Тайна чистого вымысла Философическое эссе

Сергей Носов 8
СЕРГЕЙ НОСОВ

   ТАЙНА  «ЧИСТОГО  ВЫМЫСЛА»


            Способен ли человек к «чистому вымыслу»?
            Существует ли такой «чистый вымысел» на самом деле? 
           В  воображении и фантазиях людей, в произведениях искусства и художественном литературы, в сознании человека в целом?
             Вопрос казалось бы парадоксальный и озадачивающий, на который очень   хочется любому «первому встречному» ответить  так  - да конечно же существует подобного рода вымысел в фантазиях и воображении людей, в произведениях литературы и искусства равно как и во многом другом из того что человека окружало и окружает. А как же иначе?
             Но не все здесь так просто и однозначно как кажется.
      Может ли человек реально придумать или вообразить что-то действительно невиданное  и нигде не существующее ?  -  Едва ли.
            И мысль и воображение человека обычно во всех  своих порой  весьма разнообразных и своевольных формах  воспроизводят то что уже где-то и  в каких-то реальных образах (пусть до времени и невидимых) реально существует и существовало  в окружающем мире  или в одной из его причудливых и неожиданных эманаций.   
   
     Когда мы мыслим и тем более когда мы (как мы сами обычно считаем) фантазируем - мы на самом деле видим на «других планах» бытия  то что тоже реально существует но недоступно обычному человеческому  зрению слуху и осязанию.
       Вот и все.
       И просто и сложно одновременно.
        На вид для многих «реалистов и скептиков» невероятно и непостижимо.      Но на самом деле очень естественно и понятно.
      Это конечно бывает трудно представить «на практике» - что  ты мечтая например о какой-то славной девушке которая тебя полюбит в это же самое время  видишь эту девушку и на самом деле.
      Хотя рядом с тобой ее нет в этот момент времени нет и быть не может. И хотя ты эту девушку  никогда не видел и не знал.
       Важно понять  -   все то  что мы видим своим духовным взором  или  представляем  в своем воображении  действительно  реально  существует…                Только зачастую не в окружающем нас  и всегда понятном нам сугубо материальном мире  где вокруг нас ездят автобусы, троллейбусы и трамваи и полицейские в своих славных автомобилях с «мигалками»…
            А в мире неуловимых энергий,  которые постигаются только мыслью, чувствами и воображением человека, но способны осязаемо и значимо влиять на реальность окружающей материальной жизни.
      Все мыслящие люди нашего времени знают и помнят  странную историю записанную выдающимся психотерапевтом и философом  Карлом Юнгом и случившуюся некогда в его присутствии -  о том что во время рассказа его пациентки  о своем повторяющемся ей каждую ночь сновидении где ей является якобы подаренное ей ожерелье из времен древнего Египта с изображенным на нем  жуком-скарабеем…   
          И вот как раз во время этого рассказа девушки о своем повторяющемся сновидении  на окно комнаты где происходила беседа Юнга со своей пациенткой прилетает именно тот самый жук скарабей о котором и шла речь в признаниях  девушки (правда жук «местной разновидности» из  этого же вида жуков-скарабеев) и настойчиво пытается проникнуть в комнату.      
         Юнгу даже удалось взять нежданно  прилетевшего жука в руки и показать его своей пациентке, вызвав у нее шквал эмоций и непередаваемого удивления….
      И Карл Юнг писал потом что  до этого значимого для него эпизода в его жизни и врачебной практике он не мог себе и представить подобной материализации сновидения которая произошла прямо на его глазах...
         Надо сказать что эта казалось бы сугубо частная история  стала  (конечно же при участии самого Юнга и под воздействием написанных им позднее философских трактатов и статей)  во второй половине ХХ столетия началом новой эры в психологии, а также в мистических учениях  и в философских исканиях.
        Этот случай  конечно же многократно использовался и в картинных  эзотерических «клоунадах»  и прочих измышлениях о  «сверхестественном», о том что реально существует иная невидимая реальность и иные невидимые миры..
        Но ведь и действительно  если свидетельства такого рода о существовании иной реальности -  имеют место быть….
          То что нам тогда говорить  об ее полном отрицании - значит эта реальность в каких-то формах существовала всегда  и существует и сейчас и будет существовать и в будущем…..
        Пусть она обычно и невидима.
        Конечно речь не должна идти о том что эта невидимая реальность и энергии ее наполняющие «породили из воздуха» жука-скарабея явившегося Юнгу в момент рассказа его пациентки о подобных сновидениях от которых она страдает…
          Вовсе нет.
          Но ведь какая-то неведомая сила заставила жука-скарабея именно тогда полететь именно в это окно и с отчаянной настойчивостью в него стучаться….
            Чистая случайность?
             Слепая случайность от начала и до конца?
             Но не  смешите умных людей! Такое невозможно  - шансы на подобную «слепую случайность» практически равны нулю или близятся к нулю.
               И Юнг сразу понял это как выдающийся мыслитель.
               Какая-то реальность  за пределами науки и нашего ежедневного «материального» опыта - определенно существует.
                И она часто проявляет себя, воздействуя на реальные события в нашем мире
            Но в данном случае речь в нашем философическом эссе где невозможно естественно «объять необъятное»  в первую очередь идет  - о художественной литературе.
              И художественную литературу есть все основания воспринимать и не как мир художественного вымысла и не как мир «отражения объективной реальной действительности» вслед за разного рода материалистами  утилитаристами и реалистами…  А как отражение  невидимого мира и иной реальности бытия, явленной писателю-творцу в художественных образах даже если сам  писатель или поэт  этого и не осознает, не отдает себе в этом отчет.

         Создавая роман «Бесы» Достоевский действительно видел Бесов - видел и ощущал некие психофизические сущности, существующие в «ином мире», но способные воздействовать на «наш мир», земной и осязаемо материальный мир, доступный человеческому зрению и слуху так же как и сугубо научному «освидетельствованию».
      Тоже самое можно с полной уверенностью сказать и о Гоголе.
      Не случайно например героев гоголевских «Мертвых Душ» проницательный и способный к действительно большим судьбоносным прозрениям Николай Бердяев назвал « духами Русской Революции» в своей одноименной известной брошюре…
           Гоголевские Коробочки Собакевичи Ноздревы и прочие - действительно духи зла, корысти и разрушения… Реально существующие в нашем мире и действующие в нем, являющие в нем губительную разрушительную силу.
           Вообще сам вопрос о том что человек, в том числе и высокодуховный человек, способен к некому «чистому вымыслу» - очень спорный.
            По нашему глубокому убеждению человек к такому «чистому вымыслу» просто не способен - органически и по самой природе своего мышления.
             Когда человек мыслит он не столько создает что-то абсолютно новое и невиданное сколько благодаря своему духовному зрению реально видит и отображает в своей мысли иные не сугубо материальные (условно говоря) реалии бытия и сознания…
             По крайней мере мысли в гуманитарных сферах науки и творчества это свойственно совершенно определенно.
             Настоящий писатель-творец ничего не изобретает и не выдумывает - он пишет о том что реально видит своим духовным взором.
            И эти его «видения» могут рано или поздно вторгнуться в материальную жизнь и даже завладеть ею.
           И в этом состоит  и значение и между прочим и опасность вдохновенного и своевольного творчества такого «настоящего писателя-творца» -  он способен порой и против своей воли  переносить в мир материальный и реально видимый реалии невидимого психофизического по природе своей мира, с которыми мы иногда сталкиваемся что называется «лицом к лицу» но которые мы зачастую не склонны вместе с тем «принимать за правду.»
           И мы должны это признать наконец.
           И перестать говорить о том что Литература ( с большой буквы) художественно отражает  обычную действительность  земной материальной жизни вслед за наивными до детства революционерами-демократами (если говорить о  России) и прочими примитивными материалистами, не признававшими реальным ничего кроме того что можно прямо сейчас потрогать «своими руками» и утверждавшими некогда как мы помним в России что «сапоги важнее Шекспира».
            Художественная литература есть погружение в психофизический мир духовно-материальных сущностей и смыслов, который с видимым нами и исследуемым наукой сугубо материальным миром  связан очень тесно и тонко.
             Но  вместе с тем он существует и «сам по себе» и  вторгается в материальный и видимый нами мир и спонтанно и непредсказуемо и порой судьбоносно.
                Очень многое из созданного художественной литературой превращается в реальность - и хорошее и плохое…
             Бесы Достоевского стали реальностью нашей жизни давным давно… По настоящему они нахлынули в Россию в начале ХХ столетия….
              А потом ее и заполонили.   
        Но ведь и Лолита Набокова пришла реально в современную жизнь - сколько было уже экранизаций этой вещи Набокова … Сколько разговоров о ней.
          Хотя все «в глаза» и «на людях» все говорят конечно что такая любовь безнравственна.
           Безнравственна-то она безнравственна  такая любовь…. Это правда. Никто с этим не спорит .
А нравственно-то что? - Вот в  этом вопросе мнения и личные убеждения людей  в нашем обществе  как обычно очень сильно расходится.
             Высшие слои российского общества например - большие чиновники, бизнесмены, те кто рядом с властью всегда - они всемерно показывают сейчас как глубоко они верят в Бога.
            И потому многие из них даже поехали на Святой Афон вслед за Президентом - укреплять свою духовность и благочестие…
            Однако почему-то показная воцерковленность не мешает очень многим из них воровать и быть коррупционерами … И нравственные заповеди - тоже не мешают…
                Но не будем больше столь мрачно иронизировать по поводу тех или иных «двойных стандартов» в нынешнем обществе и многих несветлых реалий нашей сегодняшней жизни…
                Об этом можно писать очень и очень долго… С юмором, с раздражением,  со злостью…. И как угодно. От этого «сотрясания воздуха» увы ничего в окружающей реальности  не меняется.
                Нам важно было просто показать что многие образы созданные художественной литературой - как бы врываются в реальную жизнь и порой способны и завладеть ею вопреки даже внутреннему сопротивлению «ткани жизни» таким вторжениям из мира художественного воображения.
        И это убедительно доказывает - такие образы где-то и в каком-то смысле жили и до того как они открылись духовного взору писателя-творца. Писатель эти образы отнюдь не выдумал - а увидел…,  увидел  «в мирах иных» природа которых нам неизвестна… И увиденное им и изобразил в своих художественных произведениях. 
               
            
СВЕДЕНИЯ   ОБ  АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1961-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства В. В. Киреевского. СПБ. 2009.
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ», «Российский Колокол» , «КАМЕРТОН»,  «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «МОСТЫ» (ГЕРМАНИЯ), «КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США,  «АРГАМАК»,  «КУБАНЬ»,  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА),   « ДЕТИ РА»,  «ЮНОСТЬ»,  «ЗОЛОТОЕ РУНО», «ЛИТЕРА   НОВА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК),    «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ГРАФИТ»,  «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИ» (ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ),  «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),  «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА»,  «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА»,   «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ,  «СТУДИЯ» (БЕРЛИН), «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «ГРАФИТ»,  «ПОСЛЕ 12»,  «БЕРЕГА», «ДЕНЬ И НОЧЬ»,  «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ»,  «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ»,  «ФОРМА СЛОВА»,   «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР»,   «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», «ОГНИ НАД БИЙЕЙ»,  « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ) ,  «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «СЕВЕРО-МУЙСКИЕ ОГНИ», «КОВЧЕГ»,  «ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ»,  «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ),  «ЗОЛОТОЕ РУНО»,  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ (К 125-летию  М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и рассказов о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019)  и   в целом ряде  других   литературных  изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
Является автором более 15-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   






            .