Книжная полка-8. П. Верлен. Проклятые поэты

Единомышьленники
Привет всем авторам. С вами З.М. в нашей постоянной рубрике "Книжная полка".
Что почитать? Мы знаем и расскажем вам.

Здесь публикуются эссе о прочитанных книгах.

Сегодня вашему вниманию предлагается эссе ЭЛИ ИЛЬИНОЙ о прочитанной книге
Поля Верлена "Проклятые поэты".

****************

Поля Верлена называют Пушкиным французской поэзии. Он явился ее реформатором, приблизив поэтическое слово с живой речью. Декламационность и напыщенность поэзии французов изжила свой век с появлением этого без сомнения талантливого автора.

«Не церемонься с языком
И торной не ходи дорожкой.
Всех лучше песни, где немножко
И точность точно под хмельком».

Поль-Мари родился 30 марта 1844 года в Меце в семье Николя-Огюста Верлена, капитана инженерных войск, и Элизы-Жюли-Жозеф-Стефани Деэ.
Его жизнь была бурной: издание сборников, дружба с Рембо и запретная страсть, развод, аресты, пьянство, выпуск газеты, скандалы в семье, дружба с художниками-импрессионистами.

Все это отразилось в бурных и откровенных стихах.
«Устав страдать, я сник и смолк.
Как ослабевший старый волк,
Когда за ним несется стая,
Став жалким зайцем, я мечусь
И от погони скрыться тщусь,
Следы безумно заметая»

Верлен написал серию эссе, создав среди поэтических творений целый сборник , который называется «Проклятые поэты». До сих пор ведется спор о том, что   он имел в виду под проклятостью? Неприкаянность, непонимание, изгнание, безумие? 
Об отношениях двух «проклятый поэтов» был снят французский фильм «Полное затмение» с Леонардо ди Каприо в роли Рембо.
В этих статьях, которые посвящены отверженным и непризнанным собратьям по перу, не вписавшихся в буржуазный мир, мы найдем яркие портреты  Тристана Корбьера,  Артюра Рембо и Стефана Малларме.
Название цикла очерков стало нарицательным – проклятыми поэтами стали называть и других французских поэтов 1870-1890 годов. Так, со временем список «проклятых» пополнился другими именами.
Творчество Проклятых поэтов приходится на последнюю треть 19 века – период декаданса.

Поль Верлен видел себя «грешным великомучеником и трепетным певцом».  Верлен был самым одаренным в плеяде современников, но всю свою жизнь боролся с самим собой и своими пороками. Его затягивало в пучину хандры, когда он останавливался на полпути между   чувственностью и религиозностью, между бездной греха и жаждой чистоты
Описанный Верленом мятежник и бродяга, поэт-подросток Артюр Рембо отдал творчеству всего 4-5 лет своей жизни. Этого хватило ему, чтобы этот строптивый и неотесанный юнец из города Шарлевиля в Арденнах вошел в историю мировой литературы, как легендарный предтеча всех революционных авангардистов грядущего столетия. Рембо пережил покушение Верлена и бросил поэзию, навсегда оставив в ней неизгладимый след.
Поэзия Тристана Корбьера – это гремучая смесь из беспощадных бурлескных каламбуров, богохульных молитв, едкого сарказма, грубой и прямой простоты. Он написал всего одну книгу стихов «Желтая любовь» (1873).  Она полна экспериментами с ритмом и рифмами.

Стефан Малларме сначала примыкал к парнасцам, позже стал одним из лидеров символистов. Однако, в отличие от кающегося грешника Верлена или запальчивого мятежника Рембо, Малларме не обличитель и не революционер. Он – терпеливый, дотошный созерцатель.  Но и он  не был понят в своих поисках идеала своими современниками.
Читать эссе Верлена весьма интересно: это широкое и яркое полотно поэтической и нравственной культуры псевдобуржуазного слоя.

Тюремная жизнь изменила Поля Верлена, склонила его на религиозный путь, он искал убежища в монастыре, обращался к христианским ценностям и в своем творчестве, написав знаменитую книгу «Мудрость».