Итоги 31 конкурса ЛС Неповторимость в хайку

Клуб Золотое Сечение
Дорогие друзья!

 Подводим итоги нашего очередного конкурса из серии «Лепестки сакуры» по теме «Неповторимость в хайку»! Мы работали над возможностью создания уникальной зарисовки благодаря подмеченным особенностям при рассматривании, на первый взгляд, простого пейзажа, конечно же связанного с человеком.
У нас было 10 участников и 30 работ. Все участники активно приняли участие в голосовании. Всем огромное спасибо за терпение и прекрасную работу, все старались и были искренни! Получились прекрасные работы, разные и многогранные. Оценки, как всегда, получились с большой разницей, и это не удивительно в виду разных взглядов и разного подхода к решению требуемой задачи. Мы ценим мнение каждого, потому что иначе как узнать реакцию на картину, которую мы изображаем в хайку, особенно когда речь идёт о восприятии чувств? По этой причине здесь приводятся все основные комментарии к работам в процессе голосования наших участников. Интерес к столь сложному и изящному жанру восточного минимализма не угасает, и даже растёт, что радует. Надеюсь, всех вас увидеть снова и снова в дальнейших конкурсах нашего проекта. Благодаря вашим обсуждениям и комментариям рождаются новые темы.
Напоминаю, что к оценкам прибавляется 5 баллов за соблюдение формы 5-7-5.

Ниже приведены ваши работы с комментариями и оценками  – согласно полученным итоговым оценкам.  Все - молодцы! Всем спасибо огромное:

1-е МЕСТО:

24)  баночка мёда
 на заснеженной скамье
    зимнее солнце   (Автор Мария Абазинка)
*
- да, я поняла, многих волнует - откуда взялась баночка. Так в этом и хайку - несли заболевшему соседу, но... его не оказалось дома. Оставили на скамеечке. И ... залюбовались солнышком! Очень поэтично! И симпатично. Но баночка - уменьшительно-ласкательное не совсем для хайку. Слабый намёк на рифму 1-3 строк.
- мёд такой же золотистый, как солнце,
но что делает на скамье баночка мёда?
кто-то теряет, кто-то находит... но в наше время вряд ли захочется взять в руки
бесхозную баночку.
- Очень необычно перекликается мёд и солнце. Баночка на окне и солнце, наверное, тоже её подсвечивает. Здорово!
- А мёд-то ненастоящий. Настоящий с осени кристаллизуется.
- Это мой фаворит.
1. Понравилось очень! Эта неожиданная баночка мёда привела меня в полный восторг. Оценка: 10
2. Замечаний нет. Оценка: 5
Чудесно! Кто-то оставил на заснеженной скамье зимнее солнце!
Ведь мёд - дар солнца, и цвет у него - солнечный...
- Попробуем снять покровы с хайку. Первая и вторая строка рисует в нашем воображении баночку мёда на заснеженной скамье и перед нами сразу же мост в прошлое - когда-то заснеженной. Почему она на скамье, кто её оставил. Следуя вслед за текстом мы встречаемся с «зимним солнцем». Перед нами - оценка автора. Сразу понятно, что КИГО – зима. Но мы должны использовать сезонные слова, вызывающие у читателя ассоциации пейзажа конкретного времени года, при этом самого времени года не указываем: зима, зимняя и т.д. (см. тезисы к заданию). После второй строки требуется кирэдзи – знак препинания, т.к. при прочтении 2+3 получается абсурд. Если автор сравнивает солнце с баночкой мёда, то тогда это наверно конец февраля. На масленицу такое солнце. Тогда понятно для чего баночка мёда – для блинов. Автору удалось удивить зарисовкой, она неповторима своей особенностью, но требуется доработка.
Оценки: 10+4, 10+5, 7+5, 6+3, 9+5, 10 + 5, 10+5, 5+3, 0+0, 7+3=74+38 +5=117

2-е МЕСТО:

18) стайка снегирей
  раскачивает ветки
    морозный ветер     (Автор Татьяна Шадуя)
*
- а здесь дыхание мороза так и чувствуется и помогает цвет снегиря - просто щёки горят! Уф, хочу такой мороз! Провал ударений в 1 строке. и разночтение 1-2,2-3. Но человека мало, вернее только в домысливании щёк))) Ветер - ветки рифма!
-живая зимняя картинка, но "морозный ветер" - оценочно.
 - - весёленько, есть разночтение строк. Хорошо! И всё-таки ветер у меня ассоциируется не с морозом, а с оттепелью.
- Красивые зимние качепи.
- Зимняя зарисовка. Двойное прочтение. Но мне, как читателю, всегда мало обычной зарисовки.
1. Понравилось, забавно. Задание выполнено. Оценка: 8
2. Есть замечания по жанру хайку. Это пейзажная лирика, есть природа и нет человека. «Морозный ветер» – оценка автора. Оценка: 2
- Замечательно!
- Не будем увлекаться игрой воображения или пытаться извлечь смысл короткого повествования, не имеющего логической подоплёки в словесной оболочке, а просто всей душой отдадимся созерцанию данной картинки. Завораживающая картинка вне времени и ситуации на контрасте тепла и холода со сферической перспективой, в центре которой – ветка. Ошибки – явный провал ритма в 1-ой строке (ударные слоги 1-й и 5-й) оценка автора в третье строке.
Оценки: 10+2, 9+5, 9+5, 0+0, 6+4,  5+4, 8 + 2, 10+5, 8+4, 8+3=73+34 +5=112

3-е  МЕСТО:

10)  лестница в гору
  по каменным ступенькам
      стекает вода         (Автор Иррациональное Число)
*
- при чтении 1-2 строк - невнятица. Получается, лестница по ступенькам. Нужно разделить тире. Два встречных направления вверх-вниз - это здорово! Материал для философии! Киго?
 - движение вверх и вниз - интересное наблюдение, нравится.
- - заворожило, нравится. Ассоциации - Кавказ. И ощущение ступора - как идти по таким ступенькам вверх? Но киго где? Это может быть в любое время года.
- Красивое, встречала такое в горах.
- Очень прозаично.
Оценка:
1. Понравилось очень, интересное хайку! Вся картина вызывает у меня и чувства, и размышления. Когда это было написано – вчера или пятьсот лет назад? Есть и лестница в гору (интересно), есть и замечательный эксклюзивный момент пейзажа – «по каменным ступенькам стекает вода», выразительно описанный простыми словами, есть и недосказанность… Оценка: 10
2. Замечаний нет. Оценка: 5
Изумительная картинка, и второй смысл есть, но
киго - неопределённое...
Перед нами набросок, сделанный из жизни. Поэтический принцип данного приёма, предложенного Сики, состоит в том, чтобы «изображать предмет таким, какой он есть». В трёхстишии присутствует аллюзивная связь, т.е. строится по вертикальной оси, на движении из-за использования «связанных слов» (энго) одного ассоциативного ряда – «лестница-ступеньки». Красивая пейзажная картинка, но нет возможности определить время года. Важны не сезонные слова сами по себе, а образы, которые они вызывают. И потому невозможно выделить важное и неповторимое. Инверсия в 3 строке.
Оценки: 0+0, 7+3,9+4, 6+4, 9+4, 10+4, 4+2, 10 + 5, 8+4, 8+3=71+33+5=109

 и ещё 3  МЕСТО:

30) звёздное небо
 мерцающие льдинки
  в сосновых иглах     (Автор Ирина Жукова-Каменских)
*
- разночтение - красиво, но снова открыточно. Нет человека, совсем. Рифма 2-3 строки.
- очень красиво!
 - - больше всех понравилось, хотя человека нет: одинокие такие сосны зимней ночью. - Симпатично мерцают и звёзды, и льдинки. Радует, что обошлось без луны, на этот раз.
- Кто это может увидеть? Ночью, при свете звёзд. С земли льдинки
- Красивая зимняя зарисовка. Но она мне понравилась больше, чем предыдущие. Я представила ночь в двухуровневом варианте: вот сверкающее небо, чуть ниже льдинки в хвое. Еще ниже сверкающий снег. Нет только человека, а так - ляпота…
1. Замечательное стихотворение, понравилось. Оценка: 8
2. Пейзажная лирика, есть природа и нет человека. Оценка: 3
- Поток медитации. Подмечена созерцательность в простоте, необычное в обычном, вечное в сиюминутном, малое и великое.
Вспомнились слова Уильма Блейка в переводе Маршака:
«В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.»
И всё это рядом с человеком. ОПОСРЕДОВАННО.
Оценка: 6+2, 9+5, 9+5, 4+3,  6+5, 8 + 3, 8+4, 0+0, 9+4, 9+5=68+36 +5=109

4-е МЕСТО:

13)  открытый  зонтик
  под гнётом снегопада
      тысячелистник    (Автор Арина Шик)
*
- нынешней зимой наблюдаются аномалии, зонтик в руках и зонтик растения - хорошо!
"гнёт снегопада" – оценочно
- - две первые строки красивы, но при чём здесь тысячелистник, который цветёт летом?
 - Прекрасная неповторимость.
-  Тысячелистник зимой такой махонький, снег на нем не держится
- Растение, спасшее Ахилла, стало героем этого хайку. Я нигде не встречала упоминание цветения зимой. Как цветок попал под снег, мне не ясно. Может, это юг, и снег выпал случайно? Хайку сдел
1. Неожиданно – и тысячелистник, и зонтик, и снегопад. Что же, «у природы нет плохой погоды». Задание выполнено. Оценка: 6
2. Есть нарушения жанра хайку. Использовано деепричастие прошедшего времени («открытый»). «Под гнётом снегопада» – оценочно. Оценка: 2ано красиво, грамотно. Но без хозяйки сада скучновато…
Действительно, похож открытый зонтик на тысячелистник во время снегопада...
Но "под гнётом" нарушает созерцательное настроение... причём, несёт ещё и оценочный характер.
При прочтении трёхстишия мы следуем за автором и пытаемся разобраться в его хитросплетениях, о чём он думал, какие чувства его переполняли, видя ту красивую пейзажную картинку, которую он предоставил нам на обсуждение. Перед нами малоснежная зима или снежная осень, если автор увидел зонтик тысячелистника. Его высота от 60см до 85 см. У нас в Сибири мы зимой зонтики тысячелистника не видим, так как он под сугробами (в этом году у нас они очень высокие), а вот осенью да, красивая картинка, Такую зимнюю картину я видела в Крыму. Поэтому об отсутствии КИГО писать не буду, зима на территории России разная. Сравнение представляет из себя два образа в хайку, соединяясь вместе они образуют нечто законченное. По отдельности – сравнение – две отдельных картинки, но вместе это цельный пейзаж. Перед читателем, ставиться задача, определить, в чём заключается сходство образов. Трёхстишие передаёт индивидуальность и передаётся впечатление, что перед нами оригинальное произведение. Уменьшительно-ласкательные слова не приветствуются в хайку, но это дело автора. Ошибки – автор использует слово длиною в одну строку.
Оценки: 8+5, 0+0, 6+3, 10+5, 4+3, 5+4, 6 + 2,8+4,8+4, 10+4=65+34+5=104

5-е МЕСТО:

26)  ледяной узор
  на берегу залива
    фотосессия   (Автор Елена Графская)
*
- Хотя 3 строка - отступление от жанра - но куда от него деться, когда так хочется поделиться своими чувствами?))) Хотя, люди люят фотографироваться при такой красоте. Но сама природа позирует. В общем, мне понравилась!
- - красивые фотки будут..) Представила новобрачную пару на фотосессии - замёрзли, бедные.. Необычная, но не созерцательная картинка.
- Всё хорошо, но фотосессия – не очень, субъективно.
-  Для фотосессии подходит любая картинка.
- На мой взгляд, третья строка упрощает первые две. Но могу ошибаться. Мне привиделось вот такое исполнение:
ледяной узор
на берегу залива
вышивальщица
Строго говоря, фотосессия – это совместная работа фотографа и модели…
1. Понравилось очень! Оригинально, вызывает чувства и размышления, выделяется и запоминается. Задание выполнено. Оценка: 10
2. Замечаний нет. Оценка: 5
1. Слово "фотосессия" не вписывается в созерцательный характер хайку. Ближе к евро-хайку или к хайку-фристайл.
2.Сбиты ударения во второй строке
И не впечатляет картинка...
Есть разночтение. Очень красивые ледяные узоры я видела на Байкале. Мысы Ольхона и острова Малого Моря наиболее живописны зимой. Именно здесь самые большие наплески бело-голубоватого льда (сокуи), поражающие воображение. Ледяные гроты и пещеры и как не провести фотосессию. Автор справился с заданием. Присутствует единая, неразделимая связь природы и человека, раскрывается её неповторимость, что затрагивает чувства. Хайку весьма цельно и легко воспринимается. Но есть небольшие ошибки – автор использует слово длинною в одну строку. Про ритм писать не буду, у самой он плавает порою.
Оценки: 9+4, 0+0, 5+4, 7+4, 7+4, 2+2, 7+4, 10 + 5, 6+4, 10+4=63+35 +5=103

6. 7)  китайский фарфор
 чёрным по белому
    сорока на снегу  (Автор Елена Графская)
*
- два цвета для хайку, конечно, перебор... если бы неустойчивое выражение, которое вытягивает ещё одну ассоциацию - и это здорово! Но... вот как она связана с сюжетом? Чёрным по белому - значит, ясно, недвусмысленно, и это упрощает впечатление. Возникает вторичный вопрос - а причём здесь тогда фарфор. Смысловые части распадаются... Но за поставленную задачу - автору спасибо, хотя я решение так и не нашла, как и место китайскому фарфору на снегу рядом с сорокой. Или сорока на китайском фарфоре? Не верю. 3 прилагательных.
- - в данный момент мои ассоциации включились на неповторимость, нравится.
-  Прямое указание цвета, но как-то всё органично сплетено, столько разных ассоциаций. Снег и белый китайский фарфор, иероглифы и следы сороки… Замечательно.
оценка 8-4 Я бы сравнила фарфор с настом, а не снегом.
- Замечательное произведение при всех его недостатках: указание на цвет, на фразеологический оборот, и наличие двух предлогов. Но как тонко подмечены в двух вариантах прочтения с оборотной строкой – орнамент фарфора и природная картинка. Автор умеет извлечь максимум из малого. Многомерность и разноплановость.
1. Не представляю пейзаж с китайским фарфором и сорокой на снегу, извините. Оценка: 2
2. Есть два указания на цвет, что не приветствуется в хайку. Оценка: 3
- Изумительно!
- Перед нами пример кабинетного хайку, т. е. написано не в результате вдохновения или озарения, а в результате игры слов, умственной работы. Но, не смотря на это, в литературных упражнениях тоже есть польза. Краткая форма хайку требует от читателя проявить усилия над поиском смысла. Китайский фарфор поражает своим разнообразием, богатством красок. Белизной своей он превосходит снег и иней. Неожиданный поворот…фарфор, сорока, снег…поговорим о связи вещей «моно ториавасэ» - «сопоставление», сочетаемость предметов, взаимосвязь вещей. Постижение вещей этой реальности называется сатори или просветление (понимание, обучение, усвоение, освоение) всей полноты бытия в одном лишь образе. Что же общего между образами? Китайский фарфор – роспись на белом и сорока на снегу – рисует на белом. Вот только вторая строка – не вписывается, так как следует избегать метафоры. Задумка интересная, красота завораживает, но требуется доработка. Имеется метафора, отсутствует монохромность, есть стык ударений между 1-2 строкой.
Оценки: 7+3, 0+0, 9+5, 9+5, 9+3, 8+4, 9+3, 2 + 3,10+5, 6+2=69+33=102

6. 16)  полная луна
 облокотилась на забор
   сирень под снегом   (Автор Елена Графская)
*
- очень впечатляет, хотя и с нарушением - олицетворение.  Но, зримо, ощутимо, много ассоциаций - о, как много! Зарождение жизни просто! Браво! Провал ударений в 1 строке.
- два предлога, необычна не картинка, а восприятие автора: "облокотилась" - пойман момент, когда луна "легла" на забор - слово оценочно.
- Облокотилась – олицетворение. Двойное. Неповторимость луны на заборе. В целом – замечательное.
- Или снег тяжел, или луна беременна...
Облокотилась (и луна, и сирень) - олицетворение. Но само произведение мне бы понравилось, если бы не первая строка. Я понимаю, что полная луна хорошо освещает местность, полная луна способствует появлению чертовщинки даже в замерзших соках дерева, но мне мало этой строки. Предлоги.
1. Непредсказуемая весна… Задание выполнено. Оценка: 8
2. Использовано олицетворение «облокотилась». Может, лучше поставить знак препинания после первой строки? Оценка: 3.
1) "облокотилась" - олицетворение
2)провал ударений - 1, 2 строка
Картинка красивая... Евро-хайку!
Можно сколько угодно говорить, что Россия не Япония и что в России нельзя писать в таком жанре. Автор заметил нечто полускрытое, таинственное в очертании, а подойдя ближе, увидел дерево под снегом. При неоднократном подходе картинка открывается по-новому. Есть, безусловно, связь с человеком.
Позвольте процитировать Басё:
Еку мирэба
Надзуна хана саку
Хакинэ ката.

(Когда) смотришь со вниманием,
Надзуна в цвету
(Под) живой изгородью.
(цитата из книги Дайсэцу Тэйтаро Судзуки. Введение в дзен-буддизм. Часть V. 3)
Это небольшое цветущее дикое растение, даже когда она цветёт, она почти незаметна, так как не обладает особой красотой, но, тем не менее, во время цветения она выполняет все, что требуется от живого существа, как было приказано в начале Творения.
Автор не выражает своих эмоций, но они в каждом слове. Передаётся сиюминутное настроение пейзажа сезона, можно отнести к мгновению вечности данную зарисовку полнолуния и деревьев под снегом в ночи. Взаимодействие частей открывает внутреннее состояние, если бы не каноны написания в данном конкурсе, можно сказать что всё идеально. В первой строке – провал в ритме – ударные 1- й и 5-й слоги, после первой строки напрашивается киредзи – знак препинания, так как разночтение отсутствует. Вторая строка одушевляет неодушевлённые предметы.
Оценки: 6+4, 7+3, 10+4, 6+4, 7+3, 8 + 3, 7+3, 10+3, 0+0, 10+4=71+31=102

6. 19)  сетка забора
  сплетаются ветвями
    яблоня с вишней        (Автор Иррациональное Число)
*
- ах какая свистящая аллитерация! Наводит на размышление о человеческих отношениях. Но... мне бы хотелось бы более отдалённые деревья, ель с вишней, к примеру. Более разные характеры. Сезон?
- видимо, это деревья соседних участков - да, вполне житейская ситуация,
скорее будничная; сезон не ясен.
- Не понятно КИГО, но в любое время года – красота, зимой особенно. Мастерское хайку.
- - нет киго, очень узкая картинка, простора нет.
- Непонятно какое время года.
Оценка:
1. Старый, запущенный сад, немного грустно. Задание выполнено. Оценка: 8
2. Замечаний нет. Оценка: 5
Нет киго, провал ударения во второй строке...
Я уже не раз сегодня писала о дзен-буддизме. Но в этот раз хочу вспомнить притчу или рассказ о чашке чая:
«Нан-ин, японский учитель Дзен, живший в эру Мейдзи (1868-1912 гг.), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое Дзен. Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше. Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал: «Она же переполнена. Больше уже не войдет!» Так же, как эта чашка,- сказал Нан-ин,- Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили Вашу чашу?»
Красивое не нуждается в рекламе: мы смотрим на него, и каждый из нас знает, что оно красиво. Так и в этом трёхстишии переплетаются чувства и в сетке забора и в переплетении ветвей яблони и вишни. Автор использует приём сравнения в данном стихе. Части взаимосвязаны между собой. Есть что-то в увиденной картине, что приковывает внимание, пленяет своим очарованием. Но есть минусы по канонам написания хайку – не понятен сезон, увидеть, что перед автором яблоня и вишня можно только когда есть плоды. Тогда это уже июль-август. А так это оценка автора. Есть инверсия.
Оценки: 9+3, 5+4, 10+4, 6+4, 5+2,  8 + 5, 0+0, 7+4, 6+4, 9+2=65+32 +5=102

7. 23) бумажный фонарь
   под стеблями лианы
     роятся шмели       (Автор Арина Шик)
*
- трудно сразу перестроиться с зимы на лето... мне почему-то кажется, что это китайская красивая ширма.
  - лично я настроена на зиму, а киго нет; скорее это весна-лето.
- Лето. И опять загадка – чего они там роятся? Шмели обычно на цветочках любят, рой шмелей – никогда не встречала. Может их фонарь заинтересовал… Но вопросов тогда еще больше. Хорошо бы автор объяснил это явление. Двойное прочтение.
- Можно понять только как рисунок на фонаре.
- Если честно, я не поняла смысл. Как ни фантазировала. Возможно, это рисунок на бумажном фонаре. Почему шмели под стеблями? Где это – под стеблями? У корней? Расписываюсь в полном недоумении.
1. Понравилось! Оценка: 10
2. Замечаний нет. Оценка: 5
По-моему, недоработано... Или я чего-то не понимаю...
- Не смотря на то, что мы живём не в Японии, всё же у нас есть возможность полюбоваться светом традиционного японского фонаря, разместив его у себя в интерьере или саду. Созерцая его мягкий свет, можно окунуться в чарующую атмосферу далёкой Японии, забыть о городской суете и представлять себе, что ты находишься где-то в уютном японском доме. Бумажный фонарик - это олицетворение домашнего очага. Атмосфера вечерней беседы за чашечкой чая в саду на веранде увитой лианами пропитан нежностью. Все вокруг нежно освещено, и звуки слышаться нежные. Распространяется нежный аромат, наполняющий собою всё. И всё преисполнено нежностью очарования, которая предрасполагает к созерцательному настроению.
Оценки: 5+4, 0+0, 9+4, 6+3, 4+3, 3+4, 10 + 5, 6+4, 6+4, 10+5= 59+36+5=100

8. 29)  карта Африки
  на травяной лужайке
    запоздалый снег    (Автор Иррациональное Число)
*
- вот это да! Очень интересно, что увидел автор! 3 строка - оценка автора.
- видимо, очертания выпавшего снега напоминают контур Африки;
запоздалый - оценочно.
- - любая другая карта могла уместиться в пять слогов, например, "карта Франции". При чём здесь Африка? Мне кажется 1я строчка вообще лишней.
 -Запоздалый можно посчитать как недотаявшие сугробы. Очень необычно - раз, и лужайка форме континента.
-  Карта впечатляет.
1. Если воспринимать текст буквально, то увидим, что на травяной лужайке разложена карта Африки, что не исключено, почему нет? Но скорее всего снег выпал таким образом, что стало похоже на карту Африки, и тогда это метафора. Если на лужайке ещё трава, то снег не запоздалый, а неожиданно ранний. В общем, не могу понять автора, извините. Оценка: 4
2. Нарушение по жанру хайку: оценка («запоздалый»). Оценка: 3
Очень интересно! Но слово Африки можно было бы заменить любым другим названием... И "запоздалый" снег может быть первым снегом... кстати, оценочное прилагательное... И сбои ударений есть...
Но идея мне нравится!
Картинка интересная. Вспомнилось, как сын первый раз жарил блины и у него получались материки. Почему автор решил, что снег запоздалый – это уже оценка. Читатель сам должен догадаться о запоздалом снеге. Задумка интересная, но не достаточно подобраны слова и поэтому в трёхстишие хочется изменить – оценочные слова «карта», «травяной» они лишнее. Лужайка – это полянка, преимущественно на опушке леса или в лесу - так определяет словарь Ожегова. Сейчас это слово означает и полянка, на которой специально посажена трава (лужайка у дома). Нарушена плавность ритма. Не понятен сезон.
Оценки: 9+4, 8+4, 5+3, 9+4, 9+4, 4 + 3, 0+0, 8+4, 4+3, 5+3=61+32 +5=98

9. 15) Снежная баба
 В парке на танцплощадке
     Искры позёмки   (Автор Наталия Белоус)
*
- 2 предлога перечёркивают всё. В-на и я остановилась. Ассонансная рифма баба-площадке.Ассоциации вытягиваются - баба зажигает, хотя и холод, и бело кругом...Но несколько нарушает тишину для созерцания, т.к. ветер - движение. Само слово танцплощадка - не для хайку. Советский дух...
-зимний парк, пустующая танцплощадка - вполне подходящее место для снежной бабы,
а может быть это одинокая женщина вспоминает молодость; красиво и грустно...
- - Танец снежной бабы в парке на танцплощадке, только она и может там зимой танцевать под шелест позёмки. Хорошо!
- Еще один снеговик, т.е. баба. Танцплощадка не любима, как и подъезд. (нечто искусственное) Двойное прочтение.
Зимой только снежные бабы танцуют))))
- Мне нравится произведение. Третья строка делает хайку многомерным, кружит наше воображение. На танцплощадке танцует позёмка. А вот барышня не танцует, она – снежная баба – замёрзшая и одинокая. Но ведь она пришла на танцплощадку, еще всё возможно. Например, танцевать в такт ветру… Два предлога подряд.
Разночтений много, но
1. "искры позёмки"- это метафора.
2. картинка не впечатляет
Дежавю. «Длинное слово «танцплощадка» с двумя ударениями. Думаю, что для хайку - это не очень хорошо - употреблять слова советской эпохи. Танцплощадка, совхоз, колхоз, промзона и т.д.» Когда-то я использовала это слово (25 конкурс ЛС). Теперь обратимся к тексту. Первые две строки открывают для нас знакомую картинку с удивительной особенностью то, что нам близко и знакомо. Но третья строка лишняя. При прочтении 2+3 – «в парке на танцплощадке искры позёмки» получается абсурд. Возможно, нужен знак препинания. Искры позёмки видны из машины в ночное время, а вот как увидеть её на зимней танцплощадке. Во 2-ой строке два предлога.
Оценки: 5+3, 7+4, 8+4, 4+4, 5+3, 9+3, 7+4, 0+0, 8+4, 6+4=59+33 +5=97

9. 17) аллеи парка
 в блеске лунного света
    кружат снежинки                (Автор Татьяна Янковская)
*
- красивенько, но почему аллеИ? Как можно их разом увидеть? Зарисовка приятная и не более того. В чём оригинальность и эксклюзив? Такое читали и писали несметное количество раз.
- очень красивая картинка, но пожалуй немного шаблонная.
- А что необычного? Красиво, но мне не хватает индивидуальности.
- - картинка обычная, не удивила.
- Красивая картинка и только.
- Красиво, кто спорит… вторая строка уж слишком состоит из штампов. И хочу поспорить: если это аллеи парка, то там не только луна, там всю ночь горят фонари. Значит, автор немного лукавит. Он видит снежинки в свете фонарей…Или тогда уж аллеи лесопарка – там фонари только на главной аллее.
1. Понравилось. Вроде бы, ничего особенного, но до чего же хорошо тихим зимним вечером в парке. Единственное замечание: у лунного света нет блеска, блестят снежинки (может, «в лунном свете», «под лунным светом»?). Оценка: 8
2. Небольшое замечание. Оценка: 4
Очень красиво, но традиционно!))
Оценки: 4+4, 6+4, 6+4, 6+4, 5+3, 3+3, 8 + 4, 9+5, 9+5, 0+0=56+36+5=97

10. 14) беличьи следы
   ветви сосен роняют
      снежные шапки   (Автор Мария Абазинка)
*
- следы роняют ветви? Нужно тире между 1-2 строками. Шапки - метафора. Белки- по веткам - шапки слетают - очень по смыслу многозначно! Нашёл автор зацепку! Провал ударения в 1 строке. - если с ветки падает охапка снега, то следов уже не видно,
наверное, автор поймал момент, когда следы ещё видны, а снег уже летит - вполне возможно. Белочка проскакала и посыпался снег, а может и не так было... Интересное. Два прилагательных.
-  Если прочитать две первые строчки, получается белиберда.
- Зимняя зарисовка, даже очень хорошая, не становится хайку автоматически. Нужно еще что-то, чтобы состоялось. «Снежные шапки» - штамп.
1. Понравилось. Правда, не уверена, что на ветвях сосен – именно шапки снега. Оценка: 6
2. Пейзажная лирика, есть природа и нет человека. «Снежные шапки» – метафора. Не слишком ли много слов во множественном числе? Оценка: 2
Хорошая картинка: сосны, снег, белки... Некоторое разночтение есть... Но - обычно... В первой строке провал ударения...
В методе контрасте, также как и в сравнении выступают два образа, но если в сравнение мы сравнивали что то похожее, то здесь берутся два противоположных образа. С первого взгляда сходства может и не быть, но при детальном разборе мы находим общие черты. Если просто посмотреть на текст, вроде как нет ничего общего. Но в первой части и во второй присутствует дерево и снег. Беличьи следы остаются на снегу, который находится на дереве и под деревом, как и снежные шапки на дереве. Получаем пейзажную картинку словно сделанную мазком краски. Хайку написано естественно и с удивительной особенностью. Ошибки – метафора, стык ударение между 1-ой и 2-ой строкой, провал в ритме первой строки (ударные слоги 1-й и 5-й).
Оценки: 9+3,8+5, 6+3, 4+2, 5+4, 6 + 2, 8+4,6+3, 0+0, 8+4=60+30+5=95

10. 20) сквозь ветви - луна
    вспыхивают искрами
      сугробы в парке   (Автор Ирина Жукова-Каменских)
*
- нет напряжения - 2 части дополняют друг друга. Опять красивая зарисовка и не более... "Сквозь" в начале - не очень.
- красиво, лунно, но опять же - шаблонно, и почему вспыхивают только сугробы -
а остальной снег не блестит?
- - обычная картинка, фантазия моя дремлет..)
- Дежавю. (№17) Красиво, но мне не хватает индивидуальности.
- Слишком прямолинейно.
1. Понравилось. Может быть, не столько вспыхивают, сколько поблёскивают? Впрочем, автору виднее. Задание выполнено. Оценка: 8
2. Замечаний нет. Оценка: 5
- Еще раз проворчу (уже говорила): в парке нет просто луны, там обязательно будет фонарь. А значит, автор что-то не договорил. А если нет фонаря, то парк ли это?
Читая это трёхстишие, вспомнилось детство. Однажды бабушке я задала вопрос: «Почему когда на небе круглая луна, звёзды прячутся?» В ответ бабушка меня позвала на улицу. Когда мы оделись и вышли, она ответила: «Смотри, они все на снегу и светят ей в ответ…» Было так красиво, что это запомнилось навсегда. Басё завещал ученикам: «Возвысь сердце! Пережив сатори, вернись в мир обыденный». Самые обыкновенные вещи могут вызвать озарение: краб, ползущий по ноге; ворон, застывший на ветке; всплеск воды от лягушки. В момент сатори (внутреннее персональное переживание опыта постижения истинной природы (человека) через достижение «состояния одной мысли») душа распахнута миру. Жизнь – это тайна, и через любое её проявление можно пережить эту тайну. Вот только искрится весь снег, а не только сугробы, поэтому считаю, что не достаточно подобраны слова. Хотя задумка интересная и автор справился с заданием. Ошибки – стык ударений между 1-й и 2-ой строкой, олицетворение во второй части.
Оценка: 4+3, 7+4, 7+4, 6+4, 4+2, 8 + 5, 6+4, 0+0, 7+4, 8+3=57+33 +5=95

11. 27) ясная луна...
  на рябиновых ветках
   иней искрится  (Автор Татьяна Янковская)
*
- 3 строку - слова хочется поменять местами. 1 срока - провал ударений. 1 часть поясняет вторую. Нет напряжения. И поэтому красивая картинка становится обычной открыткой. Ночью ягоды рябины не так заметны... 1 строка оценочна.
- не ясна роль многоточия, мне бы больше понравился перевёртыш,
ещё один симпатичный шаблон.
 - необычно только то, что зритель ночью смотрит на рябину.
- Дежавю. (17, 20) Красиво, но мне не хватает индивидуальности.
- Не наводит ни на какие размышления.
- Зимняя зарисовка. Не более.
1. Хорошее стихотворение, но особых чувств, эмоций и раздумий у меня не вызывает. Оценка: 6
2. Пейзажная лирика, есть природа и нет человека. Оценка: 3
Очень красиво! Немного традиционно...
В первой строке нарушено ударение.
Оценки: 6+4, 6+4, 7+4, 6+4, 3+2, 4+4, 6 + 3, 9+4, 8+4, 0+0=55+33+5=93

12. 8) дождь новогодний
   на неподвижных ветках
   снег среди цветов  (Автор Янковская Татьяна)
*
- в 1 строке хочется поменять слова. 3 строку не поняла совсем. Дождь - это дождь? Или серебристое украшение? Или... это нынешняя зима-не зима? Тогда - ладно. Но сбивает с толку, ибо сильный отрыв от привычного. Цветы мешают. Или это Крым. Не знаю. Растерялась. Загадка для меня. 2 прилагательных напрягли по оценке.
- красивая новогодняя картинка, очень хорош дождь в прямом и переносном смысле -
актуально для нынешней зимы.
 - - мне показалось искусственным и загруженным множеством образов. Слово "новогодний" не для картинки, нмв.
- Ёлка на улице? Дождь или снег? Ещё и цветы – игрушечные, видимо. Многовато для меня.
 - Непонятно почему ветки неподвижные, обычно циклон приходит с ветром.
- Много писалось уже о странностях нынешней зимы. Поэтому и ощущение как о том, что много раз проговорили… Что здесь не так – кмк – дождь на неподвижных ветках быть не может, поэтому читаем вместе 2 и 3 строчки: на ветках снег среди цветов. Т.е. автор утверждает, что не только листья распустились, но и началось цветение? В Новый год? Предлоги.
1. Да, капризы погоды преподносят и не такие сюрпризы. Задание выполнено, есть особенность пейзажа. Воспринимаю дождь новогодний, как мишуру. Оценка: 6
2. Небольшое замечание: есть оценка («на неподвижных ветках»). Оценка: 4
Ветки неподвижные могут быть только в закрытом помещении... Из-за слова "неподвижных" теряется разночтение... и нарушаютcя ударения...
Оценки: 9+4, 5+3, 8+4, 6+3, 5+3, 5+3, 4+3,6 + 4, 7+4, 0+0=55+31+5=91

13. 6) Снеговик в шарфе
   Возле подъезда дома
    Хоровод детей    (Автор Наталия Белоус)
*
- две части связаны между собой, а потому нет напряжения между частями - вставляется слово "поэтому". Стык согласных. В чём оригинальность? В шарфе? Мне показалось недостаточным для вытягивания и смакования ассоциаций. Разве только, кто-то из детей остался без шарфа - смотри, простудишься, сынок! Стык ударений в 1 строке, и стык согласных д-д.
- милая городская зарисовка, то ли дети слепили снеговика, то ли кто-то из них изображает снеговика,
но все рады, всем весело - ну и славно!
- - природы хочется больше, а так - город. Весело, можно наблюдать долго, но в чём неповторимость?
-  Ни хоровод, ни подъезд меня не впечатлили, ощущение суеты какой-то, извините.
оценка 4-3 Нет интриги.
- Снеговика нарядили или ребенка заморозили – хорошо придумано. Нет особой глубины, но есть легкий юмор и веселый взгляд на жизнь.
Интересная деталь - снеговик в шарфе... Но "хоровод детей" - звучит искусственно... "Дети водят хоровод" - естественно...
- Есть две части, есть разночтение, но присутствует лишнее слово – «дом». Если обратимся к этимологии, то значение слова подъезд - помещение внутри жилого многоквартирного дома, обеспечивающее промежуточное пространство между входом в дом с улицы и дверьми квартир, которое необходимо для доступа посетителей, жильцов, гостей с улицы в квартиры и обратно. Вроде есть два образа, но нет напряжения между ними. Нет гармонии, но есть что-то, что связывает нас с увиденной картинкой здесь и сейчас, а потому приковывает внимание.
Оценки: 5+2, 6+4, 6+4, 7+4, 4+3, 4+3, 0+0, 7+5, 7+4, 6+4=52+33+5=90

13.  9) почки сирени
   распускаются с утра
     снежинок вуаль   (Автор Татьяна Шадуя)
*
- Симметрия налицо в хайку. Но... распускаются вуаль - не сочетаются по форме числа. Жаль. Метафора - вуаль. С утра - лишнее уточнение, дающее мост в прошлое во времени, а надо в пространстве. Смысл уловила. У меня тоже за окном почки сирени месяц как набухли, но не распускаются- значит, живёте ближе к югу.
- с утра? а что происходит с почками днём? смазанная картинка
плюс неудачная инверсия.
- - если висит вуаль снежинок, то почки не могут распускаться, потому что пасмурно, солнышко не греет. И почему с утра?
 - Красиво, но почки распускаются, а вуаль распускается...
- Почему с утра? Т.е. деревья проснулись и давай распускаться? Мне кажется, указание времени не ко времени.. «Снежинок вуаль» – либо снежная вуаль, либо снежинок вуали (мн. Ч). Не увидела ничего необычного. Без человека скучно…
1. Нетипичное явление природы – снегопад в мае-июне, когда цветёт сирень. Запоминается, задание выполнено. Оценка: 6
2. Пейзажная лирика, есть природа и нет человека. Есть оценка автора (почки распускаются с утра). Есть метафора («снежинок вуаль»). Оценка: 2
Снежинки падают на распускающиеся почки... Красиво.
Но - "снежинок вуаль", так не говорят... К тому же -метафора. Недоработано, на мой взгляд...
- Автор преподнёс нам красивую картинку – весеннее пробуждение. Мы видим – образ распускающихся почек сирени. Вот только почему с утра? Тем более мы должны избегать использование невещественных существительных (об этом говорится в тезисах конкурса). Почки распускаются в любое время суток, значит перед нами оценка автора. Второй образ – снежинки, но здесь автор использует метафору и инверсию. Приём ассоциаций показывает сочетание разных предметов, вещей, в дзен буддизме это называется общность, одно вытекает из другого, все вещи связаны между собой. Устанавливая связь между двумя частями хайку, мы сводим различия между ними к минимуму. Распускающие почки скоро как вуаль покроют сирень зеленью, а затем и красивым цветением, падающие снежинки как вуаль покрывают веточки сирени, но об этом должен догадаться читатель, а не автор строк нам должен об этом сказать. И всё же картинка неповторима и приковывает внимание, пленяя своим очарованием, но требуется доработка.
Оценки: 7+3, 5+3, 6+4, 0+0, 7+4, 8+2, 4+3, 6 + 2, 7+4, 8+2=58+27 +5=90

14. 25) Мчатся машины
  Снеговик на балконе
   В лучах заката        (Автор Наталия Белоус)
*
- вот не представляю снеговика на балконе... урбанизация мне не по нраву. И сама скорость машин - с ними улетучивается внимание, как размышлять и созерцать? СЕЗОН?
- снеговик на балконе - ну, допустим,
на балконах бывает много снега, вполне можно слепить снеговичка,
но никак это не вяжется с машинами, тем более, если они мчатся,
но снеговика и не заметят; картинка рассыпается.
 - - два предлога, только маленького снеговика можно сделать на балконе. Стоит на перилах, медитирует под движение машин - самому-то не сдвинуться..)
- А вот этот снеговик мне нравится. Мчатся – немного напрягает.
-  Искусственно поставленная картинка.
- Что-то похожее было на прошлом конкурсе. Я писала, что «в лучах заката» - штамп. Снеговика из балконного снега не слепишь, а если и получится, то маленький, его и не видно. Так что как зарисовка сама по себе не очень. И при чем машины?
- Мчатся машины, за ними с балкона наблюдает снеговик в лучах заката. Единственное светлое пятно - снеговик на балконе.
Недоработано.
- Необычное представление читателю городского пейзажа. Сколько не читала, так и не поняла это трёхстишие. Может, сравнение покоя и движения - мчащиеся машины и неподвижность снеговика, но почему он на балконе...Если я стою на балконе и наблюдаю закат – то и снеговик должен быть выше перил. Возможно... И всё же увиденная картина приковывает внимание. Автору удалось представить читателю неповторимость пейзажа.
Оценки: 5+3, 6+4, 8+3, 7+4, 4+3, 4+3, 0+0, 6+4, 5+3, 7+5= 52+32+5=89

15. 1) мороз крепчает
   наклоняются к югу
    печные дымки    (Автор Ирина Жукова-Каменских)
*
- 1 строка посыл в прошлое - крепчает, сравнительная характеристика, а кто знает как было вчера - вдруг ещё холоднее? Наклон дымков - странен - ветер? Насколько мне известно, в морозный день они вертикальны. Впрочем, тема мною до конца не известна. Остаётся только поверить на слово, а это сложно. Ориентир в пространстве - навязывание автора. Я вообще путаюсь всегда даже около своего дома - где он, юг... А здесь какая-то ориентация на местности, напрягает, если честно. Понять бы к чему всё это - дымки к югу... Северный ветер.
 - Увидеть крепчание мороза не удаётся, если только по дымкам... если дым к югу - ожидается похолодание, поэтому первая строчка здесь лишняя - вторая всё объясняет; картинка простая и понятная, но нет напряжения между частями, не хватает неповторимсти, изюминки; мороз - невещественно, два глагола - многовато.
"Подтверждается дым из трубы
стариками, живущими в доме.
Подтверждается правда судьбы —
человеком с монеткой в ладони.
Точно так же движенье души,
что сродни умолкающей ноте,
замирающей в общей тиши,
подтверждает движение плоти."
(И.Бродский)
- - в мороз я наблюдала только вверх дымы. Природы мне маловато, два глагола. 
- симпатичная зимняя картина, с присутствием человека, можно поразмышлять.
оценка 5-3 Нет простора для фантазии, просто записана народная примета.
- Хорошая зимняя картинка, пахнет зимой, два глагола. Первая строка немного упростила произведение. Особых ассоциаций не вызвала. Я не физик, но знаю, когда мороз крепчает, дым поднимается «столбом». Возможно, это иносказание: похолодало, и печные дымки поползли к югу. Я их понимаю
1. «Мороз крепчает» – оценочное, невещественное. Если исключить эту строку, то в хайку нет Киго. Мы видим только, что наклоняются к югу (где на картине юг?) печные дымки. Печные дымки мне понравились, это – эксклюзив. Оценка: 6
2. Мороз никак не нарисован, нет Киго. Есть оценка («Мороз крепчает»). Есть олицетворение («наклоняются к югу печные дымки»), есть множественное число («печные дымки»). Оценка: 2.
- Читая данную зарисовку, возникает картина русской деревенской зимы. Есть то, что связывает нас с увиденной картинкой здесь и сейчас, а потому приковывает внимание, пленяет своим очарованием. Автор попытался заинтересовать читателя, вроде бы есть интересная зарисовка пейзажа, что привлекает и запоминается, но если мороз крепчает, то дым из трубы стоит столбом, а если при отсутствии ветра дым из печных труб не поднимается кверху, а опускается и расстилается к земле, - это указывает зимой на приближение снега и/или оттепели. Перед нами возникает некое отображение двух противоположных, но очень похожих друг на друга явлений, создающие задачу для ума…Что же хотел сказать автор?…Мы помним, что хайку - это простота. Если у нас нет перед глазами картины, которая отражает внутренний мир автора, то хайку не удаётся. Вспомнились слова Федора Глинки:
«…Печален дом, где не дымится
Над кровлей белая труба:
Там что-то грустное творится!..
Там что-то сделала судьба!..
Внешний мир это отражение внутреннего мира, одновременно противопоставление двух миров и единение их. Слов мало - мыслей много. Через слова, что дым (а это жизнь), упоминание о юге (но по канонам хайку – это всё же оценка автора) возникают ассоциации, что скоро тепло, скоро весна, а затем и лето. Перед нами два образа и мы должны поставить их рядом в стихе, чтобы создать гармонию, но вот построить мост между этими ассоциациями я не смогла, но трёхстишие понравилось своей зарисовкой пейзажа. Нежелательно использование олицетворения, инверсии и более одного глагола.
Оценка: 8+5, 6+3, 5+3, 6+3, 7+4, 5+3, 5+3, 6 + 2, 0+0, 7+2=55+28 +5=88

16. 4)  снежная буря
 в стакане остывает
   солёный  поп-корн   (Автор Арина Шик)
*
-   видимо, автор пытается обыграть выражение "буря в стакане воды",
но как нарисовать "остывает" и "солёный"? картинка не складывается.
- - слишком домашнее, и слово "солёный" навязывает ощущение вкуса, да и как на картинке увидеть солёность?
-  Неожиданное сравнение, но поп-корн как-то не хаечно, на мой взгляд. Солёный –видимо для количества слогов – указание на вкус.
оценка 7-5 Понравилось сравнение бури с изготовлением поп-корна, нестандартно.
 - Нравится задумка. Я очень люблю вариативность прочтения хайку. Но прилаг. «солёный» всё упростило. Хочу предложить изменить это прилагательное. М.б.  на «дымчатый»: останется прилагательное, но мы сохраним для восприятия две истории: бытовую и природную.
 1. Похоже, стакан с поп-кормом давно надоел хозяину, которого снежная буря не выпускает на улицу. Особых чувств и размышлений хайку у меня не вызывает. «Снежная буря», возможно, и не штамп, но ничего особенного или неповторимого в этих словах я не заметила. Оценка: 4
2. Есть ошибки по жанру хайку. «Остывает» – оценка автора. Есть указание на вкус («солёный»). Есть забавная несуразность при прочтении первой и второй строки, лучше поставить знак препинания. Оценка: 2
- Понятно! Буря в машине по приготовлению поп-корна! И буря за окном, а дома тепло и уютно.
1. слово - солёный. Вкус - не для хайку.
2. Cозерцания нет, всё очень прозаично...
- Перед нами пример дневникового хайку - строение и содержание такого стиха говорит о том, что это нечто произошедшее с автором. Таким образом, о «переживании момента осознания при прочтении» говорить не приходится - мы видим не нейтральную картину, а отчёт о происходящем. А ведь хайку должно восприниматься читателем как картина, как фотография и увидеть образы сам, без посредничества восприятия автора, который лишь выбирает ракурс, точку зрения на замеченное им явление. Отсутствие киредзи создаёт абсурд при прочтении 1+2 – «снежная буря в стакане остывает» - поэтому требуется знак препинания или создание кире из двух существительных в именительном падеже. Картина не должна издавать запахи и иметь вкус.
Оценки: 8+4, 0+0, 2+3,6+3, 3+2, 4+2, 7+5, 8+5, 6+3, 4+3=48+30+5=83

17. 5) донные тени
 ходит рыба подо льдом
  путь через Байкал  (Автор Мария Абазинка)
*
- картинка не помещается в один обзор. Как это можно увидеть: подо льдом и масштаб пути. Трёхчастность! Это перебор. Или "ходит рыба путь через Байкал" - это одно предложение? Тогда стилистически коряво. Все три части поясняют одна другую - нет напряжения поэтому. Задумка интересная, но исполнение - слабое.
-  для оценки не хватает знаний - если озеро подо льдом, то на чём путь -
на лыжах, на машине, пешком? или это не столь важно, а главное - что лёд прозрачный?
у меня перед глазами большой аквариум - вот как-то так
- Трехчастное. Интересное по содержанию, неповторимость явно, завораживают тени. Понравилось.
оценка 7-1 Идея замечательная, исполнение хромает.
- Наблюдения путешественника – очень важная вещь для хайку. Но исполнение подкачало. Мне нравятся первые две строки: лёд и тени подо льдом, как свидетельство многопластовой жизни планеты, но третья строка делает хайку трёхчастным, «раскатывает» глубокий смысл хайку. Я бы посоветовала изменить эту строку (м.б. рассказать, какой это лёд… ), кроме того географич. Наименование тоже упрощает произведение. Два предлога.
1. Мне понравилось! Вызывает у меня чувства, эмоции, воспоминания и размышления, спасибо автору. С одной стороны – путь через Байкал, с другой – видно, как плавает рыба подо льдом. Это неповторимое, уникальное зрелище )) Оценка: 8
2. Есть ошибки: в хайку три части и есть олицетворение («ходит рыба подо льдом»). Оценка: 2
- Экзотическая картинка, не каждый представит. Три разных предложения. Сбой ударений - 3 строка. "Донные тени" - это красиво... На хайку мало похоже...
-  Любое художественное произведение - это место встречи автора и читателя. Но для хайку это утверждение особенно актуально - ввиду малости его объема. Не используем слова, понятные только автору. Не пишем хайку в три разных предложения – трехстишие будет выглядеть «рваным». Не используем олицетворение. Перед нами получилась игра в пустые ворота, а жаль задумка интересная. Имеется провал ударений в 3 строке.
Оценки: 3+4, 5+2, 0+0, 7+4, 7+3,7+1, 6+3, 8 + 2, 5+3, 5+2=53+24+5=82

18. 22)  в свете фонаря
    снежные хлопья блюдца
        столик у окна      (Автор Елена Юшманова)
*
- 2 строку не поняла. НА блюдце - было бы понятно. Рифма фонаря-окна. Провал ударения в 1и 3 строках. Вот, не поняла я -где столик - в доме или на улице? Куда ставить?
-  столик у окна - вероятно, это кафе, в окно можно увидеть красивый снегопад,
но не могу понять роль блюдца; хочется прочитать "снежные хлопья вьются".
- - после "хлопья" нужно ставить точку или запятую, иначе я не ассоциирую хлопья с блюдцами на столике в кафе, два предлога.
- Замысловато. Неужели снежинки такие большие? Блюдца, конечно, к столику хороши, а к снежинкам не очень.
- Фонаря-окна – это почти рифма. К первой и последней строкам нет претензий. Вторая строка нуждается в переработке (имхо). Снежные и хлопья, и блюдца - не перебор ли эпитетов, которые в хайку вообще запрещены?
1. Городской пейзаж. Особенностей пейзажа я не увидела, извините. Оценка: 4
2. Смущает меня слово «блюдца». Не понятно, что хотел изобразить автор: хлопья, как блюдца, или блюдца на столике у окна, или ещё что-то. Может, это лишнее слово. Оценка: 3
Если поставить тире "хлопья-блюдца" ситуация проясняется. Столик у окна, снежные хлопья как блюдца в свете фонарей. Но хлопья блюдца всё равно метафора...
Трёхстишие перегружено деталями, при которых теряешься, чтобы выделить что-то важное и неповторимое или что-нибудь одно, и поэтому сложно сконцентрироваться на том, что увидел автор. Возможно, автор перестарался. В 1-й и во 2-ой строке провал в ритме - ударные слоги 1-й и 5-й, стык ударений между 1-й и 2-ой строкой.
Оценки: 5+2, 5+4, 6+3, 6+3, 0+0, 5+3, 4 + 3,6+4, 5+3, 4+4=46+29+5=80

18. 28) сеется морось
   на подтаявшей льдине
    зябнут рыбаки   (Автор Татьяна Шадуя)
*
- возвратный глагол не желателен для хайку - кем сеется? И вообще 2 глагола - не очень... 3 строка - провал ударения. 3 строка - оценочна. Глагол -лишний.
- мне кажется, что здесь не нужен возвратный глагол;
а рыбакам нужно не зябнуь, а спасаться - ситуация критическая.
- - тоже не созерцательно, жалко рыбаков, только они себя не жалеют: бр-р..
-  Сеется лишнее, морось она и есть морось.
- Очень много навязанного читателю… И «подтаявшая», и «зябнут»… Не нравится первая строка. Как это - «сеется». Мы обычно пишем: моросит…
1. Не вижу, что неповторимо в этом пейзаже. Оценка: 4
2. Есть замечания по жанру хайку. Использовано причастие в прошедшем времени («на подтаявшей»). Есть два глагола и причастный оборот – не многовато ли? Автор навязывает на своё мнение («зябнут рыбаки») – не знаю, не знаю. Смущает меня выражение «сеется морозь», впрочем, автору виднее. Оценка: 2
1. Словосочетание "сеется морось" как-то не звучит: c-c-c...
2. Зябнут - олицетворение
- Не впечатляет...
Как-то здесь морось сама по себе, рыбаки сами по себе. Нет напряжения. Есть волнение от бедолаг на льдине, не слышащих сотрудников МЧС. Не могу представить картинку – «мелкий дождь на подтаявшей льдине» может быть тогда предлог «над» или сделать кире из существительных в одном падеже или поставить кирэдзи – знак препинания. Присутствует мост в прошлое, так как льдина подтаяла в прошлом, а не «здесь и сейчас. Оценка автора в эпитете – «подтаявший». Провал в ритме 3-ей строке - ударные слоги 1-й и 5-й. Нет гармонии. Сезонные слова подобраны не точно, в связи с этим не понятен сезон времени.
Оценки: 5+3, 7+4, 6+4, 0+0, 5+4,  5+3, 4 + 2, 5+3, 5+3, 5+2=47+28+5=80

19. 3)  в тучи прячется
   спелый банан месяца
     пуст красный конверт   (Автор Елена Юшманова)
*
- Начало с предлога... 2 строка - метафора. 3 строка - не для нашего ума. Стыки ударений во 2 и 3 строках.
 "В облаках висит луна
Колоссальным померанцем.
В сером море длинный путь
Залит лунным медным глянцем."
(Саша Чёрный)
согласна, что полумесяц похож на банан, но такое прямое сравнение в лоб,
мне кажется, не для хайку, теряется гармония, и причем здесь красный конверт -
не разгадала, это какая-то аллегория, я не вижу связи между частями, видимо, чего-то не знаю.
- смысл конверта не понятен для меня, вторая строка - олицетворение.
-  Интересная задумка с конвертом, но банан напрягает своей излишней материальностью. Метафоры, инверсия, указание цвета, спелый - оценочно.
- Не поняла о чём. Возражения по «спелому банану»: месяц не похож на банан, он с острыми «рожками». Это рогалик, серп, но не банан. Третья строка остается загадкой. Прилагательные «спелый» и «красный» не добавляют в хайку гармонии.
1. Грустно, понравилось. Ночь или сумерки, денег нет, есть о чём подумать… Замечательной находкой автора считаю пустой красный конверт. Хотя в хайку не рекомендуется указание на цвет, здесь, по-моему, это необходимость. Оценка: 6
2. Много нарушений по жанру хайку. Нет Киго, есть олицетворение (в тучи прячется месяц), есть оценка автора («спелый банан»), к тому же, это метафора. Ну и указание на цвет. Оценка: 2
 - Понятно (возможно!)): красный конверт - закат, солнце уже скатилось вниз. Но:
1. прячется - олицетворение
2. спелый банан месяца - метафора
3. красный - указание на цвет
4. нет киго
Для евро-хайку бы подошло!
- Главная тема хайку – природа, круговорот времён года, вне этой темы хайку не существует. И квинтессенцией этой темы является так называемое КИГО – «сезонное слово», обозначающее время года, его присутствие в трёхстишии ощущается носителем традиции как строго обязательное. Нет сезонного слова – нет хайку. Трёхстишие перегружено деталями в связи с этим сложно сконцентрироваться на моменте, увиденное автором. Избегаем метафор и сравнений. Понимаю, что в красных конвертах, по китайской традиции, принято вручать денежные подарки молодожёнам на свадьбах и детям во время празднования Нового года желая при этом благополучия и процветания, а что хотел сказать автор, так и не поняла. И всё же трёхстишие обладает аллюзивностью, т.е. строится по вертикальной оси, на движении сквозь время. И это мне нравится.
Оценки: 5+3, 4+3, 6+4, 5+3, 2+2, 2+2, 0+0, 6 + 2, 7+3, 5+1=42+23+5=70

20. 12)  снежная кошка
   гуляет по февралю
    линяет шерстка     (Автор Елена Юшманова)
*
- образно, но не хайку. Но для поэзии подойдёт! Но не сюда. Февраль - 29 дней. А в хайку д.б. мгновение.
- фантазийное начало и прозаический конец - не впечатлило
- - сказочное, нереальное. Больше фантазийных образов, нежели природы.
- Смущает предлог «по». То ли кошка загуляла, то ли вышла пройтись в феврале, то ли шерстка в феврале линяет. Снежная – то ли посыпанная снегом, толи порода такая…снежный барс может? Сплошные загадки, которые мне симпатичны, но для хайку ли они?
- Это не хайку (кмк), это милый опус, подпись к картинке в детской книжке.
1. Не бывает снежных кошек, которые гуляют (может, это кошка в снегу?). Задание не выполнено. Оценка: 2
2. Нет Киго (разве что, это кошка в снегу). Это пейзажная лирика, есть природа и нет человека. Есть метафора («гуляет по февралю»), использовано уменьшительное («шёрстка). Оценка: 2
1. Линялый февраль... Снежным может быть кто угодно - заяц, например... Недоработано, на мой взгляд...
2. Провал ударения во второй строке
Надо признать, что нет никакого толстого свода правил, где бы были представлены все правила для написания этого жанра поэзии, но в книгах мы можем найти большое количество хайку, одни резонируют с нами, другие мы отвергаем, но нет во всём этом многообразии ни одной техники, которая бы была лучше другой. Но мы должны помнить, что на этом конкурсе существуют тезисы, рекомендации для написания хайку. При прочтении данного трёхстишия возник вопрос. В этом конкурсе мы должны создать (нарисовать) простыми словами картину неповторимого пейзажа. То есть должно быть хайку как непосредственный личный опыт или наблюдение. Чего я здесь не увидела. Ошибки: аллегории, олицетворение – как может кошка гулять по февралю, инверсия в 3-ей строке.
Оценки: 5+2, 5+3, 6+3, 4+2, 0+0, 2+3, 2 + 2,5+3, 3+3, 3+2=35+23+5=63

21)  Норд-Вест* студёный
 струной ограды звон
      рождает ночью   (Автор Владислав Стариков)
*
- инверсия в 1 строке сбивает с толку. Так и хочется прочитать: студёной струной... Ассонанс на у-у услышала. Да, инверсия закручена коряво и по всему тексту. Какой-то набор слов... Слабая, но рифма "студёный-ночью". 1 часть? Звуки в хайку - не есть хорошо. Как это увидишь? Получается - оценка автора. А это мешает восприятию, собственному восприятию. Олицетворение "рождает". Ни ветра не увидишь, ни звона не услышишь на картинке.
- не поняла, почему Норд-Вест с большой буквы, судя по всему, это северо-западный ветер,
да, заборы на морозе поскрипывают, но как это нарисовать? Здесь всё очень оценочно, и написано
одним предложением.
 - я не определяю ветер по названиям. Картинка звучит, представить можно только на слух, а не на образ.
- Студёный – оценка. Звенит струна ограды - интересно! Читается одним предложением.
-  Одночастно. Звучание понравилось.
- Ой-ой-ой. Одночастное. Но оценку поставила за придумку. По смыслу мне нравится: ветер придумывает и исполняет музыку на струнах ограды. Но исполнение оч. Не получилось. Надо писать столько, чтобы выбить из породы алмаз.
1. Мы видим пейзаж – ограду и больше ничего. Ни особенности, ни эксклюзива нет, задание не выполнено. Оценка: 2
2. Много замечаний по жанру хайку: одночастность, нет Киго, есть оценка автора («студёный»), есть олицетворение (Норд-Вест рождает звон), есть использование звука. Оценка: 2
1. Больше похоже на начало обычного стихотворения
2. Читается одной строкой
3. "звон" - звуки не для хайку
Делаю вывод согласно критериям оценок: это не хайку
- При чтении классических хайку возникает понимание, что эстетика данного жанра – это дать почувствовать то, что за гранью видимого мира, что незримо присутствует. Но ведь нельзя изображать Нечто или Ничто то, чего нет, что неописуемо, не осязаемо и что существует лишь в воображении. Автор перестарался, выполняя задание. Это не хайку.
Оценки: 5+1, 0+0, 7+4, 6+3, 5+2, 6+2, 2 + 2, 3+1, 2+2, 3+1=39+18=57

22.  11)  Сугроб на лапах,
     Под елью сука щенилась.
         Тяжела ноша.     (Автор Владислав Стариков)
*
- Щенилась - глагол прош.времени. Тяжела - оценка. Ноша - это что? Не вижу. Стык ударений в 3 строке. Очень слабое исполнение! Если щенилась - почему тяжела ноша? При разночтении "сугроб на лапах" - страшная картинка мёртвой собаки, возможно, так и не разродившейся.
-  не люблю на конкурсах такие душещипательные строки,  много у нас бесприютных животных - чем тут любоваться?
- - глагол в прошедшем времени. Рой мыслей и чувств, а это не способствует созерцанию. Третья строка не понятна.
-  Три части. Щенилась – прошедшее время, лапы, видимо, ели, а не суки. Последняя строка – оценка.Ощущение жалости к собаке.Не похоже на хайку.
-  Не хайку, а грустный лирический стих.
- Оценка только за задумку, исполнение – имхо – ученическое… «Тяжела ноша» – навязанное мнение. «Сугроб на лапках» - это, я так понимаю, новорожденный. Т.е. вторая строка объясняет первую. Хайку не хватает изящества. К тому же, это трехчастное произведение, поэтому оно полностью распадается… У меня, как у собачника, есть сомнение, что сука щенилась в снегу под деревом. Если это бродячая собака, то у нее есть днёвка – место, где обитает ее стая (склад, городские задворки, свалка).
1. Не уверена насчёт реальности пейзажа, извините. Оценка: 4
2. Пейзажная лирика, есть природа и нет человека. Есть три части, что не рекомендуется в жанре хайку. Третья строка оценочная (автора навязывает нам своё мнение), невещественная. Оценка: 2
1. щенилась - прошедшее время
2. тяжела ноша - оценка
3. Сбитые ударения - третья строка
- Хайку должно читаться легко и естественно. Не пишите хайку в три разных предложения - трёхстишие будет выглядеть «рваным». В данном примере присутствует дисфемизм - грубое или непристойное обозначение изначально нейтрального понятия. Но с какой целью? Для придания ему негативной смысловой нагрузки или просто для усиления экспрессивности речи? На этот вопрос может ответить только автор. Избегаем невещественные существительные – «ноша». Стараться избегать утверждений, не называя испытываемых чувств - это навязывание читателю своего мнения. А мы сами должны почувствовать эту тяжелую ношу. В 3-ей строке – стык ударений: тяжелА нОша. Глагол в прошедшем времени, а это досказанный мост в прошлое. Я понимаю что автор применил приём сравнения – тяжёлая доля собаки и тяжёлый сугроб на лапах, но автор перестарался.
Оценки: 0+0, 2+1, 6+3, 2+2, 2+1, 6+3, 4 + 2, 5+3, 2+2, 4+3=33+20=53

23.   2)  Солнце чистое
     Оживляет мертвеца
        Талыми водами          (Автор Владислав Стариков)
*
- 1 часть - это недопустимо, метафорична и аллегорична. Чистое солнце - это какое? Прилагательное - лишнее и непонятное. ну вот зачем здесь мертвец? это слово сразу вызывает отторжение;  утешаюсь Тютчевым:
"И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой..."
картинка скорее отталкивающая, чем весенняя; написано в одно предложение,
"чистое" оценочно, "оживляет" - здесь переносный смысл.
 - инверсия в первой строке, слово "мертвец" моему созерцанию мешает, это олицетворение. Нет двухчастности.
-  Мертвец не очень удачно здесь вписался в талые воды. Смелая метафора вызывает недоумение.
- Воспринимается только как черный юмор.
- По смыслу все понятно - пробуждение природы, но написано очень грубо, не для хайку. Нет – кмк - никакой необходимости сравнивать зимнюю природу с мертвецом, тем более, жизнь зимой не умирает. Первая строка – инверсия и прилагательное выбрано очень странное. Что значит «чистое» - от чего его очистили? Но самая главная ошибка – одна часть. Сам жанр задуман и получил известность именно как двухчастный.
1. Разглядываю нарисованную автором картину и вижу нечто мистическое из фильма ужасов, не характерное для хайку. Неповторимой зарисовки пейзажа не вижу, извините. Задание конкурса не выполнено. Оценка: 1
2. Если это и хайку, то с большим количеством нарушений жанра: одночастность, оценочность, множественное число. Думаю, это некое заигрывание с читателем. Оценка: 1
 - Понятно: уснувшая природа пробуждается. А если бы солнце было грязное, мертвец тоже оживился бы?))
1.Чистое - лишнее слово;
2. оживляет - олицетворение;
3.Мертвец - неподходящее слово в хайку. 4.Хайку читается одной строкой
- Цель поэта - наблюдать природу и интуитивно усматривать её связи с миром человека, в бесконечном круговороте вещей в природе. Не рекомендуется писать хайку одним законченным предложением. Автор использует олицетворение, аллегорию. Есть оценочные слова (чистое, мертвец). Под словом «мертвец» (которое режет слух) автор подразумевает наверно оживление природы под лучами февральского солнца и только, больше никаких ассоциаций не возникает, не достаточно подобраны слова и поэтому хайку хочется изменить. Не нужно писать афоризмы, навязывая то единственное представление, которое возникло только у вас.
Оценки: 0+0, 5+1, 2+2, 5+3,  2+2, 1+1, 2+1, 1 + 1, 3+2, 3+1=24+14=38

===============================================


ИТОГИ 31 КОНКУРСА "Неповторимость в хайку":

1-е место:   №24  -  117 баллов  (Мария Абазинка)            

2-е место:   №18  - 112 баллов  (Татьяна Шадуя)
            
3-е место:   №10  - 109 баллов  (Иррациональное Число)
             №30  - 109 баллов  (Ирина Жукова-Каменских)

4-е место:   №13  - 104 балла  (Арина Шик)
            
5-е место:   №26  - 103 балла  (Елена Графская)
            
               
Итак, насладимся ещё раз. Вот наше достижение в этом конкурсе:

1-Е МЕСТО ( 500 премия)

24)  баночка мёда
 на заснеженной скамье
    зимнее солнце   (Автор Мария Абазинка)
*      

2-Е МЕСТО  (400 премия)

18) стайка снегирей
  раскачивает ветки
    морозный ветер     (Автор Татьяна Шадуя)
*         

3-Е МЕСТО (по 300 премия)

10)  лестница в гору
  по каменным ступенькам
      стекает вода         (Автор Иррациональное Число)
*
30) звёздное небо
 мерцающие льдинки
  в сосновых иглах     (Автор Ирина Жукова-Каменских)
*

4-Е МЕСТО  (200 премия)

13)  открытый  зонтик
  под гнётом снегопада
      тысячелистник    (Автор Арина Шик)
*

5-Е МЕСТО  (по 100 премия)

26)  ледяной узор
  на берегу залива
    фотосессия   (Автор Елена Графская)
*

Поздравляем наших победителей!Желаем всем творческого роста и прекрасных находок! Хорошего настроения и впечатлений! До будущих встреч!
Поступило одно мнение о лучшем обзоре и Ирина Жукова-Каменских награждается 200 баллами дополнительно!

2716 26.02.2020 14:40 Перевод автору Ирина Жукова-Каменских 2 -204
2715 26.02.2020 14:38 Перевод автору Шик Арина -204
2714 26.02.2020 14:37 Перевод автору Мария Абазинка -510
2713 26.02.2020 14:36 Перевод автору Ирина Жукова-Каменских 2 -306
2712 26.02.2020 14:35 Перевод автору Татьяна Шадуя -408
2711 26.02.2020 14:34 Перевод автору Елена Графская 4 -102
2710 26.02.2020 14:33 Перевод автору Иррациональное Число -306

С вами ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.