Московские мальчишки

Ольга Флярковская
Как же прекрасна молодость!!!

Разверну свой тезис. :)
Вчера, то бишь 9 февраля 2020 года, благодаря любимому моему однокурснику, побывали на музыкальном спектакле «MoscowBoys» в Доме музыки... Это второй спектакль квартета виртуозов-струнников: cкрипачей Алексея Завгородного, Павла Цветкова, альтиста Тимура Миракаева и виолончелиста Григория Горячева, режиссёр постановки - Игорь Оршуляк.
Автор идеи, создатель жанра, «запускатель» проекта - гордость нашего курса в ГИТИСе, продюсер Эльшан Мамедов, для меня и нас, театроведиц выпуска 89-го года, просто Элик, эстет, умница и трудяга в кубе.
На днях он мне написал: ты мало тусовалась, а я - много. Так скромно и юморно он объяснил наличие своей продюсерской компании, с удивительным и постоянным успехом выпускающей спектакли, на которые нельзя достать билетик. Так, совсем недавно, на меня с надеждой смотрели возле «Современника» и «Таганки». Нет, лишнего билетика у меня не нашлось.
Что могу сказать???
Элик, ты тусовался с правильными людьми!)

Никакой надежды описать увиденное... Одни зашкаливающие эмоции! А ведь несколько фоток исподтишка сделаны и обнародовать их хочется.
Что делать?..

Вспомню уроки нашей незабвенной Анны Георгиевны Образцовой, профессора курса, доктора наук, нашей «родной матери» в ГИТИСе, в театроведении, в критике.
Набор её волшебных «ключей» для отмыкания смыслов ношу в кармане со студенческой поры, достаю то и дело по многим жизненным поводам. Даю их в вольном пересказе.

Если вы не знаете, что перед вами (а ведь Анна Георгиевна не видела ни одного спектакля нашего актуального театра, просто не дожила до их появления, это было во многом провидческое наставление!!!), то постарайтесь ответить на вопросы:
в каком времени происходит действие,
каково его пространство,
каков лирический герой,
как развивается сюжет,
в чём кроется конфликт.
И вы найдёте ответ на вопрос, как к этому относиться!

Анна Георгиевна, спасибо!!!

Итак. Начнём с простого!)) Начнём с пространства.

Пустая сцена, четыре стула, чёрные полосы-прорези задника, куда персонажи периодически укатываются, уходят, «проваливаются» и, соответственно, «вываливаются обратно«.
Минимум реквизита, всего по четыре: огромные синтетические дамские шляпы с цветами разных тонов (комическая визуализация Вальса цветов из «Щелкунчика»), четыре гусарских мундирчика (не оттуда же ли?) с отлепляющимися живыми розами, четыре гироскутера или как их там, четыре пары роликов, четыре вышеназванных струнных музыкальных инструмента, одна гитара, четыре смычка с рвущимися струнами, один стол с двумя куклами-молодожёнами, четыре чарки, одна шапочка типа-гном в почти-финале, четыре симпатичнейших молодых человека, одна девушка-зритель с первого ряда на сцене - средоточие мечты, худенькая фигурка в уличных ботинках, поднятая вверх четырьмя парами крепких музыкантских рук... Ой! Это уже - не реквизит!!!

(Анна Георгиевна покачивает головой... Ну-ну... Продолжайте, Оля, продолжайте...)

Сценограф и художник по костюмам Ирина Титоренко сумела ничем не помешать персонажам-музыкантам стать и быть на протяжении двух часов музыкантами моцартовского типа, а наоборот, очень вовремя «подкидывала» им то одну, то другую интересную штуковину.
Итак: игровое пространство спектакля условное, оживляемое, живое, оно же простое, сегодняшнее, «сейчасное». И это всё о нём!

Время... такое, что «временные» характеристики не работают вообще! Это музыкальный фейерверк, коктейль, джаз, импровизация из отменно, виртуознейше исполняемой классики и современности, на бегу, на скаку, во время танца и кувыркания, классики, спорящей, острой, яркой, живой, щемящей, удивительно органично перемешанной по принципу «всё, как в искусстве», то есть, всё, как в жизни... Это такой фонтан, водопад, смерч... Это праздник, в конце концов! Ироническое остранение, тонкая музыкальная шутка, лёгкая фраза-реприза, слетающая со смычка и получающая в воздухе мгновенный острый иронический удар смычком оппонента!
Здесь скорее не о времени надо говорить, это древнее и довольно  грустное философское понятие опрокидывается фантастическим темпом спектакля, взятым ритмом, натиском, мгновенным преображением...

Честно скажу, что к концу этого ювелирно отрепетированного джема лицо устало улыбаться (а артисты-музыканты почти непрерывно улыбались сами, да ещё и корчили выразительные, точно привязанные к музыкальному сюжету рожицы!), а ладоши заныли - хлопать. Чего уж там - взмокли мы хлопать, почти как ребята-артисты, которых, конечно, к концу этого действа можно было отжимать.

Лирический герой! - напоминает мне изысканная седая дама со страничек моей памяти, памяти сердца.
- Анна Георгиевна, сейчас! С этим проще!
Анна Георгиевна через паузу приподнимает одну бровь:
- Понимаете ли, Оля...
Да-да!
Понимаю!
Помню!

Лирический герой этого спектакля, спетый на четыре скрипки, станцованный на четыре крепких и смелых мальчишеских тела, - это МУЗЫКА! Живая и прекрасная! Это ладящие между собой Чайковский (с ходу опознанный моей шестилетней внучкой к нашей радости) и Биттлз (вызвавший вооот такой ком в горле!), это Тимберлейк и переложенная для квартета песня "Выйду ночью в поле с конём", кстати, классно звучащая... Это феерия общающихся между собой музыкальных цитат!

- Сюжет! - подсказывает мой педагог.
А как же!!!

Сюжет прост и вечен: четыре ученика, или просто артиста, не хотят подыхать от академической скуки и ждать несбыточного сольника, они хотят играть, то есть жить!!!
В спектакле есть таинственный и мрачновато-иронический пятый персонаж - режиссёр, или педагог, или конферансье, или директор дома культуры, да кто угодно! Но этот «Пятый» ставит палки во все четыре колеса квартета, и на протяжении двух часов с ним идёт захватывающая музыкальная борьба, оканчивающаяся совместной ночёвкой «в поле с конём» и пробуждением к общей радости, к общему взаимопониманию и торжеству импровизации!
Чопорный, с бабочкой, персонаж спектакля - и есть подлинный режиссёр спектакля Игорь Оршуляк, мрачный контрапункт действа и он же на самом деле - главный неистощимый затейник и выдумщик, скрытый двигатель и бунтарь.

- Конфликт! - со значением опускает ухоженную голову наша драгоценная Мадам (так мы называли любимого педагога между собой, а если учесть, что восемьдесят пять процентов студенток театроведческого факультета - девушки, то и здесь во всю торжествовала ирония!).

Конфликт?
Мы этого уже коснулись.
Косность представлений и непоседливость молодости, осторожность (господин с бабочкой, чиновник-начальник, этакий молчалин) и взрывная, в чём-то наивная, азартная энергия, страсть игры и её конечность, классика и современность, в конце концов!!!

НЕ ПОМНЮ такой позитивной подпитки от спектакля! Прямо жить захотелось немедленно, свернуть горы с мест и поверить, что всё ещё может быть: и театр, и концерты, и новые классные произведения, и даже новые статьи!

Постскриптум.

В фойе.
- Ну, как, Анечка? Понравилось тебе?
(Анечка кружится и поёт. Можно было не спрашивать!)

- Да! Я думала, скучно будет. А было - круто!!!

Мелодии: Чайковский, Биттлз, Тимберлейк...

«Moscowboys»