Озарение

Валентина Шеломова
В каждом человеке есть талант,
Но не всем дано его раскрыть.
Только иногда бывает так,
Наступает озаренья миг.

Авторов, считавшихся бездарными,
Вдруг в один такой прекрасный миг
Их произведения прославили,
К ним пришел однажды взлета пик.

Огиньский польский дворянин
Был музыкант любитель.
И музыкой сей господин
Увлекся по наитью.

Но ничего приличного
Он написать не смог.
Но вот случилось чудо,
Тут видно Бог помог.

И «Полонез» однажды вдруг родился,
Он сразу стал известным на весь мир.
Огиньский моментально засветился
И популярность всюду получил.

Витторио Монти  и скрипач, и дирижер.
Писал в различных музыкальных жанрах.
Но только в список мировых хитов
Попал его лишь знаменитый «Чардаш».

Успеха знак, что он пошел в народ,
Теперь в репертуаре всех ансамблей
И всякий  моментально  узнает
Чудесный и эффектный этот «Чардаш»

ПАхальбель – немецкий органист
Повлиял на творчество всех Бахов.
Но его «Канон» лишь поднял ввысь,
Хоть считался - незамысловатым.

Двести лет его не вспоминали,
И теперь он всплыл в двадцатом веке.
Всюду исполняют и играют,
На концертах, в фильмах, в саундтреках.

Но один есть случай уникальный,
Выяснилось, что на самом деле
Альбинони на весь мир прославило,
Вовсе не его произведенье.

Написал «Адажио» Джазотто*,
Имя Альбинони только бренд.
Но в сознанье поселился прочно,
Вот такой вот вышел прецедент.

Только ни одно произведение,
Чудная его  интерпретация,
Более чем «Адажио» не известное,
Музыкальная мистификация.

Не уделила должного вниманья
И обошла здесь Беккерини «Менуэт.
О нем прочтите, братцы, сами,
Устала стих писать, сил больше нет.

*****
Я к чему всё вела,
Мы тут с вами все пишем и пишем.
Но когда-нибудь вдруг озарение тоже придет,
Мир поймет и однажды возможно услышит,
Что шедевр человек в жизни каждый,
ХОТЬ РАЗ создает!





Ремо Джадзотто* - итальянский историк музыки и композитор в 50-е годы 20 века.


Пять композиторов, которые прославились только одним хитом

В истории любого успеха есть много примеров, когда только одно произведение автора делает его популярным на десятилетия или даже века.

Знали бы мы, кто такой Люсьен Оливье, если бы не всенародный успех только одного его салата с майонезом (для дотошных читателей - с соусом "провансаль")?

Или Пётр Ершов, которого единолично спас от полного литературного забвения его замечательный "Конёк-горбунок". Список можно продолжать бесконечно.

В популярной музыкальной классике тоже есть много произведений, которые как якорь, удерживают имя их автора в сознании публики. Вот пять примеров.


1. Михаил Огиньский. Полонез "Прощание с родиной"

Огиньский был польским дворянином, дипломатом и политическим деятелем. Композицией он занимался на досуге, как любитель. В его фортепианных вальсах, мазурках и полонезах трудно найти выдающийся талант. Но в какую-то счастливую минуту он написал этот прекрасный полонез, моментально полюбившийся всем.

Полонез был издан в 1794 году и не был предназначен для танцев. Это фортепианная салонная пьеса. В Польше такие полонезы назывались "меланхолическими".
За двести прошедших лет обстоятельства его создания обросли разнообразными и чаще всего ничем не подтверждёнными легендами.
Самая устойчивая их них связывает этот полонез с трагическими событиями восстания Тадеуша Костюшки, в котором Огиньский принимал непосредственное участие. Во всяком случае с первого его звука ясно, что эта печаль имеет не личный, а национальный масштаб.

https://www.youtube.com/watch?v=j8DvJz2opIg Здесь звучит его полонез


2. Витторио Монти. Чардаш

Монти - итальянский композитор. Он был также дирижёром, скрипачом и мандолинистом и писал музыку в разных жанрах.

Но в список мировых хитов попало только одно его произведение - этот Чардаш для скрипки (или мандолины) и фортепиано, созданный по мотивам венгерского фольклора, открытым для европейской музыки ещё Ференцем Листом.

Высший знак успеха этого чардаша в том, что он сразу же пошёл "в народ". С момента его создания в 1904 году, он закрепился в репертуаре практически всех европейских цыганских ансамблей.

Типичный знак венгерской цыганской музыки - медленный выход и зажигательная пляска в продолжении - в этом чардаше выглядит особенно эффектно. Виртуозная партия скрипки зажжёт даже самого пропащего ипохондрика.


https://www.youtube.com/watch?v=k93iU-ntoGU


3. Иоганн Пахельбель. Канон

В отличие от дилетанта Михаила Огиньского и композитора третьего ряда Витторио Монти, Пахельбель (ударение на первый слог) - это крупная фигура немецкого барокко, знаменитый органист, который сильно повлиял на Баха (Пахельбель был к тому же другом его отца и учителем его старшего брата).

Но из огромного количества музыки этого композитора в концертной практике прочно закрепился только этот незамысловатый Канон, написанный для трёх скрипок и баса (любого инструмента, включая орган).

Канон - это когда она и та же тема вступает поочерёдно в каждом голосе с некоторым запаздыванием. В Каноне Пахельбеля всё это накладывается на отдельную мелодию баса. Она всё время повторяется.
Канон Пахельбеля был довольно известен при жизни автора (17- начало 18 века), но потом его забыли почти на двести лет. И только в семидесятых годах 20 века начался настоящий бум этого произведения.

Теперь он стал классической новогодней и рождественской мелодией. На Западе его играют также на свадьбах и похоронах, используют в саундтреках к фильмам, в поп и рок музыке и вообще везде и всюду.

https://www.youtube.com/watch?v=DeQsIwZP7sg


Кстати, мелодия баса этого Канона отлично подходит в качестве сопровождения к гимну СССР и РФ. Это ещё в советское время заметили Pet Shop Boys, и сделали клип на эту тему.


4. Томазо Альбинони. Адажио

Это уникальный случай, когда композитора прославило произведение, которого он вообще не писал.

Альбинони жил в 18 веке и был довольно крупным итальянским композитором. Его музыка, как это произошло практически со всеми композиторами эпохи барокко, была забыта на двести лет, и только в начале 20 века итальянские музыковеды начали приводить его рукописи в порядок.

Сейчас его сочинения довольно часто играют в концертных залах (у нас реже, на Западе - чаще). Но ни одно из них не может сравниться по популярности с Адажио, которое представляет собой классическую музыкальную мистификацию.

Об этой истории и настоящем авторе этого хита в Культшпаргалке было здесь: "Кто написал Адажио Альбинони?"

Тем не менее все знают имя Альбинони именно благодаря этому Адажио.

Вокалисты всех мастей запели его до невозможности. Здесь - "оригинальная"

инструментальная версия.

https://www.youtube.com/watch?v=JqP_7IU3R10


5. Луиджи Боккерини. Менуэт

Вероятно, нет ни одного камерного оркестра, который не играл бы этот симпатичный Менуэт - настоящий символ галантного стиля 18 века. Он был написан как часть струнного квинтета (ор.11 №5 ми мажор).

Этот менуэт приобрёл популярность уже с начала 20 века. Но настоящим хитом он стал после выхода на экраны популярной английской криминальной кинокомедии The Ladykillers 1955 года.

Пятерка отъявленных мошенников, собирающихся ограбить казино. снимают комнату у милой, но очень сообразительной английской старушки, якобы для подготовки к концерту. Этот преступный "квинтет" обделывает свои темные делишки под звуки пластинки с записью менуэта Боккерини, создавая у квартирной хозяйки полную иллюзию репетиций.

https://www.youtube.com/watch?v=QC9c8T2KgwQ

После этого фильма менуэт стали исполнять (чаще всего на бис) и записывать ансамбли и оркестры во всём мире.