Пословица. Обрядовые песни

Николай Александрович Жданович
ПОСЛОВИЦА.

Законченное образное изречение,
Несущее в себе характер поучения.
Оно ритмически организовано
И метким выраженьем образовано:

«На нет и суда нет».
«Дурная голова ногам покоя не даёт».
«Век живи – век учись».

Пословицы имеют как буквальный,
Так и образный иль переносный план.
Иль смысл только лишь иносказательный
Народным изречениям придан:

(1) «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало».
(2) «Горбатого могила исправит».

Первая Пословица имеет двойной план:
И образный, и, вместе с тем, буквальный.
Второй Пословице один лишь смысл придан,
И только образно-иносказательный.

Пословицу нередко с афоризмом сравнивают,
Которым быть она фактически не может –
Народные слова её вполне устраивают,
И автор никакой ужиться с ней не сможет.

Великий Гёте думал, что изречения его
Впоследствии Пословицами яркими предстанут,
Но авторство в фольклоре себе места не нашло
И вряд ли афоризмы Пословицами станут.
 
Большую роль в Пословице играют

Художественно-выразительные средства –
Отдельные слова её определяют
Иносказательность словесного соседства:

– имена собственные
в качестве сине'кдохи:
«По Сеньке и шапка»

– олицетворение:
«Хмель шумит – ум молчит»

– сравнение:
«Дьяк у места – что кошка у теста»
«Жена – не рукавица: с руки не сбросишь,
за пояс не заткнешь»

– метонимия:
«Сытое брюхо к ученью глухо»
 «Бойся худого локтя да ясной пуговицы»
 
– антитеза:
«Щербата денежка, да гладок калач»

– тавтология:
«Играй, да не заигрывайся»

Пословичное предложение,
Равно как и её суждение,
Подвержены делению на ритм. части,
При этом к совпадению причастны:
Синтаксическое их деление,
Композиционное членение.
Такой форме все Пословицы подвластны:

«Лес рубят – щепки летят»
«Язык мой – враг мой»
«Что силой взято, то не свято»
«Что посеешь, то и пожнёшь»
«Чем дальше в лес, тем больше дров»
«Дерёт коза лозу,
а волк – козу,
а мужик – волка,
а поп – мужика,
а попа – приказный,
а приказного – чёрт»

Особенно, где ритм и рифма сопричастны:

«Всякое семя знает своё время»
«Вор ворует, а мир горюет»
«Где кто родился, там и пригодился»
«Где любовь да совет, там и горя нет»
«Вьюги да метели под февраль полетели»
«За правду – матку и умереть сладко»
«С сыном бранись – за печку держись,
с зятем бранись – за дверь держись»
«Семь бед – один ответ»
«Христос терпел и нам велел»
«Что наша честь, коли нечего есть»
«На чужой каравай рта не разевай,
а пораньше вставай да свой затевай»
«Пословица к слову молвится» и т.д.

Ещё раз подтверждаем наше мнение,
Что есть в Пословице, как рассуждении,
Структурное двоякое членение:
Часть первая  - в исходном положении,

Вторая часть содержит поучение
Высоконравственного направления
И назидательно звучит для применения.
И из примеров, вышеприведённых,
Мы видим – ум, мораль народные бесспорны.
Попробуем Пословицы разбить на темы,
А к каждой теме приведём примеры:

– Исторические события:
«Вот тебе бабушка, и Юрьев день»
Борис Годунов велел крестьянам запретить
В Юрьев день к другим помещикам переходить.
«На одном вече, да не одни речи»
Пословица пришла в употребление
Во времена «вечевого правления»

– Языческие верования и обряды:
«Венчали вокруг ели, да одни черти пели»
Обряды свадебные, да без церкви
В народе праведном померкли.
«Взял Боженьку за ноженьку да и об пол»
В народе мнение бродило
О низвержении «кумиров».

– Хозяйственные занятия
(земледелие, рыболовство…):
«Не поле кормит, а нива»
«Рыба – вода, ягода – трава,
а хлеб – всему голова»

– Семейный уклад и семейный быт: 
«Как бог до людей, так и отец до детей»
«Хозяин в дому, как Хан в Крыму»

– Черты характера человека: 
«Шипит как каленое железо»
Пословица о человеке мнительном,
Горячем, раздражительном.

А дальше скажем об упрямом:
«Его в ступе пестом не умечешь»
И о другом – зовётся хитрованом:
«Идёт в сапогах, а след босиком»

Закончились с Пословицей «разборки».
Теперь подумаем, так всё же в чём
Отличие её от Поговорки,
К какому здесь консенсусу придём?

Поговорка – яркость, украшение
И речи, и любого предложения.
Пословица скорее – поучение,
Народной мудрости творения.

Поговорка может быть в Пословице
И жить отдельно, но по совести:

Пословица:
 «У бабы семь пятниц на неделе»

Поговорка:
«Семь пятниц на неделе»

Незаконченностью предложения
Не'т - не'т да Поговорка погрешит.
Пословица всегда другого мнения –
Она закрытым предложеньем дорожит.
Всегда две части в предложениях её
Со знаками раздела: «и», «а», «да», «тире», «то»,
Где «запятая» есть, а то и без неё:

Пословица:
«У Фили пили, да Филю ж и били»
«Хлеб – соль ешь, а правду режь»
«Бог даст и в окно подаст»
«Грибов ищут, по лесу рыщут»
«Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось»
«То густо, то пусто, то нет ничего»
«Что у трезвого на уме,
То у пьяного на языке»
«Что ни поп, то батька»
«Чужая сторона прибавит ума»

Поговорка:
«подложить свинью» - напакостить,
«медвежья услуга» - помощь во вред,
«когда рак на горе свистнет» - никогда,
«остаться с носом» - быть обманутым,
«деньги дело наживное» - и так понятно,
«коса – девичья краса» - и так понятно,
«кровь с молоком» - и так понятно,
«кожа да кости» - и так понятно,
«друзья познаются в беде» - и так понятно.
Похоже, тему мы не зря учили –
Поговорки от Пословиц отличили!
P.S/
Пословицы пришли к нам из глубокой древности.
В народе раньше Притчами их называли.
Пока они дошли до современности,
В пути давно самостоятельными стали.

Освободившись  из состава древних сказов,
Стали выделяться из других произведений.
Веками отличаясь мудростью наказов,
Нашли себя в среде отдельных предложений.

                ***
            ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ.

Произведения Обрядовой поэзии,
Где были заговоры, причитанья, песни…
А песни то колядные, то календарные,
То свадебные, празднично нарядные.
Все песни слагались на темы обрядов,
А различались созвучьями ладов.
 
Называли их тогда же и иным путём –
Календарно-обрядовыми песнями народа.
Они были связаны с сельхозкалендарём,
Пели их по праздникам разных времен года.

Песни Зимние звучат в Колядках,
Исполняются всегда на Святках:
Заклинаются обычно урожай,
Благополучие, богатый каравай.

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку, масляну головку,
А дай Бог тому, кто в этом дому,
Ему рожь густа, рожь ужиниста:
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём, и богатством
И воздай вам, Господи,
Ещё лучше того!

Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

За ними следуют Подблюдные.
Они поются при гаданьи с предсказаньями,
Сопровождают игры многолюдные,
С Обрядовыми Зимними гуляньями.

Особый цикл Обрядных песен –
Песни Масленичные составляют.
Обряд Недели Масленицы всем известен –
В ней проводы Зимы блинами ускоряют.

Геометрически блин – явный круг.
Орбита, Солнце – два круга изначально.
Обряд продвинуться Ему поможет, вдруг,
Чтоб Зиму проводить, Весну встречая:

Пришла маслена неделя,
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица,
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И … блины-то все поели!

Есть забава неплоха:
Кто достанет петуха,
По высокому шесту
Одолей высоту!
Кто в мешке без остановки
Проскакать сумеет ловко,
Кто горшок разбить сумеет –
Ни о чём не пожалеет!
Ждём на сцене молодцов –
Самодеятельных певцов,
Балагуров и танцоров,
Гармонистов и чтецов!

А песни Веснянки Обрядовы
Встрече с Весной были рады бы.
Веснянки не пели, а кликали,
Взобравшись на крыши и пригорки.
В них песни Весну призывали
И злую Зиму прогоняли:
Жаворонки
прилетите,
Студёну зиму
унесите,
Теплу весну
принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас
поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички –
жаворонки,
Солетайтеся,
сокликайтеся.

А на Троицу песни Летние исполнялись,
Зелёными березками дома украшались.
Из веток берёзы венки заплетали,
Весну провожали да Лето встречали.
А девушки вкруг на венках гадали
Да в хороводах под песни гуляли:

Йо, йо, берёзонька!
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица –
Только, только у нас, у
девушек,
и праздничек!

Ой, девушки, ой, красавицы,
Красны девицы-подруженьки!
Завтра Троица да зелёная.
Айда в лес – берёзку завивать
Да веночки заплетать,
Весну провожать,
Красно лето встречать!

На Ивана Купалу жгли ночью костры
И прыгать чрез них были все удальцы:
И парни, и девки и пацаны.
Купальские песни в ночьную темь –
Июнь, двадцать четвёртый летний день.

Очищающей силой огонь обладает –
Так каждый из древних славян считает.
Через костёр прыгнешь в ночь на Купалу,
Будешь здоровым и крепким на славу.
То песни Обрядовые, хороводные,
А значит народные, богоугодные:

Ой, рано на
Ивана…
Да кто нейдёт
на улицу…
Ой, рано на
Ивана!
Ой, рано на
Ивана…
Ой, рано на
Ивана…

Осенние Обрядовые песни
В своём многообразьи интересны:
Одни со сбором Урожая связаны,
А тут Семейные – Родильные,
А там, глядишь, уже Крестильные,
А Свадебные – просто быть обязаны.

Вот Обрядовая песнь про Урожай,
Венец которой – пышный каравай:
Жали мы, жали,
Жали-пожинали, –
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Нива долговая,
Постатъ широкая;
По месяцу жали,
Серпы поломали,
В краю не бывали,
В краю не бывали.
Людей не видали.

А в этой Свадебно-величальной песне
Величание обращено к невесте:
 - Какова, какова красна девушка?
- Ростом она ростом
Ни малая, ни великая,
Личиком, личиком
Бело-круглоликая,
Глазушки, глазушки
Что ясного сокола,
Бровушки что у черного соболя.
Сама девка бравая,
В косе лента алая.