Фотография и абстрактное искусство

Евгений Гольдендрут
По всей вероятности мало какие результаты творчества вызывают столь неоднозначные оценки, как произведения абстрактного искусства. Так было в начале XX века (вспоминая К. Малевича, В. Кандинского, П. Мондриана и др.), так есть и сегодня. Не секрет, что за прошедшее столетие усилиями многочисленных поклонников часть художников получила признание, благодаря чему их произведения смогли попасть на художественный Олимп. Но в чем все-таки состоит цель обращения человека к миру беспредметных образов?

Чтобы дать ответ на поставленный вопрос попробуем выяснить, какова роль сюжета на картине художника или в работе профессионального фотографа. Сюжет на картине позволяет определить пространственно-временные связи и смысловое содержание произведения. Как правило, он имеет связь с внешней средой (помещением, улицей, природным окружением и т.д.). Таким образом, сюжет увязывает восприятие зрителя с той или иной логикой повествования. В первую очередь он апеллирует к нашему разуму.

Однако, как известно, категориями логики и рациональности не исчерпывается пространство человеческого восприятия. В данном случае имеется в виду рациональный способ представления информации. Если провести литературную аналогию, речь идет о сюжете романа, повести и т.д, где есть действующие лица и пространственно-временные связи. Что же остается помимо этого?
 
Представим себе музыкальное произведение, исполняемое без слов. Несет ли оно воздействие на слушателя? По всей вероятности, многие дадут утвердительный ответ. Каким же образом это происходит? Ответ состоит в том, что восприятие человека носит многогранный, рефлексивный характер. Так, к примеру, консонансные гармонии (в отличие от диссонансных) оказывают успокаивающее воздействие и т.д. Не меньшее значение имеют громкость, ритм, мелодия и т.д. Иными словами, восприятие человека весьма чувствительно к различного рода воздействиям.

Чем отличаются друг от друга изобразительные и звуковые воздействия? Принципиально – ничем, поскольку и то и другое (с физической точки зрения) есть разновидность электромагнитных волн определенной частоты. Таким образом, абстрактное изображение служит своеобразным аналогом музыкального произведения, лишенного словесного сопровождения.

В завершение рассмотрения попробуем понять, когда фотографу или художнику имеет смысл обращаться к абстрактным сюжетам. В первую очередь подобные работы адресованы эмоциональной сфере восприятия. Поэтому, когда в произведении требуется отразить какое-либо состояние души (без привязки к конкретному повествованию), это – одно из наиболее удачных решений. Будь то: покой, или волнение, радость или печаль – абстрактное изображение способно выразить многое.

Вместе с тем важно иметь в виду, что (подобно музыке) в этом случае следует уделить повышенное внимание всем аспектам, призванным заменить сюжет. В первую очередь, их представляют: цвет, ритм и линия, а также развитое интуитивное чутье автора, способное необъяснимым образом «вдохнуть» в них жизнь.

15.05.2015 г.