Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833

Дмитрий Суханов 4
Русский музей. Петербург

Карл Брюллов побывал на раскопках Помпей летом 1827 года во время своей поездки в Неаполь[4][5], там же ему и пришла мысль написать большое полотно, посвящённое гибели Помпей[6][7]. Заказчиком полотна стал Анатолий Демидов. В целом работа над картиной заняла около шести лет — с 1827 года

Огня стихия город поглощает,
Трясется, содрогается земля.
Пылает небо пламенем багровым,
Везувий пробудился ото сна.

Опасность близкой смерти раскрывает
Людские благородные черты.
Ребёнка мать собою укрывает,
Себя готова в жертву принести.

Старик седой, ходить едва он может,
Спешат к нему на помощь сыновья.
Хотя мала надежда на спасенье,
Не бросят беззащитного отца.

Другие же любой ценой стремятся,
Обогатиться шанс не упустить.
Берет украдкой золото воришка,
Свою не может алчность погубить.

Бежит из храма жрец с златою чашей,
Богов о снисхождение молить.
Однако разве золото поможет,
Не суждено Помпеям больше быть.

Великий город древности погибнет,
Уйдёт в небытие он на века.
Под пеплом и под лавой погребённый,
До наших дней в сохранности дойдя.

Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет полотна «Последний день Помпеи» «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи». Художник показал не подвиг одного героя, а затронувшее многих людей стихийное бедствие, тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»[20]. П