Валаам

Мисаил
Вроде недавно это было, а тому уже много лет.
Острота волнительных воспоминаний об изнуряющей ночной качке на Ладожском озере на пути к святыни русского православия острову Валаам со временем утихла. На рассвете, когда все пассажиры, утомленные неспокойным плаванием, еще спали крепким сном, наш теплоход причалил к святой земле.
Проснувшись где-то часов в пять утра, я вышел на нижнюю палубу. Кораблик наш стоял у причала и чуть заметно покачивался. Сердце мое замерло от неожиданности: иначе как Божьей благодатью и не назовешь ту картину северной природы, которую мне довелось узреть. Скалистый берег, покрытый соснами, едва просматривался сквозь густой туман, оттеняющего своей белизной темную глубину воды. Тишина царствовала безраздельно. Неизъяснимые спокойствие и умиротворение охватили меня. Впечатление было таким сильным, что осталось в моей памяти на всю жизнь.

Днем последовали экскурсии по святым местам Валаама.  Экскурсовод, молоденькая девушка с черным платком на голове и в стоптанных от каменистой почвы коричневых полусапожках, с хорошим знанием и неподдельным интересом рассказывала нам о героической истории Валаама, об основателях монашества, о современной жизни на острове. Речь ее ровная и спокойная журчала как ручеек, слушать и смотреть на эту девушку, светящуюся любовью к Богу и людям, было очень приятно.
Под ее руководством мы посетили и осмотрели некоторые достопримечательности острова. Прежде всего Главный собор Валаамского монастыря, дорога к которому шла мимо яблоневого сада, посаженного и взращенного монахами. Спелые красные яблоки украшали его сказочно. Перед входом в монастырь величаво высился памятник Святому апостолу Андрею Первозванному. 
В Главном соборе каждый мог прикоснуться взглядом и  душой к иконам, помолиться. Мне особенно понравился Чудотворный образ Валаамской Пресвятой Богородицы. Позже в монастырской лавке я приобрел эту икону, выполненную на отшлифованном куске белого камня. До сих пор с благоговением храню ее дома, и каждое утро обращаюсь к Царице небесной с молитвой.
В соборе послушали мы чудесное пение монашеского хора.

Одной из достопримечательностей острова была ферма, обслуживаемая монахами. Здесь разводят и содержат скот, производят молочные продукты. Наша экскурсионная группа шла к ферме по лесным тропинкам, по выложенным в низинах деревянным брусьям.  Миновали восхитительной красоты озеро, на берегу которого стоит маленькая, уютная часовня. Внутри несколько икон и большая деревянная бочка с водой для питья. Приветливая, миловидная монашенка угостила желающих холодной и донельзя вкусной ключевой водой.
При подходе к ферме, постройки которой уже просматривались сквозь лесные заросли, неожиданно послышалось нежное звучание дудочки. Кто-то невидимый наигрывал незатейливую мелодию, которая, казалось, долетала до нас из времен древней Руси и сладостно ложилась на душу.  Послышался ласковый голос пастуха: «Ну, милые, домой, домой!». Среди чащобы появились разноцветные коровьи морды, послушно тянущиеся на знакомые им звук дудочки и призывы пастуха. Мимо нас не спеша, но резво проходило после прогулки стадо коров численностью в сотню-полторы. Мы последовали за ними и за волшебной дудочкой, ослушаться которую было невозможно.
На ферме для посетителей отведено место для отдыха. Можно было испить парного молока, приобрести брынзу, творог, сыры местного изготовления.

Незабываемое впечатление оставила прогулка на катере вокруг острова Валаам. Скалистые берега, поросшие северными низкорослыми, но густыми соснами, мелькание позолоченных, сверкающих под лучами солнца церковных куполов, раскиданных на взгорьях, свежий ветерок и вокруг до самого горизонта синева  Ладожского озера.

До отплытия теплохода у нас было свободное время. Желающие могли побродить среди прилавков небольшого рынка, расположенного у причала. Всякие самоделки, писаные иконки, памятные амулеты, безделушки, сыры и копченая рыба местного приготовления предлагались приезжим покупателям.
Меня потянуло искупаться в одном из прибрежных озер, на высоком берегу которого высился потемневший от времени огромный, выше человеческого роста, деревянный крест. Вода в озере была прохладная и невероятно прозрачная, так что в темнеющей глубине просматривалось заросшее водорослями дно. Интуитивно обратился я к Богу с просьбой простить мне грехи, даровать здоровья и сил, чтобы жить с радостью, нести в этот мир любовь и доброту. Купание стало для меня как бы омовением и принесло духовное очищение, я почувствовал себя бодрым и был в приподнятом настроении.

Посещение святого острова Валаам стало событием в моей жизни. Душа моя приобрела успокоение от мирских проблем, новыми красками расцвела во мне радость от жизни и красоты природы, произошло благотворное возрождение моих духовных и физических сил.

Впоследствии мне довелось еще не раз бывать на острове Валаам, но первое посещение осталось во мне самым сокровенным воспоминанием.