заметки о материальности - 6653

Август Май
заметки о материальности
11:54
Публикация номер 6653

0.

если материализм не отправлять от принципа самоочевидности, включая и научную самоочевидность, а стараться усматривать аргументы и логику, его истинность становится нуждающейся в доказательствах, он перестаёт быть аксиомой и, следовательно, догмой.
разумеется, идеализм так же в качестве догмы малоинтересен, но он отличается определенной изощрённостью, основан на предположении, так что в качестве догмы лишь утверждался императивно, и даже в религии, как самой непосредственной форме, искал обоснования.
"грубые" формы и материализма, и идеализма неинтересны крайне, они явно имеют предназначение, причём, скорее - точно обратное утверждаемым явно, то есть - скрытые, и здесь позитивное значение их безусловно чревато негативными, в случае отказа от аргументов как таковых, не псевдоаргументов, концепции становятся средством манипуляции людьми и учениями.

1.

в моём дневнике сегодня помещена часть работы известного в мире философа А.А. Зиновьева, в которой он, работавшийв советской философии с начала пятидесятых до чуть ни конца семидесятых, начинает с тезиса об абсолютной истинности материализма, представляя его в столь грубой форме, которая даже для изощренного диалектического материализма чрезмерно - диамат нас учил о двух формах материи - объективном, и субъективном, так что первичность материи как-то не исключала реальность идеального, и то, что идеальное - исключительно связано с материальным, так что проблема в том, что идеализм в грубом варианте настаивает на том, что первично идеальное, которое не продуцируется материальным, а, напротив, может продуцировать материальное и воздействовать на него.

стоит стать на догматическую позицию - и подразумевается или утверждается то, что идеальное не воздействует на материальное, любые процессы есть воздействие материального на материальное.


но мы вполне осознаём, что невозможно установить цепь материальных взаимодейстий между, например, нашей мыслью и её осуществлением, то есть - включая, цепь причин появления у нас мысли о каком-то действии - достаточно сказать о таком принципиальном явлении, как возможность совершения человеком произвольных действий, что делает предположения о цепи их материальных причин куда менее здравыми, чем предположение о том, что формирование замысла действия представляет собой цепь идеальных событий, чьё материальное основание - скажем упрощенно, - нейронные процессы - имеют далеко не определяющее значение в протекании идеальных событий.

упрощенно говоря, - если взять равновесность причин, то есть - причина действия человека по перемещению предмета должна быть "физическая" или "ситуационная" необходимость такого перемещения, но вовсе не химиком биологические реакции головного мозга, но мы даже на уровне обыденного сознания понимаем, что чуть ли ни во всех наших действиях проявляется "материальный произвол", собственного, что и привело, как принято считать, к появлению понятия идеального.

                03 марта 2020 года примерно 12:52

2.

пока всё