Новая история Руси-30

Иван Есаулков
ЦАРЬ МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ
Молодой Михаил* был не смел.
Отстранили** его от всех дел.
Но вернулся отец***,
И тогда, наконец,
Для грядущего сделан задел****.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ ТИШАЙШИЙ
Правил он***** три десятка лишь лет,
Но оставил значительный след,
Власть царя****** утверждал
И Приказы******* создал,
Всё же не избежал многих бед********.

ПАТРИАРХ НИКОН
Он********* реформы тогда произвёл,
И раскол в Церкви произошёл,
Никон сана лишён,
Позже переведён
Под надзор и из жизни ушёл.

-----
* Михаил Фёдорович Романов — первый русский царь из династии Романовых, был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года.
** Царь Михаил Фёдорович был молод и неопытен, и до 1619 года страной правили его мать инокиня Марфа и её родня.
*** После освобождения в 1619 году из польского плена патриарха Филарета, отца царя, фактическая власть перешла в руки последнего, именовавшегося Великим государем. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.
**** Были заключены «вечные миры» с Швецией и Польшей. Созданы рейтарский, драгунский, солдатский полки. Основан первый железоделательный завод под Тулой.
***** Алексей Михайлович Тишайший — второй русский царь из династии Романовых, сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии.
****** Алексей Михайлович подписал в начале 1649 года текст Соборного уложения — новых основ законодательства России. Документ утверждал принцип централизованного государства с авторитарной властью царя.
******* По распоряжению Алексея Михайловича было проведено государственное реформирование — учреждены новые центральные Приказы: Тайных дел, Монастырский, Малороссийский, Рейтарский, Счётный, Литовский и Хлебный.
******** В годы царствования Алексея Михайловича вспыхнули соляной и медный бунты, восстание под предводительством Степана Разина, проведена церковная реформа, приведшая к расколу Русской православной церкви и отлучению старообрядцев.
********* Патриарх Никон  — московский патриарх. Его реформы были направлены на изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Они вызвали раскол Русской церкви, что повлекло возникновение старообрядчества. В 1666 году он был извержен из патриаршества и стал простым монахом, хотя его реформы были продолжены.