Шедевры Эрмитажа Царица ваз

Вадим Константинов 2
                Нас привлекает даже
                Не масштаб...

                Величье духа человеческого
                Тоже,
                Своею грандиозностью
                Тревожа,
                Показывает то,
                Как он не слаб...

                И что ему подвластны,
                В самом деле,
                Вершины, запредельные
                Почти...

                Так выпустить
                На божий свет
                Сумели
                Здесь душу камня...

                Что томилась взаперти!..
                16.12.2019.



Ее часто называют “Царицей ваз”. Самая большая каменная ваза в мире весит более девятнадцати тонн, ее наружный диаметр достигает 5,04 метра, а внутренний составляет 3,22 метра, общая с пьедесталом высота — 2,57 метра. С момента обнаружения огромной глыбы зелено-волнистой яшмы до размещения Большой Колыванской вазы в здании Нового Эрмитажа прошло долгих тридцать лет…

В далеком 1815 году на каменоломнях в Алтайском крае горнорабочими был обнаружен утес зелено-волнистой яшмы. Камень оказался хорошего качества и пригодным для поделочных работ. Следующей находкой стал камень, имевший длину 8,5 метров. Этот монолит яшмы имел дефект, из-за которого кусок пришлось разделить. После тщательного обследования полученных обломков в работу взяли большую часть: ее длина составляла 5,6 метра.

Автором проекта элипсовидной чаши, которую было предписано изготовить из монолита, стал Авраам Мельников. В феврале 1828 года начались подготовительные работы. Силами 230 работников камень переместили к каменотесному сараю и немного приподняли. Здесь более двух лет рабочие занимались предварительной обработкой монолита. В 1830 году обтесанную глыбу переложили на дворни, и 567 человек вручную толкали ее 30 верст до каменотесной фабрики в селе Колывань. Там следующие одиннадцать лет искусные мастера-каменотесы создавали внутреннюю часть чаши, наносили резной орнамент, полировали поверхность. В это время уже был обнаружен камень, достойный стать пьедесталом для чаши. С огромными предосторожностями в нем сделали отверстие для стержня, который должен соединить постамент с чашей. Яшма — камень твердый, но очень хрупкий, сложный в обработке. Мелкие трещины, возникавшие в процессе работы, русские мастера заделывали с великим искусством: даже при детальном рассмотрении их сложно обнаружить.

К февралю 1843 года чаша была полностью готова. Для ее транспортировки в Барнаул использовали почти 200 лошадей, впряженных в специально оборудованные сани. Далее обоз проследовал в Екатеринбург к Уткинской пристани, откуда начинался речной путь в Москву и Санкт-Петербург. Полгода плыла баржа по рекам России, и, наконец, в августе 1843 года чаша прибыла в столицу. Еще долгие четыре года для Колыванской царицы сооружали фундамент: было решено определить это чудо в здании Нового Эрмитажа. Зал, в котором поместили изделие, называется теперь Залом Большой