Как деградантами не стать?

Татьяна Химич
     Сильная личность – развитая личность. Что отличает разносторонне развитого человека? Духовно-нравственное, эстетическое развитие, развитие ума и мышления, воспитанные чувства, физическое развитие.

     Дворянство, семьи священнослужителей, царские семьи всегда стремились дать своим детям самое ценное и дорогое – не материальные блага, подарки – а воспитание и образование. Начитанность всегда являлась показателем интеллигентного, мыслящего, образованного человека, признаком высокого положения и происхождения. Не секрет, что чтение классической литературы формирует мировоззрение и культуру личности. А чтение духовных книг формирует верное представление о Боге, человеке, укрепляет веру, помогает вести правильную духовную жизнь.

     Читая сложную литературу, мы постигаем красоту и глубину русского языка (одного из самых богатых в мире), а многие персонажи произведений раскрывают перед читателем тонкости характеров и типажей, психологические пласты личностей, ведь часто авторы создавали своих героев на основе реальных прототипов и описывали ситуации, произошедшие в действительности.

      Исследования современных учёных доказывают, что читатель может испытывать эмпатию (сопереживание, сочувствие) к персонажу книги. Так результаты МРТ (магнитно-резонансной томографии) показали, что во время чтения повышается активность в центральной борозде мозга, где нейроны преобразовывают размышления в реальные ощущения, то есть читатель проживает опыт героя и, таким образом, может учиться на его опыте. Когда ребёнок видит мало достойных примеров вокруг, его выручает чтение.

     Развлекательная литература не приносит ощутимой пользы мозгу (и душе в том числе). Согласно исследованиям студенты, читавшие роман в расслабленном состоянии, показали реакцию в зонах мозга, ответственных за удовольствие. Только литература, погружающая в анализ характеров, хитросплетений отношений, имеющая нелинейный сюжет, тем более затрагивающая и раскрывающая нравственные вопросы, активизирует внимание и зоны мозга, ответственные за анализ и воспоминания, что естественным образом развивает эти зоны мозга.

     Также исследования развития детей показали, что навыки чтения в раннем детстве положительно влияют на интеллект. Такие дети имели более высокие интеллектуальные и познавательные способности. Эти эксперименты подтверждаются изучением способностей взрослых людей. Начитанные студенты имели повышенные показатели интеллекта.

     Несомненно, в процессе чтения человек развивает воображение (без развитого воображения немыслимо творчество, изобретения, наука, бизнес), представляя героев, обстановку, в которой раскрываются события.
Тем более воображение активизируется, когда человек читает фантастическую литературу, ведь именно в ней существует то, чего нет в реальности. Экранизированные произведения и множество фильмов стали замещать книги, но они не способствуют развитию воображения, даже притупляют его, ведь видеоряд – готовый продукт воображения. Во время просмотра телевизора работают только зоны, ответственные за зрение и слух (это видно на снимках МРТ) – мозг спит.

     Очевидно, что снижение уровня начитанности приведёт к деградации последующих поколений. Ребёнок, не полюбивший чтение, с трудом будет осваивать (если вообще будет) и научные дисциплины, и профессиональную литературу. Если у него не вызывает интерес богатая на образы и ситуации литература, то вряд ли вызовет интерес фактическая, специальная. Неприятно думать, что будут забыты труды богословов и духовная литература. 

     Особенный вклад в развитие души вносит поэзия. Она обогащает человека, его эстетическую, творческую сторону, возвышает его, утончает чувства. Поэзия – прикосновение высокого и непостижимого. К сожалению, современный человек мало интересуется поэзией, она не востребована среди подростков. Уже выросли два поколения, не оценившие её по достоинству. Отчего это произошло? Поэзию в юном сердце нужно взращивать и воспитывать любовь к ней, к её вдохновенной красоте. С 80-х годов прошлого века наша страна и остальной мир претерпели серьёзные культурные, экономические и политические изменения. Родителям было не до поэзии. Тем самым нанесён серьёзный урон душам молодых людей. Как прекрасна лирика А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева и других драгоценных поэтов в исполнении, идущем из самого сердца. Поэзия – это музыка слов, словесных образов. Она бесценна.

     Чтение стихов, особенно вслух и наизусть, включает согласованную работу правого и левого полушарий головного мозга, развивает многие зоны мозга и творческое мышление. Особенно ценно развитие души юноши или девушки. Лирика – она ведь в душе.

     Вообще, подлинная поэзия имеет сверхчеловеческую природу, духовную, неуловимую. А.С. Пушкин отмечал, что стихи и рифмы охватывали его, приходили свыше. Так и ребёнок, и взрослый, читая стихи, погружается в это возвышенное состояние, полёт ума и чувств. Поэзия – одна из высочайших форм истинного творчества. Она не только одухотворенна, музыкальна, но и вмещает тонкие, насыщенные смыслами образы в максимально сжатой форме.  Особенно ценна духовная поэзия, просвещающая ум и сердце. Стихи часто созданы в высоких формах языка, что является подлинным богатством русской речи. В обыденной жизни такие формы, образы, эпитеты, метафоры, редко используются.

     Необходимо детям прививать вкус к поэзии и литературе, иначе мы рискуем получить поверхностных потребителей удовольствий. Но всегда будут существовать те, кто мыслит масштабно, стратегически, они будут управлять обществом. Но каковы их цели и идеалы? Только личность способна творить, делать открытия, отстаивать идеалы и ценности.

     Ряд исследований показал, что мозг человека, умеющего читать, устроен сложнее, чем мозг неграмотного. Мозг взрослого, много читавшего в детстве, лучше использует все свои ресурсы (анализ, воображение, логику). Педагогам и психологам давно известен метод укрепления и сохранения памяти и молодости мозга на долгие годы – чтение и заучивание стихов наизусть.

 Мозг способен на многое. Человек способен на многое. Важно, что в них вложено.