый птах –
Я кричал ему:  "Глупый, у-ле-та-ай!"
Я от пред-знамений давно устал.
Поутру деревья –
В белых пушистых перьях.
Я б хотел избавить тебя от мук
Только вот беда – что мой крик Ему:
Кто упал в огонь, кто ушёл во тьму...
Я в тебя поверил –
Только тебе не верю.
 
В лабиринтах снов – до фига словес:
Будет снова бог, он не раз воскрес.
Я хочу поджечь ненавистный крест –
Я тебя  не предал,
Просто сбегаю в страхе.
Умирать – для жизни дурной пример.
Для меня твой свет без любви померк.
Ты меня отверг, принимая смерть.
Предрекает беды
Вечный жестокий Яхве.
 
Под окном воюет  который год
Старый тополь – наг, но чертовски горд:
Он просить не стал за своих богов,
Неподвижно-крепок,
Словно солдат на плаце.
И плевать ему – кто за ним следит:
Не закрыть глаза, не стряхнуть седин.
Он не верит в сон, он стоит один,
Угрожая небу
Чёрным артритным  пальцем.

Не слишком удачная попытка подать давно известную тему с помощью малоприменимых технологий. Тема так и осталась давно известной и обыгранной, а технологии производят впечатление ритмического сбоя. Чтоб с таким удачно работать – надо хорошо владеть словом, быть мастером. Не получилось – ничего, в следующий раз будет лучше. Потенциал автора большой, что видно и по нестандартной схеме рифмовки, и по удачному образу старого тополя в конце…ох, все же не «на плаце», а «на плацу».


33. ТАИНА КИМ «Возвращение домой»
http://www.stihi.ru/2019/11/03/5148 квота ГР за редактирование отборочного тура

           За виртуозами былого –
           красот, длиннот, словесной вязи –
           крадись, в надежде вызнать слово,
           по проходным дворам фантазий.
                Майя Шварцман

Когда придёт на чай непарадокс
и гению в тебе сломает кости,
ты, взяв луну на длинный поводок,
смелей шагай от Диккенса до Остин
по лондонским бульварам и дворам,
по временнЫм ступеням тайных лестниц,
ведущих к отворившимся дверям
в миры фантазий Геймана и Лессинг.

Под чопорность напыщенных балов,
под мнимый крик набашенных гаргулий
твой гений без присмотра докторов
найдёт слова, значения прогуглив.
Читатель встрепенётся от красот,
широт, длиннот его словесной порки,
а после, шумно выдохнув – my God! –
до дыр зачтёт про рыцарей и орков.

Но если гений дрогнул и замолк,
прислушиваясь, как негромко стонут
в нём полудостоевский, полублок,
заблудшие в туманах Альбиона,
беги в Москву (Самару, Магадан…),
с цепи спустив луну над отчим домом,
лови слова и складывай в карман,
шагая от Пелевина к Толстому…

Несомненная удача. От рифмы «гаргулий-прогуглив» просто потащилась. Композиция очень цельная. Образ луны на цепи – вообще редкая прелесть. Терзает одно только смутное сомнение: или Гейман и Лессинг, или Геймана и Лессинга. А то не айс.


34. ИРИНА РЫПКА «не снимай крестик»
http://www.stihi.ru/2020/02/08/857 квота ГР за редактирование отборочного тура

не снимай крестик когда пишешь стихи
говорила я милому не снимай не греши
но снимал незаметно когда ночи тихи
и наяривал вирши за большие шиши

только слышно как-словно часы туки-тук
его пальцы стишок на кирпичик кладут
мастерком разравняет шершавый бетон
и опять туки-тук он куда-то ведом

посмотри на меня восклицаю и злюсь
а в руках у него то водица то гусь
не отвлечь подлеца не дозваться никак
будто словно течёт между нами река

что внезапно иссякнет осядет в песок
он притянет меня к себе за поясок
а на столике крестик с цепочкой блестят
и хрустит на стене золотой циферблат

Из минусов – отсутствие знаков препинания. Сговорились, что ли? Надеюсь, эта дурная неряшливая мода скоро накроется медным тазиком. Еще минус – какая-то незаконченность. Это не стих получился – просто зарисовка, которая нуждается в доработке. Из плюсов – хороший образ стихов как чего-то потустороннего. По существу, это так и есть.


36. ПАЛАД «всё не так»
http://www.stihi.ru/2019/06/21/7054 номинатор Stihi.lv

о, пушкин на опушке гость не частый
а может быть и вовсе не бывал
гнус не едал лица его овал
всердцах тюлень не сёк пиита ластой
порою брачной встретив в окияне
и если вас в бразилии по пьяни
в ином уверит блудный сын макак
скажите йес
но знайте – всё не так
жил пушкин жизнь в домишечке из свай
питался скромно
спаржа хрен сакэ
со службы раз в неделю каравай
носил в сыром казённом рюкзаке
латал башмак
подклеивал другой
цыновки плёл из кип воловьих жил
и с печником короткою ногой
на случай печки загодя дружил
знал тридцать два утиных смысла "кря"
лет в шестьдесят был гипергибок
юн
ловил угря
и отпускал угря
в одной из самых голубых лагун
о валуны затачивал стило
варил ночами вересковый мёд
хвалил и пил
и по бачкам текло
был краше всех
сколь зеркало не врёт
казался точкой медленной вдали
казался глыбой мраморной вблизи
повдоль груди синело
"натали"
едва уместно в этой всей связи

Собственно, почему бы и нет? Может, все именно так и было. Плюс автору – за смелость подачи и хорошую технику. Минус – за отсутствие знаков препинания. Пушкин, небось, в гробу переворачивается :).


А теперь выборы в индивидуальный шорт-лист…и просьба не писать на эл. почту, как в прошлый раз, что мне за предвзятость и непрофессиональный разбор надо уши оборвать :).

ШОРТ-ЛИСТ

№5. ИЗ БУРГОСА «Вожди»
http://www.stihi.ru/2020/02/14/847 номинатор Алексей Еленин
№8. АШОТ ДАНИЭЛЯН «Вера (Предположительно)»
http://stihi.ru/2020/02/16/10200 номинатор Саша Неместный
№22. ОЛЬГА ОЗЕРОВА 3 «он в мире»
http://www.stihi.ru/2020/01/30/3768 отборочный тур
№27. АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «О сводилках»
http://www.stihi.ru/2020/01/02/9114 отборочный тур для резидентов
№28. НАТАША ДЕНИСОВА «тихая рыжая кошка»
http://www.stihi.ru/2018/09/17/8535 отборочный тур для резидентов
№29. АННА ГЕРМАНОВА «Високосный»
http://www.stihi.ru/2020/02/09/3679 отборочный тур для резидентов
№33. ТАИНА КИМ «Возвращение домой»
http://www.stihi.ru/2019/11/03/5148 квота ГР за редактирование отборочного тура
№36. ПАЛАД «всё не так»
http://www.stihi.ru/2019/06/21/7054 номинатор Stihi.lv