Шедевры Эрмитажа Кумская ваза

Вадим Константинов 2
                Она, что рождена
                До рождества Христова,
                Почтенный возраст свой
                Не выдаёт никак...

                Изящна и стройна...

                Прельщать всех нас
                Готова!..

                И точно оберег
                Её волшебный лак!..
                17.01.2020.

               

Наи­бо­лее ран­няя кате­го­рия рельеф­ной кера­ми­ки, веду­щая свое нача­ло еще с кон­ца V в., — это вазы, пок­ры­тые бле­стя­щим чер­ным лаком с метал­ли­че­ским оттен­ком и укра­шен­ные леп­ны­ми, вытис­нен­ны­ми в фор­мах или штам­по­ван­ны­ми орна­мен­та­ми. Туло­ви­ще этих ваз часто быва­ет риф­ле­ным, что вме­сте с изо­гну­ты­ми лини­я­ми их форм, харак­те­ром укра­ше­ний и метал­ли­че­ским блес­ком поверх­но­сти ука­зы­ва­ет на то, что эти гли­ня­ные вазы пред­став­ля­ют собой под­ра­жа­ние метал­ли­че­ским образ­цам. Вазы дан­ной кате­го­рии выде­лы­ва­ли во мно­гих цен­трах, как в самой Гре­ции, так и в Малой Азии и Южной Ита­лии. Фор­мы их чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­ны, начи­ная [с.220] от боль­ших амфор и гидрий и кон­чая малень­ки­ми кув­ши­на­ми, чашеч­ка­ми и тарел­ка­ми. С тех­ни­кой их про­из­вод­ства мож­но луч­ше все­го позна­ко­мить­ся по зна­ме­ни­той так назы­вае­мой Кум­ской вазе, хра­ня­щей­ся в Государ­ст­вен­ном Эрми­та­же, подроб­но опи­сан­ной и иссле­до­ван­ной Вальд­гау­э­ром.
Кум­ская ваза сде­ла­на была в Кам­па­нии в кон­це IV в. до н. э. Это — гид­рия высотой в 0.655 м, сфор­мо­ван­ная из очень тон­кой, тща­тель­но про­мы­той гли­ны. Сосуд был изготов­лен на гон­чар­ном кру­ге, после чего было про­из­веде­но риф­ле­ние его сте­нок. Затем ваза была под­верг­ну­та лег­ко­му обжи­гу. После это­го пред­ва­ри­тель­но­го обжи­га при­ступ­ле­но было к деко­ров­ке вазы, пок­ры­тию ее чер­ным лаком, рельеф­ны­ми фигу­ра­ми и орна­мен­та­ми. Рельеф­ные фигу­ры сде­ла­ны из той же гли­ны, как и сам сосуд. Доволь­но плос­кий зве­ри­ный фриз на туло­ви­ще вазы вылеп­лен из раз­жи­жен­ной гли­ны от руки, при помо­щи шпа­те­ля, а затем покрыт листо­вым золо­том. Фигу­ры на пле­чи­ках вазы, частич­но име­ю­щие высо­кий рельеф, сра­бота­ны дву­мя спо­со­ба­ми. Те их части, кото­рые высо­ко выда­ют­ся над поверх­но­стью вазы, вытис­не­ны пред­ва­ри­тель­но в фор­мах и затем налеп­ле­ны на сосуд. Дета­ли их затем отде­ла­ны от руки, при помо­щи дере­вян­ной палоч­ки. Плос­кие части фри­за вылеп­ле­ны от руки пря­мо на вазе, без помо­щи фор­мы. После моде­ли­ров­ки нагие части фигур, а так­же атри­бу­ты были пок­ры­ты листо­вым золо­том, а про­чие части изо­бра­же­ний — белой обли­цов­кой, на кото­рую, в свою оче­редь, были нало­же­ны крас­ки — голу­бая, крас­ная, розо­вая и др. Зак­лю­чи­тель­ный рабо­чий про­цесс зак­лю­чал­ся во вто­рич­ном обжи­ге вазы, кото­рый спа­и­вал друг с дру­гом все раз­но­об­раз­ные эле­мен­ты сосуда и его деко­ров­ки. Кум­ская ваза изготов­ле­на была, как мы виде­ли, обыч­ным спо­со­бом на гон­чар­ном кру­ге. Что же каса­ет­ся тех­ни­ки ее деко­ров­ки, то тут сле­ду­ет отме­тить ряд новых при­е­мов, кото­рым суж­де­но было сыг­рать решаю­щую роль в раз­ви­тии элли­ни­сти­че­ской кера­ми­ки. Это преж­де все­го тот бле­стя­щий чер­ный лак, кото­рый пок­ры­ва­ет всю поверх­ность вазы и стре­мит­ся под­ра­жать цве­ту и блес­ку брон­зы. Лак этот, прав­да, изве­стен был гре­кам дав­но. Элли­ни­сти­че­ские гон­ча­ры при­ме­ня­ли его не толь­ко для рельеф­ных, но и для неко­то­рых кате­го­рий рас­пис­ных ваз, и, в част­но­сти, гон­ча­ры, работав­шие в Ита­лии, уме­ли при­да­вать ему осо­бый метал­ли­че­ский отте­нок, кото­рый и сей­час, спу­стя два с лиш­ним тыся­че­ле­тия после изготов­ле­ния этих изде­лий, может на пер­вый взгляд вве­сти в заблуж­де­ние отно­си­тель­но того мате­ри­а­ла, из кото­ро­го сде­ла­на та или иная ваза. Сек­рет полу­че­ния это­го лака оста­ет­ся до сих пор нераз­га­дан­ным. Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли пола­га­ют, что к нему при­ме­ши­ва­ли сви­нец, кото­рый и при­да­вал этой обли­цов­ке метал­ли­че­ский отте­нок; дру­гие счи­та­ют, что это­го эффек­та дости­га­ли при помо­щи оки­си желе­за, мар­ган­ца или пиро­лю­зи­та.http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=149