1964 Рене Магритт Великая война

Елена Юрьевна Амелина
Размышления над работой Рене Магритта "Великая война" (1964)

Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Аллегорическая сцена
Стиль: Сюрреализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1964
Размер: 81х60 см


На фоне моря голубого
И неба в спящих облаках
Мы даму видим в платье строгом,
Всю в белоснежном, как в снегах.

Вид дамы очень элегантен,
Платье на ней в тон облаков,
Вид шляпы в перьях так приятен,
Пух белый, страуса покров.

А на плечо зонт положила,
Купол зонта из-за спины,
Лицо её сирень закрыла,
Повисла в невесомости.

Букет закрыл лицо цветами,
Не видно глаз, улыбки, губ.
И не понять, что в мыслях дамы:
Горе, радость, иль испуг?

Внешне прекрасное создание,
Борьба внутри скрыта извне,
И зачастую созерцание
Приводит в заблуждение.


***
Рецензия А.Б. Жарова:

Вот так получается и в интернете
Общаемся с НЕЙ мы как малые дети.
А вдруг ОНА совсем не ОНА?
Ведь там под цветами не видно лица!!!


***
Рецензия Дим Свириденко:

Война миров-
Сокрытых и реальных!
Здесь суть основ
Раскрыта идеально!
Пусть смысл не на поверхности лежит,
О многом нам сказал Рене Магритт!!!

***
Рецензия Натали Ривара:

Сияет солнце. Берег моря.
Медузой — вынутой из глубины,
Стоишь под шляпкой. Твой ухажер в миноре:
*Под жарким солнцем не растаёшь ты?!*
Белеет платье, отражает свет...
Наверное, опасности здесь нет,
Прозрачно-эфемерна вся фигура
И в сердце страсти фирьетуры...
*Моя Медузка дорогая,
Я — глядя на тебя —
Сам сейчас растаю!*
И только в этом —
Вся Война большая!

***
Рецензия Сергея Кузнецова 32:

За видимым стоит иное;
И небо там не голубое...
А то что мы с тобою видим;
Лишь камуфляж и шорох синий...

***
Эта картина называется "Великая война" (1964). Патрик Валдберг приводит адресованное ему письмо, в котором Магритт объясняет, что он хотел этим сказать:

«Интересное в этих картинах - это внезапно ворвавшееся в наше сознание присутствие открытого видимого и скрытого видимого, которые в природе никогда друг от друга не отделяются. Видимое всегда прячет за собой еще одно видимое. Мои картины просто выявляют такое положение вещей непосредственным и неожиданным образом. Между тем, что мир предлагает нам как видимое, и тем, что это данное видимое под собой прячет, разыгрывается некое действие. Это действие - зримо, и оно - как борьба, и потому название "Большая война" воспроизводит его содержание с достаточной точностью».
 
Таким образом, художник стремится показать скрытую от обыденного взгляда сущность вещей и события.