Книжная полка - 129. А. Ганиева. Ее Лиличество Бри

Единомышьленники
Наступила зима, и это повод для того, чтобы читать новые интересные книги в компании Единомышьленников!
Уютные вечера под снежным одеялом, которое укрывает мышиную нору, дарят нам часы увлекательного чтения.


Сегодня наш постоянный автор рубрики "Книжная полка" НАИЛЯ АХУНОВА 
расскажет о новой книге Алисы Ганиевой "Её Лиличество Брик на фоне Люциферова века"

Слово Наиле: "Прочла недавно книгу Алисы Ганиевой "Её Лиличество Брик на фоне Люциферова века" (2019), а сейчас читаю "Пристрастные рассказы" самой Лили Брик (2003).
Не перестаю удивляться, восхищаться, ужасаться и перечитывать отдельно взятые места из этих книг.
Быть Музой великого поэта и русского авангарда, увековечить память Маяковского, как это сделала она - не каждому дано.
И прожить долгую жизнь, быть иконой стиля и притчей во языцех, хозяйкой знаменитого лит. салона, став женщиной-мифом, легендой ещё при жизни...

"Пришла — деловито, за рыком, за ростом, взглянув, разглядела просто мальчика. Взяла, отобрала сердце и просто пошла играть — как девочка мячиком. И каждая — чудо будто видится — где дама вкопалась, а где девица. «Такого любить? Да этакий ринется! Должно, укротительница. Должно, из зверинца!» " (В.Маяковский)

Эта книга сейчас - моя настольная книга.  С автографом Алисы Ганиевой, автора. Это  наиболее полная и беспристрастная биография Лили Брик, музы Маяковского.
 
10 октября 2019 г. Провела обзор "Муза поэта: ангел или демон?" по книгам: "Л.Ю.Б." Алисы Ганиевой и ""Пристрастные рассказы" Лили Брик. Встреча прошла в чайной "Другой чай" на Кремлевской в уютной атмосфере китайской чайной церемонии..."

Из интервью Александра Мельмана с автором книги на страницах «Московский космомолец».

Я купил эту книжку случайно. Знал, что есть такая писательница Алиса Ганиева, и Лиля Брик мне всегда была очень интересна. И вот купил: «Л.Ю.Б. Её Лиличество Брик на фоне Люциферова века». Прочитал на одном дыхании. Восхитился. Испугался. Удивился. Нашел телефон Алисы и сразу позвонил ей.
А потом решил сделать это интервью, пригласил в редакцию. И опять восхитился, испугался, удивился. Какая женщина! Теперь уж не знаю кто — Ганиева или Брик. Обе.


— Алиса, так чем же вас заинтересовала Лиля Брик?
— Она всегда меня интересовала, но обычно в контексте эпохи 20-х и в связи с фигурой Маяковского. Чаще всего если где-то попадались статьи о ней, то это разговоры такого полужелтого характера о ее манкости, женской притягательности…
— И она всегда второй номер, но никогда не в центре внимания.
— Да, именно в связи с ее мужчинами и в связи с Маяковским. Либо под знаком плюс, какая она была прекрасная, очаровательная, либо со знаком минус, что это была такая роковая женщина, которая свела Маяковского в могилу и вообще ничего в ней особенно не было, она только и пожирала талантливых людей вокруг себя, жила за их счет, такая паразитка. Эти споры, самое удивительное, не остались где-то там в 70–80-х, они продолжаются до сих пор. Люди с огромным энтузиазмом, кипят злословием, желчью.
— А почему, как вы думаете? Оттого, что до сих пор актуален Владимир Владимирович или это просто женский вопрос как таковой, феминистский?
- Дело в ней самой. Ну мало ли у каких поэтов были музы. Были разные истории: и дуэли, и суициды, и мистификации. Вообще Серебряный век полон такими историями, если покопаться, но они достаточно узко известны. Например, Черубина де Габриак, если выйти на улицу и спросить, кто это такая, наверное, ответят далеко не все, а ведь тоже очень интересная была история и такая тройственная загадка. Потом Любовь Менделеева, Блок и Андрей Белый — тоже знают, судачат, но не настолько остро и охотно.
Видимо, дело в фигуре Лили Брик. Во-первых, она еще и дожила почти до нашего времени, в мае исполнилось 40 лет с тех пор, как ее прах был развеян над звенигородским полем. Четыре десятка лет, в общем-то не так много, Лиля ушла из жизни в 1978 году. Она одной ногой стоит где-то в дореволюционной декадентской эпохе, а с другой стороны — еще живы и ходят меж нас люди, лично ее знавшие.
— Да, Лиля как бы объединяет разъятое время.
— Она долгожительница, особенно в ХХ веке, когда очень сложно прожить полноценно, дожить отмеренный природой отрезок времени — тебя либо катком репрессий, либо войной, либо голодом, либо эмиграцией, тяготами бы зарубило, а Лиля Брик — человек, который выживал, причем делал это с легкостью, жил всегда на широкую ногу. Всегда у нее там таперы, танцы, икра…
— Скажите, так Лиля Брик была феминисткой?
— Нет, она была совсем не феминисткой, она всегда жила за счет мужчин. Ну, паразит — плохое слово, и содержанка тоже ей не совсем подходит. Просто в этом был ее ум, и в этом же заключалась ее работа и стратегия, что она умела не просто поймать мужчину, но еще и примирить его с тем, что у нее есть любимый муж. Вот я бы так не смогла, и мне такие формы манипуляции мужчинами очень чужды.
— Так любила Лиля Брик Маяковского?
— Нет, вот любви, по-моему, не было, любви женщины к мужчине, человека к человеку. Я здесь вижу любовь ценителя искусства к большому мастеру. Это была привязанность. Она была его музой, она его распознала и не отпускала до конца. Но можно ли назвать это любовью?