Эмоциональная выразительность снимка

Евгений Гольдендрут
Как известно, окружающая среда влияет на восприятие, настроение и самочувствие человека. Одним из результатов подобного влияния является возникающая в результате него эмоция. Иными словами, эмоция характеризует субъективную реакцию восприятия человеком тех или иных жизненных ситуаций и окружающего мира. В свете сказанного, любое визуальное (звуковое и иное) воздействие формирует в восприятии определенный эмоциональный отклик.

Наряду с изученным влиянием различных цветовых оттенков (а также их сочетаний) существует воздействие, которое можно охарактеризовать как ассоциативное. Оно состоит в формировании определенной реакции, связанной с образным эмоциональным восприятием того или иного изображения. Особый интерес в данном случае представляет ассоциативный характер эмоции восприятия, который возникает не всегда.

Так, к примеру, при просмотре фотографического изображения привязанной на воде лодки на фоне речного пейзажа может возникнуть эмоция, характеризующая ощущение одиночества. Конечно, подобная реакция в известной степени носит субъективный характер, но даже в этом случае она представляет интерес, поскольку является заметным расширением восприятия данного сюжета.

Зададимся вопросом о том, что способствует созданию подобных снимков? Думается, что ответ на него следует искать не только (и даже не столько) в области фотографии. Дело в том, что подобные изображения практически никогда не возникают случайно. Иными словами изначальным является эмоциональное состояние человека, под влиянием которого в дальнейшем происходит поиск, интерпретация, и даже искусственное создание подобных снимков. Таким образом, снимаемые объекты помимо своего привычного восприятия обретают способность к формированию отвлеченных ассоциативных образов, возникающих у зрителя на эмоциональном уровне. Подобный эффект можно охарактеризовать таким понятием, как «эмоциональная выразительность снимка».

Что касается фотографической специфики, то здесь главную роль по-прежнему играют: тщательно продуманная (или воссозданная) композиция (при минимально возможном числе объектов), умелый подход к выбору освещения (с предпочтением к использованию мягкого рассеянного света), а также соответствующее им сочетание параметров диафрагмы и выдержки.

16.08.2018 г.