Грюнес Гевельбе - Зеленые Своды

Нелли Неженцева
Давно мне хотелось рассказать о своем ярком восторженном впечатлении при посещении одной из самых значительных достопримечательностей немецкой Саксонии - музея «Грюнес Гевельбе», что в переводе с немецкого означает «Зеленые своды.» Пока я собиралась  рассказать о своих впечатлениях и о великолепии дрезденской коллекции драгоценностей, 25 ноября 2019 года, меня, как и всех, кто  имел счастье там побывать, поразила новость о беспрецедентном ограблении. Думаю, от этой новости вздрогнули от неожиданности и огорчения не только немцы, но и все, кто смог хоть раз лицезреть это чудо. Как констатировали в новостях, ограбление прошло с необычайной легкостью. Стоимость похищенного  составляет миллиард евро. В настоящее время следов похитителей не обнаружено.

Во времена нашего пребывания в Германии меня всегда приятно удивляло, что у немцев совершенно изжиты, свойственные другим народам пороки, такие, как хищения и грабежи. Что же могло произойти с немецкими традициями и их чрезвычайно бережным отношением к своей культуре? Почему это могло произойти в спокойной Саксонии с ее  культурными  ценностями и многовековыми традициями? Говорят, что саксонские курфюрсты  свои драгоценности хранили именно в этой сокровищнице, на праздники надевали украшения и снова возвращали туда, где они бережно оберегались веками.

В  самой богатейшей коллекции драгоценностей в Европе я  побывала несколько раз.  Мои  посещения   великого музея совпадали со временем   посещения незабываемой картинной галереи  Дрездена. То, что эта коллекция произвела сильнейшее  впечатление на меня и моих спутников,  значит, ничего не сказать, его сложно передать обычными словами. Конечно, лучше один раз увидеть и навсегда запомнить.

Впервые я видела такое количество лучших в мире драгоценностей, собранных вместе в Дрездене в музее "Зеленые своды." Начало коллекции было положено в 16 веке. В 1723 году хранилище  было расширено по указанию Августа Сильного. Тщеславный король  хотел  поразить всех европейских соседей  лучшими ювелирными изделиями на планете. Именно король Август Сильный собирался сделать из несколько провинциального в то время Дрездена современную королевскую резиденцию в Европе.

Музей «Зеленые своды» располагается в бывшем замке-резиденции саксонских курфюрстов и королей в Дрездене. В сокровищнице  сейчас собрано примерно четыре тысячи экспонатов барочного периода из золота, серебра и других драгоценных материалов, а также из слоновой кости, эбенового дерева, янтаря, стекла, латуни, бронзы, драгоценных камней.

Свое название  «Зелёный свод» - знаменитая коллекция  периода от Ренессанса до классицизма получила от некогда окрашенных в малахитовый цвет колонн зала, сейчас они покрыты зеркалами. Отделка помещений сокровищницы  была произведена архитектором Пёппельманом, который являлся автором архитектурного комплекса Цвингер. Известность и слава зеркальных кабинетов саксонской сокровищницы  была известна всей Европе. Один из известных авторов-путешественников отозвался об этом месте, как самом прекрасном на земле. Знаменитая сокровищница оставалась неизменной до 1942 года.

Одно из самых сильных впечатлений  на меня и моих спутников произвела известная фигурная композиция «Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого Могола Аурангзеба»  Эта композиция  выполнена в период с 1701 по 1708 г. и имеет  довольно большой размер:  58 см х  142 см х 114 см.  В этой настольной композиции 137 миниатюрных человеческих фигур,  а также  животных. Все  выполнено из драгоценных металлов и украшено большим количеством драгоценных камней. Только бриллиантов в ней - 5233,  множество рубинов, сапфиров, изумрудов и жемчуга.  Как я впоследствии узнала, шедевр «Дворцовый прием»  стоил саксонскому курфюрсту так дорого, что составил в то время годовой доход тысячи чиновников. Произведение создавалось лишь по рассказам, так как  ее создатели и сам Август Сильный, при котором композиция создавалась, никогда не были в Индии.

Каждый раз все мы надолго останавливались у особенно удивительного экспоната. Он выполнен в 1589 году ювелиром, похожим на нашего всем известного персонажа,  Левшу. На вишневой косточке при помощи лупы вырезаны 185 миниатюрных человеческих портретов. Эта косточка оправлена в дорогостоящую сережку.  Рассмотреть микроскопические  лица можно только через мощную лупу, приставленную к этому произведению искусства.

Впечатлило меня и «Родословное дерево Христа» выполненное из золоченого серебра и акульих зубов, предположительно исполненное в Нюрнберге в 1500 году, а также  шкатулка с распятием «Голгофа» мастера Элиаса Ленкера, тоже  созданная в Нюрнберге в 1577 г.  из золоченого серебра, дерева, перламутровых раковин, жемчужин неправильной формы, изумрудов, бирюзы, гранатов.

Удивляло в музее огромное количество ювелирных украшений, драгоценной  посуды, великолепных статуэток, шкатулок, оружия, украшенного драгоценными камнями, золотых кубков, богато украшенных сосудов для питья, в том числе бокал Мартина Лютера и чаша для питья Ивана Грозного, а также самые известные миру драгоценные камни. Все  великолепие коллекции невозможно перечислить и даже рассмотреть.

Как я уже сказала, до 1942 года бесценная сокровищница была в неизменном виде. В этот период над  музеем нависла серьезная опасность, начались бомбардировки немецких городов западными союзниками, они становились все продолжительнее. В это время было решено вывезти  сокровищницу в крепость Кёнигштайн в Саксонской Швейцарии.  В незабываемый трагический день 13 февраля 1945 года на Дрезден обрушились объединенные силы англо-американской авиации.  В эти тяжелейшие дни от курфюршеского дворца остались одни стены. Из девяти самых укрепленных и надежных  помещений сокровищницы осталось лишь пять.

Я привезла много книг, приобретенных в музеях Германии, в том числе о «Зеленых сводах» на русском языке, поэтому после нескольких посещений подробнее познакомилась с историей Дрездена и его знаменитых коллекций еще и по книгам с великолепными иллюстрациями..

 В день капитуляции рейха ключи от крепости Кёнигштайн, где находились сокровища, были переданы старшему по званию французскому офицеру.  И только через несколько дней о нахождении бесценной коллекции музея стало известно  отряду Советской Армии, который должен был обеспечить сохранность этих сокровищ искусства. Впоследствии  сокровища были перевезены в Москву и сохранялись в сейфах Министерства финансов СССР, благодаря чему коллекция не пострадала в самые тяжелые последние недели войны. В 1958 году вместе с другими музейными ценностями все сокровища были переданы правительству  ГДР, а 8 мая 1959 года впервые после перерыва состоялась выставка.

В новых материалах  из  интернета узнала я и о том, что к 2004 году была произведена реконструкция Дрезденского замка, на которую федеральные власти Саксонии выделили 45 миллионов евро, и на продолжение реконструкции предполагалось потратить  еще 340 миллионов евро.

И… как гром среди ясного неба - ограбление на миллиард евро …  Это у самых бережливых людей в мире, тех, кто хранит, как зеницу ока свое культурное наследие и вековые традиции…  В этом я убедилась, посещая самые дорогие для Германии и его народа места. Сберегли, сохранили в войну,  и  опять, как мы видим, с помощью истинного русского благородства, о котором, к нашему глубокому сожалению, все чаще  забывают.

И в связи с ограблением века подумала, а так ли все безоблачно сейчас в стране, где пала берлинская стена? Может, все же эта стена по-прежнему осталась в душах людей? Особенно в душах восточных немцев? Я с уважением и теплом отношусь к народу, который умеет хранить все, что ему дорого; умеет быстро наладить жизнь так, как будто у него  никогда не было войны. По общению со своими немецкими друзьями я знаю о трудолюбии этого народа, его пунктуальности, бережливости, порядочности, умению  отдыхать всей семьей, а на праздниках веселиться от души  трем поколениям вместе. А кроме того  мы поняли и знаем, что именно этот народ вместе с нашим навсегда вынес уроки  тяжелейшей войны, которые никогда не должны повториться.

Конечно, очень желаю, чтобы бесценные экспонаты вернулись на свои места в "Зеленые Своды", где хранились веками, и продолжали радовать тех, кто придет на них посмотреть.  Очень хочу этого еще и потому, чтобы не было так грустно и больно вспоминать о памяти тех, кто спасал  и берег сокровища в тяжелейшие дни  войны и после, и, как это ни странно..., в мирное время  не сберегли..., и чтобы не пришлось горько шутить нашим телеведущим: «Может рано вернули? Целее бы было?»

На фото "Дворцовый прием Великого Могола"