Государственный музей Востока. Москва
В картине раскрывается закон единства и сотрудничества двух начал — женского и мужского, а также духовная роль женщины. «И опять на новую гору должна идти женщина, толкуя близким своим о вечных путях». – пишет художник. «И как апофеоз <...> духовного стремления, мне хотелось в картине «Ведущая» дать светлый облик женщины, ведущей искателя подвига к сияющим вершинам».
Повсюду горные вершины,
Трудна дорога, непроста.
Легко здесь можно оступиться,
В ущельях смерть свою найдя.
Но путник верит, что сумеет
Вершину эту покорить.
Его избранница поможет,
Сей путь нелёгкий завершить.
За символическим обликом Женского Начала стоит и конкретный образ – Елены Ивановны Рерих, супруги Николая Константинович, его «другини, спутницы, вдохновительницы». Вместе они прошли многолетний жизненный путь, вместе обдумывали замыслы картин, продвигали идеи Живой Этики.