Шедевры Третьяковки Мика Морозов

Вадим Константинов 2
                Очень ясные...

                Лучистые...

                И пытливые
                Глаза!..

                Весь в движении
                Порывистом...

                Сразу видно -
                Егоза!..

                Весь в мирке своём
                Таинственном...

                Где, похоже,
                Одинок!..

                Что и близок-то,
                Единственно,
                Тем, что так от нас
                Далёк!..
                12.1994.


Мика Морозов, которого изобразил на портрете в 1901 году великий русский художник Валентин Серов, на момент написания картины был четырехлетним мальчиком, рожденным в семье известного мецената и состоятельного промышленника.

Этот портрет хорошо знаком студентам МГУ, поскольку он висит на одной из кафедр этого учебного заведения.

Именно Михаил Морозов сумел подготовить издание шекспировского «Гамлета» с подробнейшим словарем. Мика Морозов, вступив во взрослую жизнь, успел стать известным театральным критиком и литературоведом. Большую часть жизни Михаил потратил на углубленное изучение творчества Уильяма Шекспира, а в середине двадцатого века он занял пост главного редактора англоязычного журнала News.

Мика нарисован в своем любимом кресле, однако полотно отчетливо передает непоседливость сына мецената и желание как можно быстрее вскочить и отправиться дальше на исследование окружающего пространства и мира в целом.

Атмосфера данной работы наполнена динамикой, рот ребенка немного открыт, будто он хочет поделиться со взрослыми какими-то только ему известными соображениями, а глаза наполнены выражением наивной шаловливости, которую смог мастерски запечатлеть Валентин Александрович Серов.

При взгляде на портрет то и дело кажется, что мальчик зальется звонким смехом и убежит дальше в поисках игр и приключений, забыв о угрюмом человеке, склонившимся над холстом с мольбертом и кисточками.

Портрет построен на контрастах. На коричнево-темном фоне отчетливо выделяется белая одежда мальчика, а его фигуру обрамляет золотистое особенное сияние. Данный прием был использован художником для того, чтобы подчеркнуть неусидчивость и подвижность ребенка. За счет глубокого построения пространства и работы над перспективой, у зрителя создается такое впечатление, что мальчик как будто смотрит на него с полотна.

Многие современные критики считают это произведение Валентина Серова настоящим гимном беззаботному детству, а друзья самого Михаила Морозова поражались высокому сходству своего приятеля с изображенным на картине мальчиком, при чем это сходство отчетливо прослеживалось даже во взрослые годы Михаила.