Асфодель

Галина-Солнцеворот
В царстве сумрачном Аида
Нет страдания и боли.
Жизнь земная позабыта.
Асфоделевое поле,
Расточая чудо-чары,
Лечит память от недуга.
Нет ни молодых, ни старых
В царстве мёртвых. И не скукой
Опоило Лета – лаской,
Беззаботной негой лени.
Как красиво в этой сказке…
Бродят души, словно тени,
По лугам не зная цели,
Как заблудшие в загоне.
Нежный траур асфодели
Преподносят Персефоне.
Зачерпнув воды забвенья,
Окунаются в беспечность.
Грешным душам во спасенье –
Неприкаянная вечность…


*Асфодель – полевое растение семейства лилейных, получившее легендарно-печальную славу благодаря летописцу Гомеру и его произведению про Одиссея. Греки сажали это растение на могилах мёртвых с верой, что они тоже нуждаются в пище. Варёные и жареные корни асфодели греки употребляли в пищу, а из сока растения готовили ритуальный напиток для мёртвых. По легенде: Персефона – дочь Зевса и богини плодородия Деметры сделала роковую ошибку, когда собирала цветы на весеннем лугу. Она сорвала цветок асфодели, и тотчас же провалилась в тартарары, где попала во власть бога Аида. Понимая, что силой не вырвать, дала согласие стать его женой, Аид заставил красавицу выпить воды из подземной реки Леты, которая давала забвение от всех земных радостей и горестей. А чтобы молодая жена не грустила по своей матушке Деметре, украсил окрестные поля асфоделями. Попавшие в царство Аида души умерших оказываются на Асфоделивых лугах, которые простираются до города Эреба с дворцом повелителя преисподней Аида и жены его Персефоны. Слева от дворца Аида протекают воды реки Леты – воды забвения, утоляющие жажду душ умерших. Души признанные быть богами, боялись пить воду из Леты. Чтобы помнить себя и иметь надежду на возрождение, эти души пили воду из реки Памяти. Печальный и бледный образ асфодели стал цветком-символом, вдохновляющим людей культуры и искусства, которые, как те самые неприкаянные души, находятся в постоянном творческом поиске. На языке цветов асфодель означает бессмертие, сожаление и надежду. В народе цветы пользовались доброй славой, как противоядие от змеиных укусов и для защиты от колдовства.