На этом полотне
Почти распят...
Влекомый жаждой
По духовной пище...
Он нашим взглядам
Любопытным и не рад...
И в тоже время
Их подспудно
Ищет!..
23.02.2020.
Творчество Михаила Александровича Врубеля (1856-1910) было сенсационным для его современников и всегда оставалось загадкой для последующих поколений. Помимо своеобразной манеры исполнения произведений, призванной усилить мистическое звучание, завораживает образный строй полотен.
Настроением символизма, свойственным Врубелю, пронизан и «Автопортрет с жемчужной раковиной». Автопортрет как жанр живописи сродни личному дневнику, в котором автор стремится отобразить самую суть своей натуры, признаться в истинных переживаниях и чувствах, словом , запечатлеть жизнь своей души. Врубель предстает перед зрителем нарочито близко, будто бы настраивая своего визави на доверительную беседу. В этом усматривается желание художника быть максимально искренним. Живой, слегка встревоженный взгляд Врубеля завораживает.
Изображая на заднем фоне скульптуру белого лебедя, мастер намекает на созданный им ранее живописный шедевр «Царевну Лебедь», в котором он воплотил свою жену - певицу Надежду Ивановну 3абелу-Врубель в сценическом образе героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе