Картинки из памяти. Филармонический концерт в школ

Зера Черкесова Новеллы
  Удивилась тому, что никто не узнал в прозрачной аллюзии моего стихотворения аж с 2013года - глинкинского "Жаворонка", которого мы, между прочим, учили в 3-ем классе, под баян, по программе. Пианино в школе было только одно, в актовом зале, а уроки музыки у нас шли под красивый красно-зеленый баян, на котором играла наша учительница музыки, принося его каждый раз из учительской, где он стоял наверху шкафа с кипами тетрадей. Вообще "Жаворонок" Михаила Глинки очень популярный русский романс. Стыдно, господа, так радеть за русскость, а не знать элементарных основ русской культуры.

А чёрное пианино обшарпанного вида, если мне не изменяет память, "Кубань", или другое название, но из того же ценового ряда стандартные инструменты для Домов культуры и клубов, стояло за кулисами актового зала школы. Играли на нем нечасто. Занятия школьного хора, в котором я неизменно участовала, тоже шли под баян. А на пианино в тот раз играла пианистка-концертмейстер, если грамотно назвать ее специальность, когда к нам приезжали артисты из Филармонии и давали концерт. Нас школа воспитала не меньше, чем семья, к вопросу о том, что превалирует. Но не все берут плоды просвещения как семейного, так и школьного воспитания. Это и вопрос ведь впитывания, восприимчивости, хотения взять, а не только отдачи. Вот если семья воспитает в том ключе, что ото всех надо брать лучшее, и от школы, конечно, в первую очередь, - это будет диалектика семейного и школьного воспитания.  Мне ныне хочется отчего-то вспомнить своих учителей, какая-то подспудная к ним приязненность - причем ко всем, и любимым, и нелюбимым. И памятным, и забытым. Наши учителя давали нам больше, чем возможно сами понимали, а мы не понимали тогда вообще. Лишь став взрослыми, мы, нет-нет, да и подходим к пониманию...Вдруг вспыхивают в наших душах искорки воспоминаний и щемит в душе...

В зале было шумно, кидали фантики, галдели...А я неотрывно смотрела на сцену и впитывала всё. И было мне сказочно, что это Артисты! Из Филармонии! Да еще с Конферансье, что выходила из-за дальних кулис в глубине сцены и объявляла торжественно, громко называя имена, у некоторых с приставкой:"Заслуженный работник культуры"!
 
Казались существами из сказочных миров, и откуда бы мне знать про их нищенские зарплаты, про то, что приехали к нам не "свет культуры" нести, а отрабатывать ставку и пр. Только хорошо запомнила дородную женщину-чтицу, очень русской наружности, что читала рассказ-сценку, стихи. Я никогда до того, кажется, вот так, не по телевизору, а в шаге от меня, на дощатой сцене, не видала чтобы разговаривали так, строили гримасы, ужимки...И всё так громогласо, почти крича, а микрофона, кажется, и не было на сцене. Но голос поставленный и с какими-то командирскими интонациями ее запомнился, и утрированные при этом изображения персонажей рассказа.  "Переигрывание", хотя тогда я не знала таких терминов театральных, сейчас понимаю, но ведь детям так бы правильнее, ибо тонкие нюансы для взрослого искушенного зрителя, и не всякого. Рассказ для детей она читала "в лицах", изображая и детские, и взрослые голоса, играла может  быть чуточку утрированно, оттого возможно и запомнилась. Вот какой рассказ - не смогу вспомнить, увы.

А наша еще неопытная в школе, несколько лет как после после вуза, математичка в первом ряду, через пару кресел от меня, она же наша классная в 4-ом классе, помню, смотрела на филармоническую чтицу странно. Как я поняла:неприкрыто - удивлённо и почти неприязненно. Это я запомнила чётко, как и свои мысли при этом. На ней было написано:мол, чего она кривляется тут, артистка еще называется.  А я про себя подумала, что разве классная не понимает, что это же искусство?!...

Математичку класс изводил и она признавалась нам на уроке, что хочет уйти из школы, сил ее на нас больше нет. А у ней еще и семья, быт замотал, и она ненавидит школу. Мне было ее жаль.

Надо записывать эти картинки в любой форме, как рассказы, эссе и т.д.Чтобы не забыть совсем. Воскрешать и приближать лучшее из прошлого. "Что пройдет, то будет мило".

07/03/20

http://stihi.ru/2018/05/16/8627
 Тайна золотой медали. Когда отдавать в школу.

Здесь тоже о моих учителях - начальной школы, о моих мучениях с математикой и размышления о преимуществах обучения с еще более раннего, чем сейчас, возраста.

 
 http://stihi.ru/2020/12/26/8390
 Будут ли в дистанте уроки физкультуры?

Из опыта физвоспитания в мои школьные годы и что в цифровой школе по этой теме.

 https://zera-cherkesov.livejournal.com/550463.html