"...зоопсихологи... не видят разницы между полноценным человеческим языком и коммуникативными системами , доступными [обучаемым в экспериментах]обезьянам. ...критика сводится к тому, что 1) обезьяны дрессируются , а не обучаются; 2) что процент их "речевых" ошибок очень велик; 3) что в их языке нет подлинного синтаксиса, то есть понимания, скажем, постоянного различия между обозначениями активного деятеля (лица в функции подлежащего) и объекта действия (предмета в функции дополнения); 4) что антропоиды не могут в принципе постигать те значения знаков-слов, которым их обучают люди; 5) что интерпретация диалогов "человек-обезьяна" производится людьми, которые не знают, как "всё это" интерпретируют для себя сами обезьяны; 6) что в целом интересная работа по обучению обезьян общению, не должна приводить к иллюзорным представлениям о мнимом "диалоге". ... животное в принципе не может усвоить нашей системы понятий, так как не имеет ни потребностей в нашей деятельности, ни мыслительных и языковых ресурсов, которыми располагаем мы. ... При обучении важна актуальность (значимость для животного) называемой им вещи. Одно дело (для обезьян) - банан, яблоко, вода и пр.корм и лакомство, другое - шляпа, кукла, коробка и др. Нужно учитывать и степень трудности самого языкового материала. Одно дело - однословное предложения ("Дай!", "Щекочи!", "Пить!"), другое - многословное ("Ложка лежит перед тарелкой", "Банан лежит в красной чашке")....Нельзя к обезьянам предъявлять более высокие требования, чем к маленькому ребёнку, учащему чужой язык!
...Но подумаем и о том, что мы, люди, в общении друг с другом, используя развитой язык, вовсе не всегда обнаруживаем глубину и полноту знаний... ограничиваемся конструкцией минимума . ...такими минимумами мы все пользуемся... в повседневном общении. ...когда есть потенциально высокий или даже высочайший уровни мышления и общения для человека. ...совершенно необходимо различать обезьяний и наш максимумы, обращая внимание на то, что минимумы наши не различаются. И когда мы раздражённо спрашиваем детей или внуков , почему они ведут себя, как "дикари" или "как обезьяны", мы не так уж далеки от истины."
Из книги
*****************************************
Из диалога о комплексах...
http://www.stihi.ru/2016/11/29/400
***
держа в руке граната зёрна
что есть реальный впрочем факт
я думаю какой чудак
меня извлёк из тьмы упорной
сижу и думаю о тщетном
о том что я не при чести
кому за ложь сказать прости
с улыбкою при этом
--------------
Мыслитель...
http://www.stihi.ru/2014/10/08/8549
нужно чтобы рой
своих мыслей не мешал
пришедшим свыше
-----
Муки творчества...
http://www.stihi.ru/2014/11/03/789
Такая зависимость-
Это ужасно...
Бродить, как сомнамбула,
В поисках строк?
Когда ещё нам
Продиктует их Бог!
Ты лучше не трать
Своё время напрасно.
Пока Он молчит,
Ты ведь счастлив, дружок?