Ошибка природы-1 и 2

Владимир Малых 2
                (рассказ)
     Он был среднего роста, нормально развит, не горбун, не хромой. Все органы человека на местах. Вот только: отсутствующий взгляд настораживал. Неплохого бурильщика решили послать на курсы горных мастеров, на растущем производстве не хватало младшего руководящего персонала.
    
     Он закончил их на троечки с двумя четвёрками по физподготовке и  по технике безопасности, что и успокоило руководство шахты, при назначении его горным мастером. Это мне рассказал начальник участка, с которым у меня были неплохие отношения. Мы с ним разработали несколько рационализаторских предложений по сокращению горных работ при подготовке руды к выемке.

     Утром я зашел на участок, сделал запись в книге нарядов о маршруте и выполнении работ, справился у начальника о новостях на участке и, указав маршрут, выполнение работ, расписался в книге нарядов .

     Работа обычная для геолога осмотр забоев, горных выработок, зарисовки геологических структур. Опробование, которым занималась моя помощница Надя. В завершение мы с ней должны были осмотреть, забои, где шла добыча руды. Поднимаемся по лестничному ходу, каким ходили всегда и направляемся к штреку, где идет выпуск отбитой руды. Я останавливаюсь, уж очень подозрительной показалась мне тишина.

     Ни звука скреперной лебедки, ни разговоров на рабочем месте. Ни рёва предупредительной сирены, которую включают при постановке заряда взрывчатки, для
посадки зависшей руды. Помощница останавливается около меня.

     -Пойдем назад, предлагаю я, что-то тревожно стало. Тишина зловещая,- но мы не успели мы развернуться, как прогремел взрыв. Нас тут же накрыла взрывная волна, от которой заложило уши, а в лицо ударила смесь воздуха азотистых газов и железистой пыли. Еще хорошо, что мы остановились в трёх- пяти метрах от штрека в дальнем конце которого метрах в двадцати-тридцати от нас прогремел взрыв.
    
     Мы рванули назад, а когда опустились на десять метров, помощница достала из сумки зеркальце, посмотрела и, засмеявшись, протянула его мне. Наши чуть вспотевшие после подъёмов и работы лица были красно-коричневые от цвета гематитовой* пыли.

     Невдалеке от нас были слышны голоса, к ним мы и направились.  Там стояли горный мастер и два скрепериста. Увидев нас, они рассмеялись.
     -Где это вы  покрасились? – спросил один из скреперистов.
     -Ребята, у вас отличное настроение, но я вам его подпорчу. Первый вопрос, скажите мне, почему вы производили взрыв без включения сирены?

     Тот, что спрашивал, отвернулся. Двое посмотрели друг на друга, и после недолгого молчания мастер заговорил.
     -Она была её, наверное, взрывом сдуло.

     -Зачем ты врёшь, когда мы начали подниматься, стояла гробовая  тишина,- раньше меня выпалила Лена.
     -Да не было её, вчера была, а сегодня пришли, нет,- признался второй скреперист, а добычу вести нужно. Он хотел было уходить, но я остановил его.

     -Вопрос второй. Почему не включили сирену второго штрека? Или её там тоже нет?- ответом мне было все тоже молчание.
     Второй скреперист хотел было начать подъем наверх, но я остановил его. Я пойду первым, но вначале продолжим наш разговор.
     -Ты что не понял, что вы сейчас могли вытаскивать два труппа.  из-за вашей, так называемой работы. Так есть вторая сирена или нет.

     -Ну, извини ты нас, есть она, горный мастер забыл её включить, он последним уходил и должен был спуститься по  ходу, где поднимались вы, для перекрытия хода.
     Мы поднялись на подэтаж скреперования и убедились больше и не требовалось, что одна сирена, работающая от сжатого воздуха имеется, а больше и не требовалось.
     -Третий вопрос, почему вы - не уважаемый горный мастер, не выставили охрану, как вам подсказывает рабочий? Или перед началом работ не закрестили** ход.
     -Какого чёрта, Вас по нему понесло. Ход закрыт был еще вчера под роспись всех рабочих участка. Почему вам не дал расписаться начальник участка, я не знаю, спросите у него.

     -Браво! Не видел я в наряде на сегодня такой записи.А ты Молчал, молчал, думаешь, что выкрутился. Ты не объяснил, три элементарных вопроса по технике безопасности. Ты умышленно хотел нас угрохать, мать двоих детей. Ты знаешь, что тебе будет от её супруга?

     Муж Елены был недавно назначен заместителем начальника этого же участка. Он иногда заходил к нам в отдел и разговаривал со мной, по вопросу выполнения качества в добытой руде, или о возможности  раздельной выемки руды и породы из одного забоя. Горный мастер молчал, только теперь у него на носу, радужным светом искрились капельки пота.  Мне вспомнился один из рассказов Джека Лондона. Он назвался  «Ошибка господа Бога». Этот Мастер из той же компании. Но поскольку …

     -Ты же «Ошибка природы» тебе даже баранов пасти нельзя доверять. А тебе доверили людей. И я сделаю всё, чтобы тебя сняли с работы.
     -Ты и оправдаться даже не умеешь,- не выдержала моя спутница.
     -Вот послушай, уже спокойно начал я. Вы поставили заряд для прострела, протянули взрывной провод, Надо было двоим отправиться к запасному выходу. Всего–то тридцать метров  и вниз десять. Спустились и… можно взрывать. Я умышленно не выдал всю фразу.

     -А потом орать, что ли?  Так не услышит, вон перфоратор грохочет. -   
     Действительно неподалеку работал  перфоратор. Но грохот перфоратора тут же перекрыл взрыв хохота рабочих и моей помощницы. Они хохотали до слез до коликов. Я горько улыбался.
 
     -Ты оказывается круглым дураком, если не притворяешься. Для чего я сказал, чтобы двоим отправляться?
     Начальник смены молчал и соображал… Когда утих новый взрыв смеха, я продолжил:
     -Все поняли, кроме тебя. Для того, чтобы ты остался здесь, а  его,-  я показал на второго скрепериста,- отправил к взрывнику, чтобы он сказал –  «можно взрывать».
     -Хорошо дальше так и будет.

     Теперь его рабочие смеялись в кулаки, а спины их тряслись от мелкой зыби.
     На следующий день его отправили в отпуск, чтобы он определился для себя с будущей работой. По возвращении из отпуска профсоюзный комитет не дал согласия на его увольнение. У него не было даже замечаний по работе горным мастером. При встрече со мной он ехидно улыбался и спрашивал.
     -Как Ваше здоровьице, Владимир Яковлевич? Но вскоре…

     Впрочем, это уже другое событие.
                1.02 2017.

            ОШИБКА ПРИРОДЫ-2 (рассказ).
      После того как мы с Еленой попали под взрыв, я старался или не попадать в его смену на любимый участок-2, минеральную жемчужину бассейна и рудника, или же строил работу так, чтобы обойти возможные ловушки  этого горного мастера. В этот раз нам нужно было задокументировать и взять пробы в трех буровых камерах. Из них должны были начать бурение скважин глубиной до 25 метров, для отбойки руды.

     Снова участок, записи в журналах разговор с начальником участка и всё с тем же горным мастером. Там, где нам работать, ещё ниже на 25 метров уже велась добыча руды, велась подрезка блока. Объясняю, что спустимся со сменой, и пока доставляют взрывчатку для прострелов, постараюсь закончить работы спуститься вниз и уходить на другой маршрут, а до этого никаких прострелов. Все это записываю в книгу нарядов, видя отсутствующий взгляд мастера.

      Мы чуть задержались в последней камере, где  был вскрыт контакт руды,
но едва я ступил на первую ступеньку, лестницы ведущей вниз грохнул взрыв.
-Быстро наверх,- кричу Елене-коллектору,- сейчас нас опять накроет волна,- а подниматься нужно было около 25-ти метров.
      Волна азотистых газов и  рудной железистой пыли настигла нас на второй лестнице. Более 15 метров мы  выбирались в темноте, глотая отравленный воздух и пыль. Только на свежей струе: отдышались и  отплевались красновато-кориченвой слизью. 
      Спустившись на нижний этаж, я попросил Елену подождать меня, а сам отправился туда, где нам подложили еще одну свинью.  Скреперист стоял за лебёдкой, манипулируя рычагами, а дальше я видел силуэт горного мастера. Я похлопал скрепериста по плечу. Он посмотрел на меня и в испуге выключил рубильник.

      -Почему не включили сирену перед взрывом.  Он испугано молчал, я осмотрелся, сирена была на месте, Из глубины выработки послышался голос.
Почему остановил работу, и вот он показался  горный мастер. Увидев меня, он повернул назад.  Я бросился за ним, но он успел начать спуск на откаточный горизонт. Я давно привык шагать через лестницу и даже слегка наступил ему на руку. Оставив под ногой рукавицу, он выдернул руку и кинулся бежать, но дорогу преградила Елена, замахнувшись геологическим молотком.

      Я догнал его через несколько шагов, и готов был врезать кулаком по хребту, но не успел. Он кинулся в сторону оступился и грохнулся на рельсы  и взвыл. Я поднял его за шиворот. На одной щеке была содрана кожа и по ране уже блестели мелкие капельки крови.

      -Это ты ответишь за это. Я нанес ему слабенький хук с другой стороны и он замолчал.
      -Тебя, гадину прибить мало.  Он уселся на скамью, у ходка, а я достал из аптечки возле скамьи пузырёк с зеленкой. Смочил марлевый тампон и приложил к щеке.
      -Уй-юй-юй, запричитал он.

    Это тебе за все твои грехи, чтобы на всю жизнь запомнил закон бумеранга о подлости, сукин ты сын. Сложив ещё марлевый бинт несколько раз, я подложил ему поверх тампона.- Сиди и жди начальника участка.
Подошел скреперист. Моя помощница-коллектор прыснула в кулак.  А скреперист спросил:- «как это он»?

      -Тарас, это он меня по спине,- промямлил он
      -Мало тебе наказания, так еще и за ложь твою будет,- пригрозил я, вон на стыке досок запнулся, я показал направление скреперисту.
      Тот пошёл посмотреть и довольно быстро вернулся, а  в руках у него была небольшая щепа от доски со свежим изломом в одном концеОн вывернул эту щепу и там свежий излом.
 
      -Он меня стукнул, я споткнулся вот и вывернул щепу гундосил мастер.
      -Если бы ты такую изобретательность проявлял на работе,- ничего не случилось бы. Ты второй раз нас чуть не угробил,- в голосе Елены звучала неприкрытая ярость.
      -Это он без меня сделал взрыв. Меня не было здесь,- всё так же плаксиво, продолжал мастер.
      
      -Врёт он, я не хотел взрывать, а он рычит - хочешь без премии остаться.
      -Интересные они ребята,- обратился я к Елене,- и где же ты был.
      -В Туалетную ходил.
      -Ты же знал, негодяй, что  в буровых камерах люди,- спросил я скрепериста.- Я видел тебя на наряде, когда начальник участка давал указания.
      -Знал, но он…
      
      -Хватит, рявкнул я, противно слушать тебя трус, вшивый. Побоялся, что премии лишит, а мать двух детей не побоялся жизни лишить, да и я не собачонка, черт тебя возьми.
      Я вызвал рудничный двор* по шахтному телефону. Трубку подняла женщина.
      -Девятисотый слушает,- услышал я.
      -Клеть* с руководством шахты и рудника уже была у вас.
      -Да минут пять назад разошлись,- я молчал, и она  положила трубку.

      -Минут через двадцать здесь будет начальник участка, осмотрит, что и как я тебе разукрасил, потом пойдешь.
      -Все слышали, это он меня разукрасил, сам сознался.
      -Но я не говорил, что в спину толкал. Ты же думал, что я труп и валяюсь в камере, с перепугу бежать бросился.  Да я тебя остановить хотел и кричал, это, надеюсь, скреперист тоже слышал.
      -Да, слышал,- подтвердил рабочий.

      -Невдалеке замаячили фонари. Подошел начальник участка и заместитель главного инженера шахты по технике безопасности. Что за сабантуй здесь, задал вопрос последний.
      -Пусть начинает скреперист,- попросил я.
Тот заикаясь рассказал, как он отказывался ставить заряд, но мастер, приказал поставить, чтобы после появления геологов не терять время , а потом предположил, что вы поднялись наверх и ушли, начал угрожать, что лишит премии, да и руда может обрушиться, а если взрыва при этом не произойдет, как потом начинать работу. Я сказал сам взрывай, если считаешь нужным. Он и взорвал.
Теперь пусть говорит Елена.

      -Мы закончили работу и Владимир Яковлевич начал спуск из нижней камеры, когда раздался взрыв, даже предупредительной сирены не включили. Она есть. А этот тип «ошибка природы» или господа бога опять нас подставил. Метров 20 лезли задыхаясь и в кромешной тьме.

     -Они  все врут, а геолог меня травмировал,- вот он показал ободранную щеку. Скреперист подсказал Что горный мастер бросился бежать и запнулся, щепу выломал.
Начальник участка повернулся к заму по безопасности.
     -Я отстраняю мастера от работы, пусть идёт куда хочет. Но после окончания работ на смене, чтобы был на участке, я попробую по горячим следам закончить разбирательство и в профкоме. Владимир Яковлевич и вы Елена Григорьевна тоже подойдите. Мастера заменит мой помощник.

      -Вы не имеете права, с ними нечего не случилось, они врут…
      -Ты посмотри на их лица, перебил его начальник участка, и хватит, они специально себя рудной пылью вымазали. Сколько можно слушать твою брехню. Пошёл к чёрту. Владимир Яковлевич, проводите его до клети, я знаю, что вы не закончили запланированные работы, но если можно перенесите их на завтра, послезавтра, а я вынужден остаться здесь за этого  «ошибку природы». У него раьше с рабочими конфликты, теперь...

      По пути к стволу шахты я буквально за шиворот задержал его и попросил Елену вызвать медсестру. Она вышла и выслушала нас.
      -Откажешься, тебе же хуже будет. Я вижу травму, а ты более ни на что не жалуешься. Будь здоров пан мастер. Он поплёлся в кабинет.
Клеть пострадавшему дали немедленно.

      В бане я разделся и отправился в парную. Она только набирала температуру, но плеснул на камни, и уже почувствовал жарок, а через полчаса я вышел, как краснокожий. И принялся очищать себя от рудной пыли.

      Профком не этот раз был коротким, и никакие просьбы, теперь уже к милосердию не помогли. Мастера уволили за сознательное нарушение техники безопасности, которое могло привести к гибели двух геологов. Было предложение отдать его под суд, Но пожалели: жена и маленький ребёнок оставались без средств к существованию. Я подошёл к нему после заседания профкома и попросил сказать, что дважды заставило его столь неприкрыто действовать против меня.

      -Ненавижу вас кацапов, а ты ещё и коммунист.
      -У меня отец между прочим украинец, а мать русская. Да я говорю и думаю
по-русски, я здесь уже более двадцати  лет,  на моём счету около двух десятков рацпредложений, а ты, гнида дважды хотел меня убрать. Иуды всегда получают по заслугам. Ты не "ошибка природы" ты сам сделал себя гадиной с тем и сдохнуть можешь.

      Стояли восьмидесятые годы прошлого века, которые после назовут несостоявшейся ПЕРЕСТРОЙКОЙ!

      *Металлический короб с платформой для спуска и подъёма людей и материалов, брал до
30 человек".