"И доброго вечера всем, господа..."
Л. Мещанинова
На НТВ «Квартирник у Маргулиса», а у нас – квартирник у Марлены!
В гостеприимной московской квартире, такой, знаете, московской-московской, нас встречали Марлена Мош, певица, поэтесса и просто красавица, и Александр Малкус, лауреат международных конкурсов, пианист, преподаватель Московской консерватории, многие ученики которого, в том числе из Японии, Кубы, Италии и других стран, являются победителями и лауреатами различных российских и международных музыкальных фестивалей.
Вошли – и сразу … Нет-нет, не «пробка в потолок», а роскошный музыкальный подарок: выступление одного из учеников Мастера, талантливого пианиста по имени Пань Юэ, родом из Китая, студента Московской консерватории. Пань Юэ представил нашему вниманию Сонату № 17 Бетховена и несколько этюдов разных композиторов. Мы слушали исполнение с удовольствием, а педагог с волнением, ведь в ближайшее время у Юэ – участие в Международном конкурсе им. С.В. Рахманинова.
Конечно же, я запомнила этого талантливого китайского пианиста, Пань Юэ, и буду с интересом следить за творчеством молодого дарования.
Лариса Мещанинова порадовала городским романсом. Зримо увидели мы всех обитателей Мещерского края из ее песни «Про Мордвина Фому и про его куму»: и миллионщицу, и «с цирка карлицу», и «женщину-халву Фийону Дмитриевну»…
А при исполнении «Греческой кофейни» на стихи А. Тарковского воздух словно наполнился терпким кофейным ароматом.
Накануне был день рождения Владимира Высоцкого, Лариса спела его песню «За меня невеста …» и раскрыла один преподавательский секрет: когда она учила русскому языку иностранцев, то именно на этой песне и на песне «На Большой Каретной» тренировала зарубежных товарищей на предмет употребления падежей. Во как!
Лариса исполняла песни под собственный гитарный аккомпанемент и при поддержке волшебной гитары Александра Кузнецова. А вот песня «Город» прозвучала под аккомпанемент Александра Малкуса, после чего маэстро исполнил несколько фортепианных произведений, начав со Скрябина. Мощь, конечно, что тут скажешь!
Затем мы окунулись в «Весну» Николая Метнера, с ее бурлящими ручьями, звоном капели и победным весенним кличем. Всегда с удовольствием слушаю хорошо известную всем «Музыкальную табакерку» А. Лядова. В исполнении Александра Малкуса тончайшая табакерка была не серебряной даже – хрустальной…
Как мне нравятся встречи, на которых я могу узнать нечто эдакое…
Несравненное, уникальное. И этот уникум – исполнение Марленой Мош древних армянских песнопений. В этническо-духовно-молитвенном стиле. У многих из них истоки уходят – страшно сказать! - еще в дохристианскую эпоху!
Марлена исполняет армянские народные и духовные песни в древних традициях: шараканы (древние христианские и дохристианские песнопения), музыку Комитаса и Саят-Нова.
Сердцем прочувствовали мы «Я голос услышал, он призывал служить…», «Многочисленны твои милости…» Все они о Высшей Любви.
Не могу выразить словами, на что это похоже, не знаю, с чем сравнить. Лучше слышать самим. И приятно удивилась, когда к рассказу об этих песнопениях, об их природе присоединились и Сергей Сергеев, и Ирина Юшкова, и другие гости, пустившиеся в рассуждение о зороастризме. Я даже слова такого не знала. Колючее такое… А люди, представьте себе, рассуждали! В контексте армянских песнопений! Это вам не фунт изюму…
Чтобы просветить тех из вас, дорогие читатели, кто не ведает, о чем речь, скажу: зороастризм - это древняя иранская религия.
Как многого я не знаю! И как здорово, что такие встречи дают и пищу для размышлений, и толчок для изучения неизведанного.
Исполняя романс С.В. Рахманинова «Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной…», Марлена высказала предположение, что Пушкин обращался к армянке, а не к грузинке, ибо в Грузии в 19 веке жило много армян, и армянские песни гораздо печальнее грузинских.
После завершения музыкальной части вечера зашел разговор об изобразительном искусстве, тем более, что среди гостей была Вера Тюрина, член Союза художников, Ирина Юшкова, знаток живописи, коллекционер, Алексей Тарбаев, молодой художник. И сама Марлена прекрасно разбирается в живописи. Много дискутировали. Я узнала имена современных художников, на которых стоит обратить внимание.
Ну и где бы и когда, как не в ходе дискуссии в салоне у Марлены Мош, я узнала бы о нюансах приобретения галеристами художественных произведений.
- Оно тебе надо? – спросите вы.
Может, и не надо, но интересно же.
А сколько новых музыкальных терминов мы услышали, когда Александр попытался определить жанр авторской композиции, исполненной под гитару Аней Филатовой. (К примеру, «остенато». Звучит загадочно, не правда ли?)
Кстати, Аня не только музыкант, но и поэт-песенник, автор произведений для группы «Змеи и лестницы».
Сошлись на том, что, скорее всего, исполненное Аней - это бард-рок. А в итоге решили, да Бог с ними, с жанрами. Лишь бы слушателям нравилось.
- И вообще в песнях главное – тексты! – таков был общий глас.
Такие тексты, как, например, у песен Александра Кузнецова, заражают весельем. Он исполнил «Гимн депутатов», которые «с высоты нам шлют привет». Незлобивый, впрочем, текст.
Пробил час поэтов.
Геннадий Горовой – очень энергичный человек, которого -вспомним Онегина - «три дома на вечер зовут…» и девиз которого «Ни дня без Володи!». Какого? Знамо дело – Высоцкого. А так как намедни был день рождения Владимира Семёновича, то Геннадий за два дня умудрился побывать аж на 5 (Пяти!) мероприятиях, в т.ч. на Ваганьковском и на Таганке, почтив память своего кумира. Почитав стихи, посвященные поэту, Геннадий Горовой умчался встречаться с Романом Парфёновым-Балановским.
Чем знаменит последний?
Голосом, идентичным голосу Высоцкого. Я послушала. Действительно, схожесть поражает. Это вам не Джигурда какой-то там…
Интересны были стихи, прочитанные художницей Верой Тюриной.
Написаны они подругой Веры по мотивам её картин, а сама она когда-то возглавляла поэтическую студию, где поэты занимались в том числе поэтическим сопровождением живописи.
Эстафету подхватила Марлена, представив на суд зрителей стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо…».
Несколькими словами о нем не скажешь. Много подтекста. Ну, например. Как это важно – думать хорошо не только о себе. Что такое хорошо, если оно приводит к тому, что будет плохо. Стыжусь, что горжусь собой, или горжусь, что стыжусь себя?
Как сама автор определила в двух словах тему – это стихотворение о гордыне, а стиль этого произведения некоторым участникам напомнил стиль Натали Саррот, классика французской литературы, 20 века, уроженки России, которую даже номинировали на Нобелевскую премию и произведения которой невозможно классифицировать или подогнать под какие-либо рамки.
Гордыня!
О! Ну и темка! Разговор стал крутиться вокруг человеческих ценностей… Но это – отдельный разговор.
- Так ли, Господи, будет в раю? - вопрошает Лариса Мещанинова в одной из своих песен.
Не знаю, как там, в раю, но в этот вечер мы побывали в теплом оазисе, у Александра Малкуса и Марлены Мош. На островке культуры, теплоты и света.