Что подарить девочке и мальчику?

Тамара Владимирова
  У меня два самых любимых ребёнка – единственная внучка Виктория и единственный внук Мирон.Виктории 22 феврали исполнится 7 лет. Мирону – 3 года 31 марта.
Уже с Нового года главный предмет моих размышлений – что подарить на день рожденья детям.
  В советский период был такой афоризм: «Лучший подарок – книга». В последнее время слышу периодически, как его произносят с иронией. Зря иронизируют, по-моему. Ценная книга действительно может быть хорошим подарком. И даже не самым дешёвым. Одна моя приятельница очень хочет получить в подарок электронную  книгу.
Но покупка книг для нас с Викторией – событие будничное. Дочитываем одну – идём покупать следующую. Мирон живёт в другом городе, и даже в другой стране. С ним я не могу часто ходить в магазины. Но книжки ему тоже покупаю иногда. Кроме того, отдаём Мирону книги Виктории, из которых она уже выросла.
  Дети, конечно, хотят получить в подарок игрушку.  Маленькой Виктория любила мячики, пирамидки. Лет до 4 или даже пяти куклам предпочитала машинки и паровозики. Мирон любит электронные музыкальные игрушки.
  Чем ребёнок младше, тем легче выбрать подарок. В год подарила Виктории мишку-неваляшку. Не помню, чтобы она выделяла его особенно, когда была маленькой. А сейчас просит никому не отдавать. Наверное, с этим незатейливым, со слегка облезшим носом и помятым ухом мишкой связаны какие-то позитивные воспоминания.
Когда внучке исполнилось 2 года, она лежала в больнице с пневмонией. На фоне забот о лечении серьёзного заболевания было неважно, что подарить на день рожденья. Помню только воздушные шарики. В 3 года  подарком были Маша и медведь. Она очень любила этот мультсериал, а мягкие игрушки любит до сих пор.
В 4 попросила купить ей «розового робота для девочек». Я долго не могла понять, что это трансформер Эмбер из серии Robocar Poli. Заказывала в интернет-магазине, в обычных магазинах этой игрушки в нужный момент не оказалось.
А мои коллеги подарили интересный набор для развития логического мышления: несколько геометрических тел разной формы, карточки с моделями в 3-х уровнях. Купили в каком-то развивающем центре в Астане. Для ребёнка друзей я пыталась найти аналогичный. Не обнаружила ни в обычных, ни в интернет-магазинах. Играет им периодически уже почти 3 года. Зато конструктор «Лесовичок», качество и развивающие возможности которого я оцениваю очень высоко, её нисколько не заинтересовал. Может быть, Мирон со своим папой будут играть с удовольствием.
  В пять я подарила Виктории принца Кевина. Кукольных принцесс у неё к этому возрасту было более чем достаточно. Королевский шик Кевин потерял довольно быстро – вместе с короной. Как и безупречную внешность – хозяйка нарисовала на его лице точки фломастером – по сюжету он заболел ветрянкой. А потом отмыть не смогли. Зато он оказался примерным семьянином – очень трогательно заботится о своей жене, которая часто бывает беременной. И о многочисленных детях тоже. Когда внучке исполнилось шесть, ходили в магазин вместе. Выбрала куклу-младенца. Видимо,  В 5-6 лет у девочек начинает просыпаться материнский инстинкт.
  Ко дню рождения Мирона делаю денежный перевод. Родители покупают ему то, что считают нужным. Наряду с машинками, электронными звуковыми игрушками, мягкими и пластмассовыми мультипликационными героями, он любит играть игрушечной посудой.  При этом Виктория посудкой играет очень редко. Кулинарные шедевры создаёт из настоящих продуктов.
  Пока писала эту статью, по WhatsApp получила сообщение от мамы Мирона – моей дочери Татьяны.
- Привет, мама! Мирону закажу комбез от тебя?
- Привет. Закажи, если считаешь нужным.
- Макс (отец Мирона) сказал, не надо деньги тратить. К осени может стать маленьким.
- Максим прав, если есть в чем ходить весной, лучше не покупать. Растёт Мирон быстро.
- У него всё впритык, а комбез хочу купить с запасом. Ладно, что я уговариваю тебя. Сама закажу.
- Если он Вам нужен, и можно купить на вырост, заказывай, конечно. Я не против, если ты купишь его от меня. Напишешь, сколько стоит.
  Ну вот, как всегда. Неважно, чего хочет ребёнок, главное – что родители считают нужным для него. Зато проблема с подарком для Мирона решена с минимальными усилиями с моей стороны. Игрушки подарят в любом случае – ребёнку абсолютно всё равно, чьи деньги на них потрачены.
  Хотя, откуда мы знаем, что ему нужны именно игрушки? Слышала однажды, как одна бабушка жаловалась приятельнице на внука-иностранца (приехал в гости, кажется, из Германии).
- Представляешь, говорит мне: «Бабушка, не покупай никаких игрушек, у меня всё есть».
Пресыщение? А может быть вполне взрослое осознание того, что ему нужно, а что является лишним? Виктория тоже с очень раннего детства имеет чёткое представление о том, что она хочет. Ничего лишнего не просит. Как-то выбирали с ней игрушку в магазине. Продавщица показывает очень красивую куклу-невесту – белоснежное, расшитое объёмными розами платье, фата, изящные туфельки. Спрашивает:
- Хочешь такую куклу?
- Нет.
- Почему? Все девочки хотят эту куклу.
Внучка пожала плечами. Все девочки хотят, а она – нет, вот и всё.
Зато если чего-нибудь действительно хочет – просит вежливо, но настойчиво.
Года в 4 рассказала мне, что попросила у Деда Мороза паровозики из Чаггингтона. Я – озабочено:
- Интересно, а в магазине они бывают?
А она мне:
- Не переживай, в магазине у Деда Мороза всё есть.
В другой раз спрашивает:
- Дед Мороз покупает подарки или наколдовывает?
Не знаю, что мы с Дедом Морозом будем делать в следующем году – собирается заказать ему настоящего робота.
  К своему семилетию Виктория начала готовиться заблаговременно. Рассказала, как себе представляет этот день:
- Я проснусь, кашу съем, а мы пойдём развлекаться. А один подарочек ты мне под подушку положишь.
  В качестве желаемых подарков назвала настоящий сотовый телефон и живого серого котёнка. Я предложила выбрать – или телефон, или котёнка. Она выбрала котёнка, что вполне соответствует моим планам. Телефон ей пока не нужен – без сопровождения никуда не ходит. Для развлечений и формирования навыков в её личном пользовании мой планшет. Время ограничиваю. Проговариваю, что она может заниматься планшетом 30 минут. На самом деле бывает и дольше – когда я занята чем-нибудь важным, не выдерживаю строго заявленное время.
  Кошка у нас была, но заболела и умерла ещё до рождения Виктории. Так как все её очень любили, после пережитой драмы не стали искать замену. Теперь, видимо, пришла пора завести нового питомца. Виктория просит кошечку или собачку уже второй год. Подумала-подумала, и решила исполнить её желание. Приятно чувствовать себя доброй феей. Но при этом во мне автоматически включился педагог – поставила внучке 2 условия. Старательно учиться в школе и развивать навыки самообслуживания: мыть посуду, убирать комнату и т.д.
  Конечно, у внуков игрушек в разы больше, чем было у нас и наших детей.
Но я думаю, в этом нет ничего страшного. Мне кажется, вещизм, или, как сейчас говорят, шопоголизм – следствие остро пережитого на каком-то этапе жизни нереализованного желания. Чаще всего в детстве. Очень не хочется, чтобы любимые дети страдали из-за отсутствия какой-то вещи, которую им очень хочется иметь. А игрушка – это всего лишь вещь. Когда нет необходимости мечтать об игрушке, освобождается энергия для более значимых желаний.
  Если позволяют финансовые возможности семьи, у ребёнка может быть очень много игрушек. Я не вижу в этом ничего плохого. В большинстве случаев игрушки выполняют развивающие функции. Но, мне кажется,  хорошо бы соблюдать несколько правил.
  Во-первых, в поле зрения ребёнка должно быть столько игрушек, сколько он может охватить своим вниманием и легко привести в порядок – самостоятельно или с помощью взрослых. Остальные можно временно отложить в недоступное место. Периодически менять игровой набор. Тогда игрушки, которыми ребёнок уже играл некоторое время назад, воспринимаются как новые.
  Во-вторых, не нужно устраивать из дома склад. Игрушки, из которых ребёнок вырос или которые стали не нужны по каким-то причинам, лучше отдать. Именно так мы поступаем с игрушками Виктории – передаём родственникам, знакомым, в благотворительный фонд.
  В-третьих, «делу – время, потехе – час». Игрушки должны помогать, а не мешать обучению и развитию.
  В-четвёртых, конечно, нужно соблюдать гигиенические нормы, устанавливающие ограничение времени при использовании детьми гаджетов.
  В-пятых, игрушками нельзя «откупиться». Самые замечательные игрушки не могут заменить ребёнку живого общения с близкими ему взрослыми людьми.
Если в семье доверительные отношения, любовь и взаимопонимание между большими и маленькими её членами, всегда можно объяснить ребёнку, почему вместо дорогого подарка нужно выбрать подарок подешевле, почему необходимо отложить покупку на какое-то время или совсем от неё отказаться.
  В подростковом возрасте, конечно, всё гораздо сложнее. Именно поэтому научить сознательно  и разумно относиться к вещам, в том числе к игрушкам, желательно в более раннем возрасте. Как любила говорить моя бабушка: «Воспитывать ребёнка нужно, пока он лежит поперёк лавки, а не повдоль».
  Всё это, конечно, лирические отступления. В планах на следующую неделю два главных пункта – отправить деньги на подарок Мирону и начать подбирать котёнка для Виктории. Пока дети маленькие, так легко доставить им радость.