Текстура образов окружающего мира

Евгений Гольдендрут
Мы привыкли видеть и воспринимать окружающий мир в пространственном виде. Таким он чаще всего предстает и в работах фотографа. Со времен Ренессанса геометрическая и воздушная перспективы стали неотъемлемыми составляющими большинства пейзажей, портретов и натюрмортов. Иными словами художественное восприятие в значительной степени уподобилось зрительному представлению.

Вместе с тем подобный подход подразумевает раздельное воспроизведение предметов в пространстве. При этом, люди, здания, растения и другие объекты предстают независимыми друг от друга. Они могут быть связаны сюжетной линией, выбором композиции и т.д. Однако, практически никогда нельзя сказать, чтобы подобные изображения представляли собой нечто единое целое, с точки зрения художественного или образного восприятия.

В этой связи может возникнуть вопрос о том, можно ли избежать подобного визуального дробления при фотографической съемке? Ответ на него может быть утвердительным, но не универсальным, с точки зрения возможности применения. Иными словами подобные изображения могут быть получены при определенных условиях и усилиях со стороны фотографа. Оставив в стороне технические параметры настройки экспозиции и т.д. отметим, что подобный подход сулит широкие возможности для получения совершенно необычных и весьма интересных сюжетов.

Попытку создания плоскостного изображения из совокупности трехмерных объектов можно уподобить процессу зрительного формирования «текстуры поверхности окружающего мира». Действительно, в этом случае все предметы обретают вид проекций своих форм на некую условную поверхность. При этом в кадре принципиально важно детально продумать вопросы композиции и соотношения света и тени. Ведь в сущности, вместо привычных объектов видимой реальности, создается новая и цельная орнаментальная поверхность.

Последнее, что остается сказать применительно к данной теме, связано с ответом на вопрос о целесообразности создания подобных снимков. Несмотря на то, что рассматриваемые изображения могут заметно различаться между собой, у них есть одно общее свойство – цельность восприятия, обусловленная их стилистической однородностью. Таким образом могут быть получены уникальные авторские произведения, несущие оригинальные, эмоционально выразительные и гармоничные образы восприятия окружающей среды.

25.05.2015